Главная | страница 1![]() Призванием становится интерес, помноженный на труд В. А. Сухомлинский Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице? Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно построить индивидуальную образовательную траекторию саморазвития учителя. Пройти путь от новичка до мастера непросто. Профессиональное мастерство характеризуется, прежде всего, целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств. Понятие "педагогическое мастерство" трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству — удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.
Неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом профессионального развития учителя является его профессиональное самосознание. Психологи выделяют четыре основных компонента профессионального самосознания. 1.«Актуальное Я» (каким сейчас себя видит учитель). 2.«Ретроспективное Я» ( каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). 3.«Идеальное Я» (каким хотел бы стать учитель). 4.«Рефлексивное Я» (как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители). Эти четыре «Я» стимулируют саморазвитие учителя. В зависимости от стажа, опыта работы, применяемых методов обучения можно выделить (условно) 4 уровня саморазвития учителя.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, его собственная личность является мощным "рабочим инструментом". И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост — непременное условие достижения профессионализма. В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе. Длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж, способствует профессиональному росту. Но иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту. Для традиционного учителя главными были специальные и методические знания. Для современного педагога приоритетными становятся знания -- теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), --методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) --технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий). Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Педагогическая техника шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития. Непрерывное образование нельзя сводить только к повышению уровня общеобразовательных и профессиональных знаний учителя. Учитель современной гимназии должен овладеть философской, исторической, эстетической культурой. В процессе непрерывного образования совершенствуется его духовное, экономическое и экологическое воспитание, повышается социальная активность и ответственность. Система непрерывного совершенствования педагогического мастерства должна обеспечить продвижение всех учителей от одного уровня овладения творческой деятельностью к другому, более высокому, от «переоткрытия» известного к отдельным творческим находкам, от выбора имеющихся вариантов к поискам собственных, нестандартных, оригинальных решений. Стратегия построения индивидуальной траектории саморазвития учителя учитывает факторы, влияющие на профессиональный рост. Прежде всего, это индивидуальные особенности человека. Каждый из нас обладает определенным набором свойств, которые либо обусловлены биологически, либо приобретаются в процессе обучения и воспитания. Склонность к той или иной деятельности, а также качества, необходимые для ее осуществления, — вот что зачастую является определяющим для получения эффективного результата. Иногда человек делает ошибочный выбор, недооценивая или переоценивая свои способности, и убеждается в неверности пути только тогда, когда сталкивается с чередой неудач. Следующий фактор — потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации. Современная ситуация на рынке образования характеризуется небывалым спросом на образовательные услуги. Естественно, что в новых социально-экономических условиях многим людям пришлось кардинально менять сферу деятельности, получать новые специальности, учиться новым технологиям. Все это требует значительного увеличения количества учебных заведений, а значит, и преподавателей. Кроме того, для сегодняшнего образованного человека недостаточно узкоспециальных знаний. Как правило, для повышения профессионального авторитета требуется масса новых умений (владение компьютерными технологиями обучения, умение обращаться с оргтехникой и т.д.). Поэтому именно педагогическая деятельность может быть самой актуальной в ближайшие годы. И, наконец, третий фактор — близлежащие возможности. К ним относятся те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе от членов семьи, возможность протекции, расположение образовательного учреждения вблизи от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения, материальное положение и т.д. Иногда этот фактор при выборе профессионально-образовательной стратегии оказывается самым значимым, что накладывает отпечаток на весь характер. Существуют негативные факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога. Прежде всего, к таким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров выделил некоторые из них.
В тяжелых случаях эти кризисы могут сочетаться в разных вариантах ("опустошенность + бесперспективность", "нереализованность + опустошенность"). Каждый человек переживает их по-своему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь в преодолении их другим людям При разработке системы непрерывного творческого саморазвития учителя мы исходили из ряда общих психолого-педагогических положений о развитии личности: - развивать потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным окружающими по достоинству, желание стать «значительным»; - развитие личности происходит только в процессе деятельности самого человека; - многие качества человека формируются в межличностном общении; - необходимо формировать личность в целом, а не отдельные качества, свойства характера; - опираться на лучшие стороны личности, ее интересы, потребности, склонности, чувства. Основными компонентами системы непрерывного творческого саморазвития учителя лицея, построенной на системном подходе, являются: - целеполагание как системообразующий фактор; - мотивация как потребность в саморазвитии, самообразовании, самореализации; - содержание, формы, методы и средства самообразовательной и самовоспитательной деятельности и методической работы, включающие методическую, научно-методическую, научно-теоретическую (психологическую и педагогическую), философскую и культурологическую подготовку учителя; - управление, т.е. организация, руководство, анализ, оценка, контроль, диагностические исследования. В объективности оценки труда учителя кроется важный стимул активизации творческого саморазвития и новая система оплаты труда педагогов – попытка улучшения морально-психологической удовлетворенности педагога. Очень большое значение при этом имеет и самооценка, поэтому необходимо обучать учителя анализу собственной деятельности. Современные условия педагогической деятельности постоянно подвергают нас проверке. Результаты ЕГЭ и ГИА – лучшие показатели творческого саморазвития учителя. Призовые места на олимпиадах различного уровня – это ещё наш показатель рентабельности. Итак, учитель определяет индивидуальную траекторию своего развития, учитывая --внутренние и внешние мотивы; -- требования к учителю на современном этапе; -- требования администрации образовательного учреждения; -- морально-психологический климат, сложившийся в коллективе. Учитель определяет направления своего совершенствования (элементы психолого-педагогической и методической подготовки, профессиональные и личностные качества) и планирует, через какие формы развития (методическую работу, самообразование, самовоспитание) будет осуществляться процесс творческого саморазвития. Обязательным является участие учителя в экспериментально-исследовательской деятельности, творческое использование опыта инновационной деятельности коллег, престиж учителя в глазах учащихся, сотрудничество с учащимися и коллегами, уважение учителей и администрации, применение эффективных технологий обучения, воспитания учащихся, творческая атмосфера в коллективе. Необходимым условием является определение конкретных результатов творческого саморазвития, фиксация которых проводится в индивидуальном плане развития учителя.
Индивидуальный план саморазвития обязательно включает изучение инновационных технологий, повышение квалификации в очной или заочной форме, посещение семинаров, участие в конференциях, олимпиадах различного уровня. Систематическое повторение теоретических вопросов профессиональной подготовки, уверенное освоение тестов по контролю остаточных знаний по различным дисциплинам профиля специальности (с оценкой "хорошо" и "отлично") свидетельствует о высоком уровне саморазвития педагога. Множество различных дистанционных курсов по предмету предлагает издательство «1 сентября». Участие в различных конференциях, семинарах российского, международного уровня предлагает «Завуч.инфо». Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации учителя. Но саморазвитие педагога –это прежде всего личное дело каждого. Если человек сам ничего не хочет, никакие предложения и никакие современные технические условия не помогут. Под лежачий камень, как известно, и вода не течёт.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г. 8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г. 9. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г. Управление образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2 Профессионально-личностное саморазвитие педагога. (выступление на семинаре учителей математики Бугульминского муниципального района) Мальцева И.Ф., учитель математики первой квалификационной категории Газисова Е.А., учитель математики первой квалификационной категории Бугульма, 2011 г. ![]() Смотрите также: В. А. Сухомлинский Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице
155.88kb.
Методические рекомендации «Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»
40.64kb.
Сценарий квн, посвящённый Дню учителя
58.04kb.
История и философия образования
35.41kb.
Статья на тему «Становление профессиональной компетентности педагога» Обучать значит учиться вдвойне
41.58kb.
Реферат «Определение профессиональной направленности психолога» Одесса
196.47kb.
Реферат по дисциплине: Концепции современного естествознания Тема: Что будет дальше со Вселенной? Вселенная и пути ее эволюции. Хасанов В. Р
355.79kb.
Что такое красота?
23.53kb.
Жизнь в кредит: что такое «хорошо» и что такое
65.71kb.
Лестер Самралл «Дух, душа и тело в гармонии с Богом» Глава Нечто новое
1994.85kb.
Знаете ли вы, что ваша кожа является зеркалом вашего здоровья в целом и вашего самочувствия. Отсюда идет такое понятие как «красота изнутри»? Каждые семь недель ваше тело формирует полностью новую поверхность кожи
90.29kb.
1. Возникновение и становление полиграфии. Понятие о печатной форме 501.71kb.
|