Главная
страница 1
скачать файл
Внеклассное мероприятие

по русскому языку

в рамках Недели русского языка и литературы

для 5-х классов
«Знатоки русского языка и литературы»

Учитель: Макарова В.Н.
2013 – 2014 учебный год
Цели:

· обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;

· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;

· воспитательная: прививать любовь к родному языку.

 

Оборудование:

плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» (К.Г. Паустовский). «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г. Паустовский) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И.С. Тургенев)

 


  1. Вступительное слово учителя:

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.



Ведущий 1: 

Друг мой! Кто бы ты ни был,

Где бы ты ни был,

Русский язык изучай.

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

Ведущий 2:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 
Ведущий 1:

Русское слово живет на страницах

Мир открывающих книг.

Русское слово свободы

зарница –

Выучи русский язык!

 

Ведущий 2 : 

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальность русского слова –

Выучи русский язык!

 

Ведущий 1: Мы начинаем вечер знатоков русского языка. Сегодня соревнуются в остроумии, веселости и знаниях три команды – «Звук», «Буква», «Слово». Судят сегодняшнее соревнование: председатель жюри…, члены жюри… .

 


  1. Первый конкурс – «Конкурс знающих»

Ведущий 2: А теперь мы предлагаем вам разгадать необычный кроссворд! Возьмите со стола листы с заданием. За три минуты вам  нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв.

http://oct2.ucoz.ru/tablica2.png 

Игра со зрителями 

 

Ведущий 2: А пока наши команды готовятся, мы с вами поиграем. Требуется по одному болельщику от каждой команды.



Выходят болельщики

Ведущий 1: Произнесите 5 раз, как можно быстрее, следующие скороговорки:

1) Карл украл у Клары кораллы.

2) Сыворотка из-под простокваши.

3) Саша шла по шоссе и жевала сушку.

 Ведущий 2: Спасибо болельщикам!

 Ведущий 1: 



  1. Конкурс "Домашнее задание"! Вы получили домашнее задание – найти пословицы и поговорки, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7. За каждую пословицу вы получаете по 1 баллу.

Ответы команд

 (Все за одного, один за всех Семеро одного не ждут. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семеро ворот, да все в огород. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У семерых нянек – дитя без глаз. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года).  

 


  1. Конкурс – «Продолжи пословицу»

 

Ведущий 2: А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл . Итак, начинаем!

Кто не работает – ....



Ведущий 1: Без труда не ...

Ведущий 2: Кончил дело – ...

Ведущий 1: Поспешишь – ...

Ведущий 2: Каши маслом ... 

Ведущий 1:  После драки ...

Ведущий 2: Тише едешь - …

Молодцы!


  1. Конкурс «Веселый перевод»  

Прочитайте веселый рассказ Л. Петрушевской, в котором мало слов русского языка, но который написан по-русски. Попытайтесь перевести его на русский язык.

Сяпала Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

Игра со зрителями

 

Ведущий 1: И снова конкурс болельщиков. Проверим их остроумие. Ответьте на следующие вопросы:

1) Когда руки бывают местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты)

2) В каком слове 30 «я»? (Зоя) 3) Что находится между горой и долиной?



(И)

4) Сколько нужно букв, чтобы написать одним словом: «мать», «сын», «отец», «дочь», «бабушка», «дедушка»?



(5 – «семья»).


  1. Конкурс - "Умножалочка"

Ведущий 1: Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

житель –

любитель – 

учитель – учителя

 

Ведущий 2:

 грек –

узбек – узбеки

человек
Ведущий 1:

день –


пень –

лень – нет мн.ч.

 

Ведущий 2:

дуга –


рука –

мука' – нет мн.ч.


 Конкурс – «Заблудившийся звук»

 

Ведущий 2: Ребята, слушайте внимательно. Проведем игру «Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в каком слове заблудился звук, и поставить его на место.

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился,

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

  

Ведущий 1: Внимательно слушаем  задания!

Закричал охотник «Ой!

Двери  гонятся за мной!»

 Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся? ([з], звери)

 Ведущий 2:

На виду у детворы крысу

Красят маляры.

 Что же красили маляры? какой звук потерялся?

(крышу, [ш])

 Ведущий 1: Поняли, как играть? Продолжаем!

Посмотрите-ка, ребятки,

Баки  выросли на грядке.

(маки)

 

Ведущий 2:



 Куклу выронив из рук,

Саша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук

С длинными усами».

(жук)

 

Ведущий 1:



Говорит один рыбак:

«В речке выловил башмак».

Но зато ему потом,

На крючок попался дом.

(сом)

 

Ведущий 2:



Тает снег, бежит ручей,

На ветвях полно врачей

(грачей).

   4) Загадки.



а) Что находится между нашим а) Что находится в центре земли (М)
Домом Культуры и почтой.

(Союз И)
б) Широко, а не море, золото, а не б) Сегодня на земле,
деньги.
(Поле) Завтра на столе. (Хлеб)


  1. Конкурс «Позови…»

Позовите Сивку-Бурку. (Сивка-Бурка, »)

Обращение к зеркальцу. («Свет мой зеркальце »)

Позовите сестрицу Аленушку («Сестрица Аленушка выплынь,

выплынь на бережок»)
8. Конкурс Продолжи басню:

а) «Мне б были желуди -..»

б) «На ель ворона взгромоздясь …»

в) «Ты всё пела – это дело ...».

9. Конкурс Назовите имена персонажей сказок:

а) «Три медведя».

б) «Три поросенка».

в) «По щучьему велению».

Подведение итогов.

Узнай, откуда эти герои пришли к нам сюда?

Задание: нарядить героев сказок из произведений и без слов представить.

(6 героев).


  1. Слово жюри. Награждения.


Заключительное слово учителя:

 Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:

1) обогащать свой словарный запас;

2) укреплять грамотность;

3) повышать языковую культуру;



4) любить и беречь русский язык.


К
















З










О
















Н










Н
















А










К
















Ю










У
















Щ










Р
















И










С
















Х












К
















З










О
















Н










Н
















А










К
















Ю










У
















Щ










Р
















И










С
















Х












К
















З










О
















Н










Н
















А










К
















Ю










У
















Щ










Р
















И










С
















Х












скачать файл



Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы для 5-х классов «Знатоки русского языка и литературы»
97.29kb.
Программа вступительных испытаний по русскому языку
23.15kb.
Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации учеников по русскому языку в 11-х классах школ с нерусским (узбекским, каракалпакским, казахским, таджикским, кыргызским и туркменским) языком обучения
72.43kb.
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
32.3kb.
Ложникова И. Т. учитель русского языка и литературы маоу сош №22 г. Томск Заметка как один из жанров публицистического стиля
61.51kb.
Номинация: методическая разработка
108.06kb.
Оборудование кабинета русского языка и литературы
122.56kb.
Урок русского языка в 4 классе учитель начальных классов Кулагина Людмила Николаевна село Загайново 2006г Урок русского языка в 4 классе
85.62kb.
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
78.18kb.
1 Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка- м
34.83kb.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2- х т. М.: Русский язык, 1985, 1990
203.56kb.
«Русско-японская война в произведении В. Пикуля
135.59kb.