Главная
страница 1
скачать файл



Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012 – 2013 учебный год)

Республика Башкортостан

МР Учалинский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств с. Кунакбаево

(МБОУ ДОД ДШИ с. Кунакбаево)
Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников


Сценарий

«Когда весна придёт…»

посв. 100 - летию со дня рождения

Бориса Андреевича Мокроусова

(музыкально-литературный вечер)



Автор: Диярова Ануза Марсовна - преподаватель теоретических дисциплин вторая квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ с. Кунакбаево
Оформление вечера

  1. В оформление интерьера вечера использовались:

  • предметы быта и музыкальные инструменты середины XX века (40-60-х годов);

  • иллюстрированные плакаты с названием вечера “Когда весна придет”.

  1. Книжная выставка «Одинокая гармонь» по творчеству и биографическим данным композитора Б.А.Мокроусова. Выставка состоит из разделов:

  • «Автор любимых мелодий»;

  • «Любимые песни прошлого века».

3.Были использованы аудиозаписи песен:

  • «Осенние листья» сл. Лисянского;

  • «Одинокая гармонь» сл. Исаковского;

  • «Хороши весной в саду цветочки» сл. С. Алымова;

  • «Вологда» сл. М. Матусовского;

  • «Сормовская лирическая» сл. Е. Долматовского;

  • «Горят костры далекие» сл. И. Шамова;

  • «Песенка фронтового шофера»;

  • «Я за реченьку гляжу»;

  • Песни из кинофильмов «Весна на Заречной улице» - « Когда весна придет, не знаю» сл. А. Фатьянова;

  • «Неуловимые мстители» - «Песня цыгана-Яшки»;

  • «Свадьба с приданым» - «На крылечке твоем, «Куплеты Курочкина» сл.А. Фатьянова.



Музыка (Вологда)

Ведущий:

Ныне трудно представить песенную панораму 1940-1960-х годов без творческого наследия талантливейшего композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909-1968гг.) Песни мастера, среди которых все вам известные «Одинокая гармонь», «Заветный камень», «Вологда», «На крылечке твоем», «Сормовская лирическая» и многие другие (у композитора их более 300) – не оставляли и не оставляют людей равнодушными и легко обретали исполнителей в среде ведущих мастеров вокального жанра. Мы слышали их в интерпретации ведущих мастеров С.Лемешева, Н.Обуховой, Л.Утесова, М.Бернеса, К.Шульженко и др. Как известно, «Одинокую гармонь» постоянно включали в свой репертуар зарубежные артисты, ее замечательно пел французский актер Ив Монтан. А сколько прекрасных песен шагнуло с киноэкрана, и полюбились слушателям!

Кажется, что композитор писал свои песни не для больших концертных залов, шумных и ярких вечеринок с вызывающим, дерзким поведением исполнителя на сцене. Нет, это не для песен Мокроусова. Его песни – это песни тишины, песни человеческого сердца. Герои песен Мокроусова поют о себе и для себя. Песни Мокроусова, пожалуй, можно сравнить с добрым задушевным другом – они искренни, теплые, им доверяешь, и их хочется петь, (что мы вам сейчас и предлагаем).


  • «Я за реченьку гляжу»

Ведущий:

Благодаря неустанным поискам Мокроусов определил свой индивидуальный путь в музыке, неразрывно связанный с русским народным творчеством.

Народный артист Чувашской Автономной Республики, выпускник Московской консерватории Б.Мокроусов является автором «Антифашисткой симфонии», которая была создана им за два с половиной года до начала войны, оперы «Чапаев», балетов «Комсомолия», «Блоха», оперетты «Роза ветров», симфонических произведений, музыки к 16 кинофильмам, 14 спектаклям.

Всенародное признание и Государственные награды пришли к композитору с годами, а перед ними был напряженный творческий путь и длительный тернистый путь в искусство, о котором мы и хотим вам сегодня рассказать.

Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 года в Канавине, недалеко от Нижнего Новгорода. Это было трудное для России время. Как и многим, нелегко приходилось семье железнодорожного рабочего Андрея Мокроусова – отца будущего композитора. Не об образовании ребятишек думали.

Но школьный учитель его сына полагал, что из него вырастет художник: мальчик любил рисовать и делал это неплохо. Однако сильнее потянуло и увлекло на всю жизнь другое – музыка.

Началось все с самодеятельного школьного домро-балалаечного оркестра, участником которого стал Борис. Потом он, казалось, так же без особого труда научился играть по слуху на мандолине и гитаре. Ни о каком другом музыкальном образовании, тем более систематическом, в детстве Борису Мокроусову мечтать не приходилось.

Но появился один из рабочих клубов – клуб железнодорожников – в Нижнем Новгороде. Здесь произошла первая встреча Бориса с невиданным до тех пор инструментом, окончательно определившим судьбу будущего композитора: там в клубе, в 1922 году, Мокроусов услышал рояль…прошло не много времени, какой-нибудь год, и вот он уже играет по слуху и на этом инструменте, подбирает все, что ни услышит, а потом и что-то незнакомое…. Пробует сочинять.

Еще два года спустя Борис Мокроусов начинает работать в клубе тапером. Была такая профессия во время немого кино. Шел фильм, а рядом с экраном сидел пианист и играл. Иллюстрировал происходящее в кинокартине музыкой, помогая зрителям глубже войти в эмоциональный строй фильма. Но вскоре подобное общение с музыкой перестает удовлетворять Бориса. Он яснее и яснее понимает, как мало еще знает и умеет. Все отчетливее ощущается стремление заняться любимым делом всерьез.

В 1925 году шестнадцатилетний юноша смело идет на крутой поворот в своей судьбе. Борис решает «начать все сначала» - по-настоящему учиться искусству, без которого, чувствует, ему не жить.

Мокроусов приходит поступать в Нижегородский музыкальный техникум. Здесь без особого энтузиазма встретили переростка, не прошедшего к тому же того пути, который обычно ведет в музыкальное учебное заведение. Но находиться прозорливый человек – преподавательница Нина Николаевна Полуэктова. Она почувствовала в юноше глубокую музыкальность, хотя пока и не отшлифованную, и взяла его в свой класс.

Начались упорные занятия. Прежде всего, Мокроусов стремился овладеть техникой игры на очень сложном инструменте – фортепиано. Работает настойчиво, не жалея времени и сил.

Вот как он сам несколько лет спустя станет рассказывать об этом своим товарищам по консерватории: «Я не мог, как все, добросовестно, до конца выучивать этюды Черни или другие традиционные и обязательные для начинающих сочинения. Ленился? Какое там! Часами сидел в музыкальном классе, играл. Но только играл-то не заданно. Свое играл, то, что просилось само, настойчиво рвалось наружу. Играл ночами. Уборщицу – старушку обманывал. Она, бывало, перед тем, как запереть училище, кричит: «Все ушли? Есть кто?» молчу. Уйдет – вот мне раздолье. Что играл? Сначала вроде знакомое. У нас на Волге песен богато. Многоголосие… - красота, древняя, русская. Потом незаметно на свое переходил….» Так рождался композитор.

«Мы тогда только познакомились – пишет его соученик М.Александров. Белокурый и светлоглазый волжанин показался чем-то похожим на Сергея Есенина! А может, на есенинские стихи. Таким же он был русским и милым, крепким на вид, и - улыбка открытая……»

Тем временем Борис Мокроусов постигает премудрости музыкального искусства в техникуме, овладевает началами музыкальных наук, продолжает иллюстрировать кинокартины в клубе. Но уже по-другому, по-новому. Здесь его музыкальные способности и заметили.

Бориса Мокроусова послали учиться на рабфак Московской консерватории. На рабфаке вели занятия профессора и педагоги консерватории. Спуску не давали никому. И далеко не все выдерживали. После первой же сессии немало людей отсеивалось.

Для занятий в высшем учебном заведении одного таланта мало. Нужны были еще умение и желание работать, воля к преодолению любых трудностей. Не каждый мог найти в себе силы одолеть такие сложные дисциплины, как теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки, полифония….Да и способности были разные. Выдюжить могли только наиболее одаренные и упорные, те, кто не мыслит себе жизни без любимого искусства, для которых служение музыке, творчество были призванием.

На рабфаке Мокроусов был не долго. Год спустя его перевили на композиторский факультет консерватории. Борис прямо-таки с жадностью набрасывается на ученье

«….Он был любознательным, пытливым, - вспоминает о своем друге композитор Борис Михайлович Терентьев. Много читал. Очень любил на рояле. Как сейчас вижу его руки на клавиатуре – легкие, мягкие. Было что-то нежное, «женственное» в том, как Борис прикасался к клавишам, какие звуки извлекал…. Не раз мы бывали в Третьяковке. Борис Мокроусов очень любил все русское – нашу классическую живопись литературу, поэзию».

В консерватории Борис Мокроусов, как губка, впитывает все, что только возможно. Он занимает у ряда видных советских композиторов, педагогов, теоретиков, музыкально-общественных деятелей – в классах Ан. Александрова, В. Белого, Г. Литинского, Н. Мясковского, словно боясь упустить что-то такое, что дает именно учитель своим ученикам.

В консерватории им было написано много классических произведений и после консерватории, начав самостоятельный путь, Мокроусов не раз обращается к сочинениям крупной формы. Сошли с экрана в жизнь и широко пелись песни Б.Мокроусова из кинофильмов «Свадьба с приданным», «Неуловимые мстители».


  • «Хвастать милая не стану»

ВЕД В сердце Мокроусова аккумулировался дух национальной песенной стихии. Выходец из народа, теснейшими узами связанный с его жизнью и его судьбой, он был и навсегда остается певцом русской народной души. Неоспоримое свидетельство этому – песни, главное и по числу. И по художественной значимости в творческом наследии Бориса Андреевича Мокроусова. Есть среди них очень разные - по теме и по ее решению. Но все они отмечены печатью неповторимой индивидуальности автора. Их узнаешь сразу и с песнями других композиторов не спутаешь.

Не найдешь тему, жанр песни, которых бы не коснулся Мокроусов. Есть у него песни гражданские, героические, песни пронизанные любовью к Родине, народу; есть песенные лирические, шуточные танцевальные, есть драматические повествования, песни-романсы и сочинения разного другого рода. В свое время Мокроусов был одним из самых популярных и любимых композиторов – песенников. Его пели много и часто. Пели везде. Многие из его песен продолжают жить и сейчас.



  • «Костры горят далекие»

Ведущий:

В чем же искать причину такой популярности? Думается, ее нельзя объяснить только сюжетами, близким слушателю или тем, что каждая из лучших песен содержали цепкие интонации, связанные с бытовавшими, знакомыми каждому попевками. Недостаточно было бы одной связи песен с популярным героем того времени. Хотя все эти стороны, взятые вместе, несомненно, способствовали успеху.

Самое важное и определяющее в популярности песен Мокроусова видится в том, что, опираясь на народную основу, и унаследованною от прошлого, и современную ему, композитор сумел возвысить до обобщения этих истоков, сумел сблизить в своем творчестве прошлое и настоящее, раскрыть самые жизненные непреходящие и неповторимые черты души своего народа.


  • «На крылечке твоем»


Ведущий:

Наш сегодняшний вечер мы назвали «Когда весна придет….»



Стихотворение (на выбор)

ВЕД Весна пробуждение природы, человеческих чувств. Мир природы и мир чувств человека сливаются в особой гармонии и красоте. В лирических песнях всегда присутствуют образы природы. Какое состояние природы было в песнях «Одинокая гармонь», «Где ты?», «костры горят далекие»? Да, это вечер, ночь. Это особое время, когда наступает тишина, покой в природе и человек прислушивается к себе, своим чувствам.



  • «Одинокая гармонь»

Ведущий:

А в лирическом романсе «Осенние листья» происходит обращение к тому периоду, когда приходиться говорить о близком завершении года. Но в романсе за осенью скрывается более глубокая мысль. Год – как человеческая жизнь, которая тоже имеет конец и имеет свою осень. И осенняя пора жизни человека может быть окрашена любовью. Как сказано в словах этой песни – «но осень прекрасна, когда на душе весна».



  • «Осенние листья».

Ведущий:

Поговорим о любви. О любви человека к человеку, о любви мужчины и женщины. Любовь – это самое высокое чувство, которое делает человека красивым и делает красивой жизнь человека, наполняет ее особым смыслом. И в песнях Мокроусова герои не кричат о своем чувстве, не впадают в крайние эмоциональные состояния – в отчаяние или истерику. Любовь – это тайна души, это счастье и грусть, это тревога и ожидание. Любовь в песнях Мокроусова – это всегда очень чистое, целомудренное и светлое чувство.



  • «Сормовская лирическая»

Ведущий:

Есть у Мокроусова песни и о весне. Например, «когда весна придет, не знаю…». Здесь тоже параллель между весной в природе и весной в жизни человека. Это ожидание любви – расцвета человеческих чувств, души человека.




  • «Весна на заречной улице»

Ведущий:

Песни Мокроусова утверждают радостное, светлое восприятие и отношение к жизни. У него есть замечательные шуточные песни: «Хороши весной в саду цветочки» или «Хвастать милая не стану» (из спектакля «Свадьба с приданным») «Песня влюбленного пожарника». Сколько в них народного доброго юмора, улыбки! И в музыке тоже слышны интонации народных частушек, страданий.



  • «Хороши весной в саду цветочки».

Ведущий:

Борису Мокроусову было 32 года, когда началась Великая Отечественная война. Многие композиторы откликнулись на призыв Политуправления Советской армии и флота и разъехались по фронтам в действующие армии. Ряд из них направился на флоты: Н.Будашкин на Балтику, Б.Терентьев и Е.Жарковский на Север, Б.Мокроусов вместе В. Макаровым на Черноморье. Уже в 1941 году он пишет «Песню защитников Москвы». Песня появилась в то самое время, когда шла оборона столицы. Снимали документальные кадры отступления фашистских войск, и нужна была песня. На стихи Алексея Суркова предложили написать музыку молодому композитору Борису Мокроусову. Песня прозвучала в документальном фильме, а потом ее пели солдаты на фронтах войны. Помогали сражаться за победу многие песни композитора, написанные в те годы. Среди них знаменитая песня «Заветный камень» (она была написана в 1943 году и посвящена защитникам Севастополя). Это песня баллада о героизме и подвиге советского воина. «Мы люди большого полета» (о летчиках, написанную уже в послевоенное время). «Песенка фронтового шофера».



  • «Песня фронтового шофера».

Ведущий:

В 1948году за песни «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки», «Одинокая гармонь» б. Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР.

После максимального напряжения всех физических и духовных сил в военные годы, после неизмеримой радости победы люди больше всего ценили мир, тишину, покой. Люди вернулись к природе. Они хотели насладиться ею, ждали задушевных лирических песен о самом простом, человеческом. Не удивительно, что именно в это время расцвел жизнеутверждающий талант Бориса Мокроусова. По числу песен и творческих удач, по быстроте и прочности, с которой песни входили в жизнь и там оставались, завоевывая сердца, Борис Андреевич становиться в один ряд с самыми одаренными песенниками того времени – Дунаевским, Соловьем-Седым, Захаровым, Блантером, Новиковым.


  • «Вологда»

Ведущий:

В творческой работе Б. Мокроусова были особенности. Он сам рассказывал о некоторых из них: «….В отличие от многих композиторов, я в начале создаю музыку, а затем поэт пишет по моей просьбе стихи на заданную тему. Кое-кто считает такой метод «порочным», но это вопрос спорный. В свою защиту могу сказать, что самые популярные мои песни, в том числе «Сормовская лирическая» написаны именно таким образом».

Б. Мокроусов писал и на готовые тексты, но предпочитал метод так называемой подтекстовки. Это не ограничивало его фантазии, кроме того, ведущим началом в песне становилась музыка.

Последней большой работой Мокроусова, его лебединой песней, стала музыка к фильму «Неуловимые мстители». Там несколько блестящих номеров «Песня Яшки-цыгана», которую потом распевали все пацаны, «Песенка про сатану» и т.д.



В завершающей фильм «Песне неуловимых мстителей» есть строчка «Мы ведь целую вечность собираемся жить». Увы, жить Борису Андрееву оставалось несколько месяцев……

  • «Песня цыгана-Яшки»

скачать файл



Смотрите также:
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
77.1kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
90.04kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
287.35kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский Интернет-Конкурс Педагогического Творчества
84.63kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
626.54kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
40.52kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
249.29kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
69.26kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
109.6kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
48.12kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
238.56kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества Номинация конкурса: организация праздников и мероприятий в средней школе
95.47kb.