Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36
Принята на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 36 (протокол № 2 от 01.11.2013 г.)

Основание – п. 5.8.1 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)


Утверждена _______________________

И.Б.Козина, директор МБОУ СОШ № 36

Приказ № ___ от ___.11.2013 г.

Основание – п. 5.5.9 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция)


Адаптированная образовательная программа

по учебному предмету

«Музыка»

на 2013 – 2014 учебный год




ОбучающаясяМалкина Анна Ивановна

Класс –
Составитель:____________________________,

учитель _______ квалификационной категории



г. Нижний Тагил

2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)..

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

5 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:


  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


Содержание рабочей программы предмета Музыка»

5 класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс)




п/п



Тема урока

Кол-во

часов

тема I полугодия: “Музыка и литература”

17

1.

1.

Что роднит музыку с литературой.

1

2.

2.

Вокальная музыка.

н.р.к. Песни народов Крайнего Севера.

3


3.

3.

4.

4.

5.

5.-6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. н.р.к.

2

6.

7.

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

8.

8.

Вторая жизнь песни.

2

9.

9.

10.

1.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

11.

2.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2


12.

3.

13.

4.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

14.

5.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15.

6.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

16.

7.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17.

8

Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Севера.

1

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

18

18.

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

19.

2.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20.

3.

Звать через прошлое к настоящему.

2

21.

4.

22.

5.

Музыкальная живопись и живописная музыка.


2

23.

6.

24.

7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

25.

8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

26.

9.

Волшебная палочка дирижера.

1

27.

10.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

28.

1.

Застывшая музыка.

1

29.

2.

Полифония в музыке и живописи.

1

30.

3.

Музыка на мольберте.

1

31.

4.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

32.

5.

О подвигах, о доблести и славе...

1

33.

6.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

34.

7.

Мир композитора. С веком наравне.

1


Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2004г

  • фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2006г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.


п/п

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-

оценочная

деятельность

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Комбинированный урок.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.


Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении.


текущий

устный опрос



12

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)


Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

текущий

устный опрос




13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.


Знать/понимать: особенности оперного жанра

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке

тематический

устный опрос




14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.


Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.


тематический

устный опрос




15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.


Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.


тематический

устный опрос




16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.


Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

тематический

устный опрос




17

Мир композитора. н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Севера.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знакомство с творчеством региональных композиторов.


Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;


итоговый

тест


18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).


Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ

входной

Устный опрос

обучающий



19

Небесное и земное в звуках и красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.


Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.


текущий

Устный опрос





20

Звать через прошлое к настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)



Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

текущий

Устный опрос





21

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.


текущий

Устный опрос





22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.


Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.




текущий

Устный



23

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.


текущий

Устный опрос





24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки.


Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат.


текущий
устный опрос



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.


Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель»

тематический

устный опрос





26

Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.


Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров


текущий

Устный опрос





27

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.


Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп сим-фонического оркестра.


текущий

Устный опрос





28

Застывшая музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.



Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства


текущий
Устный опрос

обучающий




29

Полифония в музыке и живописи.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).



Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, музыке

текущий

Устный опрос



30

Музыка на мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.


Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе.


текущий
Устный опрос

обучающий




31

Импрессионизм в музыке и живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.



Знать/понимать: особенности импрес-сионизма, как художественного стиля.

Уметь: Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий

устный опрос



32

О подвигах, о доблести и славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.



Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

текущий

устный опрос



33

В каждой мимолетности вижу я миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.


Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.


тематический

устный опрос



34

Мир композитора. С веком наравне.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.



Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов


итоговый

тестиро-вание


скачать файл



Смотрите также:
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа
203.64kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе обязательного минимума федерального стандарта в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения по 1 часу в неделю, 35 часов в год
229.67kb.
Самостоятельная работа студентов
288.04kb.
Методические указания по написанию контрольной работы
70.91kb.
Перечень учебников, используемые в образовательном процессе в соответствии с учебным планом школы и Федеральным перечнем учебников 2012-2013 учебного года
148.88kb.
Внеклассное интегрированное мероприятие по биологии, физике, физической культуре
123.49kb.
1. общие положения настоящие правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ
52.03kb.
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса
61.56kb.
Программа рассчитана на 70 часов. Из них 24 часа на изучение Всеобщей истории 36 часа на изучение Истории России
436.48kb.
2 час в неделю 68 часа в год
237.98kb.
Программа элективного курса учащихся 9 классов
100.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
302.68kb.