Главная
страница 1
скачать файл

Центр дистанционных инициатив «Покорители вершин» - www.pokori.net

Викторина «Образ матери в литературе (От Библии до наших дней…)». 6 класс

Литературная викторина.

Образ матери в литературе (От Библии до наших дней…)

Составители: Гаврилюк Наталия Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №24;

Рекало Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №24;

«Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь». Зоя Воскресенская

I. Собери пословицы. За каждый правильный ответ – 1балл. Максимальное количество баллов – 10.

Материнская забота в огне не горит…

Материнская ласка….

Материнская молитва …

Материнский гнев что весенний снег: …

Материны глаза …

Птица рада весне, …

Родных много, а мать….

Сердце матери …

С матерью жить -….

У ребенка заболит пальчик, …



Для справки: конца не знает; а младенец матери; а у матери сердце; ни скуки, ни горя ни знать; и в воде не тонет; со дня моря вынимает; роднее всего; лучше солнца греет; и много выпадет, да скоро растает; слепы.

II. Вспомните Новый Завет и Жития Святых.

1. Назовите имя матери Иисуса.

2.Какой праздник отмечается православными 4 ноября?

3.Город, в котором была обретена Казанская икона Божьей Матери.

4. Разрушительное событие, которое произошло в городе накануне явления чудотворной иконы.

5. Кем является Пресвятая Богородица для России?

6. Имя русского царя, во время правления которого была найдена Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Максимальное количество баллов –6.

III. Вспомните стихотворения русских поэтов, в которых воспевается образ Иконы Богородицы. Каждый правильный ответ – 1 балл.



IV. Образ матери в поэзии. Назовите имена авторов данных стихотворных строк.

1.Должен быть характер мамин

Обязательно гуманен,

Очень человечен!

Если я не сдам экзамен -

He вздыхать весь вечер,

А сказать: - Пойди в кино,

Прогуляйся заодно -

Голову проветри

От ваших геометрий!

2.Встаньте все и выслушайте стоя

Сохранённое во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!..

Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо.

В нём - исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его:

- М а м а !

3. О мать моя, подвигнут я тобою,

во мне спасла живую душу ты.

4. Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Максимальное количество баллов - 4

V. Назовите произведение и его автора. Каждый ответ-2 балла. Всего-10.

1. «И вот перед ним женщина – босая, в лоскутках, в выцветших на солнце одеждах, черные волосы ее были распущены, чтобы прикрыть грудь, лицо ее – как бронза, а глаза – повелительны, и темная рука, протянутая… не дрожала?»

2. «Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь?»

3. «С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

4. «Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское... Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди.»Крылья матери (В.Сухомлинский)

5. «Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».



Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.»

VI. О матери какого русского писателя идет речь. Назовите имя. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Мать – Сальха, турчанка, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Майор К. Муфель, обрусевший немец, подарил ее Бунину.

  2. Мать – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, внучка знаменитого сподвижника и любимца Петра I – Ибрагима Ганнибала.

  3. Варвара Петровна, урожденная Лутовинова (1787-1850), была последней представительницей дворянского рода Лутовиновых. Ее мать рано овдовела, вышла вторично замуж. Отчим терпеть не мог падчерицу, бил ее и унижал. Она бежала из своего дома к своему дяде, Ивану Ивановичу Лутовинову. Обладала незаурядным умом и большими способностями, имела характер тяжелый и деспотичный.

  4. Екатерина Львовна, урожденная Толстая. Сыграла важную роль в поэтической судьбе своего сына, будучи женщиной умной, утонченной и впечатлительной.

  5. Шарлотта-Елизавета (Foeth) - мать русского поэта, отец которого русский помещик Афанасий Неофитович Шеншин.
скачать файл



Смотрите также:
Викторина «Образ матери в литературе (От Библии до наших дней…)». 6 класс Литературная викторина
47.7kb.
Методическая разработка Литературная игра викторина
91.73kb.
Викторина "do you know' grеaт britain?" «Ты знаешь великобританию?» Викторина «Ты знаешь Великобританию?»
55.61kb.
Викторина для учащихся 5-11 классов (далее Викторина) проводится с целью выявления и поддержки мотивированных к обучению школьников
30.45kb.
Викторина по биографии и творчеству Л. Н. Андреева (рассказ «Кусака») Сорокина Елена Петровна
52.3kb.
Викторина (правильные ответы обозначены *)
69.9kb.
Викторина «Сказки пушкинской поры»
64.22kb.
Викторина «Умники и умницы» 2 «В» 20 чел. Колемасова Т. М. 04. 11. 11 11-00 -12-00
39.65kb.
Викторина для 2-4 классов по окружающему миру «А знаешь ли ты?»
16.12kb.
Викторина по литературным произведениям о войне 1812 года
67.71kb.
Урок-викторина «Династия Романовых в XVII -xviii веках»
72.65kb.
Викторина «По страницам истории»
11.77kb.