Главная
страница 1
скачать файл
Синтаксис и пунктуация

(занятие с элементами театрализации)



Цели: систематизировать и обобщить знания по данной теме; прививать любовь к русскому языку, русской речи; вырабатывать умение работать индивидуально, в паре, в группе.

Ход урока

Учитель.


Пока качалась лодка по волнам,

Успели дети повзрослеть немного.

Каким же дальше сделать урок нам,

Чтоб интересною была дорога.

Спорту все возрасты покорны. Состязания? Что может быть интереснее? Как видите, Предложения готовятся к старту. Но до сигнала есть еще немного времени. За это время вам нужно успеть выполнить столько заданий, чтобы вплотную приблизиться к Предложению. На старт, внимание…

Задание 1. Назовите одним словом (терминологический диктант).


  1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения (синтаксис)

  2. Система знаков препинания (пунктуация)

  3. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы: кто? что? (подлежащее)

  4. Предложение по цели высказывания, содержащее сообщение (повествовательное)

  5. Простое предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое (двусоставное)

  6. Предложение по цели высказывания, содержащее вопрос (вопросительное)

  7. Предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член предложения (распространенное)

  8. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и обозначающий предмет (дополнение)

  9. Предложение, в котором есть подлежащее или сказуемое (односоставное)

  10. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)

Учитель. Итак, путь открыт, что же такое Синтаксис?

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначение,

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И формы словосочетания,

и в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания.

Это интересно! Почему Синтаксис называется синтаксисом? По -древнегречески слово синтаксис означает «составление, построение, связь упорядочение». Значение это очень емкое, его трудно выразить одним словом. Самое точное, пожалуй, последнее: «упорядочение». Синтаксис вносит строгий порядок в нашу речь, связывая по определенным законом слова друг с другом, составляя словосочетания и предложения. Это необходимо для того, что речь, будучи средством общения, точно передавала наши мысли.

Задание 2 . Ответьте на вопросы.


  1. Назовите единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст.)

  2. Что такое словосочетание? (это главное и зависимое слово, связанные между собой грамматически и по смыслу.)

  3. Что не является словосочетанием? (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, служебные части речи.)

Учитель. Чтобы нам попасть на остров «Словосочетание», где нас ждут островитяне, вы должны выполнить одно задание.

Задание 3. «Выбери меня, выбери меня…»

Выпишите только словосочетания и отметьте главное слово.



Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимые занятия, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок закончился, стакан молока, доволен результатами, альбом или тетрадь, интересная книга, ради жизни, возле леса, упорно учиться.

(проверить правильность выполнения.)



Учитель. Ну вот, мы и на острове. Смотрите, хозяева нам что-то хотят рассказать о словосочетаниях. КАКИМ СПОСОБОМ ПОДЧИНЯТЬСЯ?

1-я пара – согласование (девочка - мальчик) примеры: новое пальто, новая учительница.

2-я пара – управление (девочка - мальчик) примеры: оплатить (что?) проезд; заплатить (за что? За квартиру.)

3 – я пара – примыкание (девочка - мальчик) примеры: учиться плавать, очень хорошо, быстро плавать, петь громче.



Главное слово. Мой любимый способ связи – согласование. Люблю, чтобы со мной во всем соглашались: будь то любимое лицо или род, число или падеж. Но одно согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слово: смотри на меня и делай, как я. Прямо как в известной телепередаче, которая так и называлась: «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас». Впрочем, лучше меня сделать невозможно.

Зависимое слово. Не все так стремятся к власти. Вполне самостоятельное слово может быть и очень зависимым. Это зависит и от характера слова. Я, например, мягкое и податливое, как воск. Я тоже обожаю согласование. Но терпеть не могу быть образцом для подражания. Напротив, мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово, которое считает себя главным; мне доставляет удовольствие следить за малейшими изменениями и следовать им до тонкостей.

Главное слово. Я не согласно. Я вообще не люблю согласование. Считаю, что для самостоятельного слова самое подходящее занятия – управлять! Управление – вот способ достичь всего, чего хочешь. Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. И к чему слепое подражание? Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж. (у каждого свои вкусы, не правда ли?) Бывают, конечно, и у меня свои капризы: то мне хочется, чтобы зависимое слово употреблялось с предлогом, то глаза бы мои не видели никаких предлогов; то подавай мне только один падеж, о других и слышать не хочу. То иногда я вроде становлюсь помягче: можно при мне постоять

в винительном, по позволено и в предложном. Это я так, для примера говорю, одним словом, для такого слова, как я, управлять – самое милое дело.



Зависимое слово. Вот мной и управляй. А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, - это всегда так сложно! А как только слышу, что ко мне обращаются с вопросом от главного, так тут же принимаю нужную форму – падежную, разумеется. Падеж волнует меня больше всего: это нить, связывающая меня с другими словами, грамматическое окошко во внешний мир – мир предложения.

Главное слово. Может и нехорошо принадлежать всей душой только одному способу связи. И хотя я действительно отдаю предпочтение управлению, но отношусь терпимо и к примыканию.

Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я возражаю. Несмотря на мой довольно жесткий характер, мне их даже жаль – разные там инфинитивы, деепричастия, наречия и эти…ну как же их? Они еще так любят все со всем сравнивать! Ах, да, простые формы степеней сравнения, которые отказались даже от окончаний! Все эти слова и формы слов не могут удовлетворить естественную жажду перемен, которая живет в каждом. Но в них есть свой смысл, свои значение! Пусть примыкают ко мне по смыслу – я сделаюсь им опорой в жизни, которая не балует их разнообразием.



Зависимое слово. Даже странно слушать, как вы отзываетесь о примыкающих словах. Как – то пренебрежительно! Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Ах, напротив, нам. Примыкающим, можно только позавидовать. Мы, хоть и ощущаем свою зависимость, никак ее другим не показываем: не бросаемся тут же изменять свою форму в угоду главным словам, не поворачиваемся, точно флюгер от ветра, то так, то эдак. Надо же понимать, что в постоянстве есть своя красота, свой смысл. Мы такими и нужны людям. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слова, как ни стараются, ничего не могут поделать с нами, разве что заставить нас отвечать на вопрос, который от них задают. Как всякому слову, нам приходится отвечать правду. В этот решающий в нашей жизни момент (когда задают вопрос) и обнаруживается весь наш зависимый характер, но на этом вся власть главного слова над нами кончается. Мы зависим по смыслу и делаем это с большим смыслом, так что нет никакого смысла в том, чтобы нас жалеть.

Учитель. Чтобы покинуть остров, надо выполнить задание.

Задание 4. «Зачем пойдешь, то и найдешь».

К глаголам, выписанным в столбик, подберите из указанных существительных подходящие по смыслу, поставьте их в нужном падеже с необходимым предлогом. Предлоги впишите в клеточки и в выделенной вертикальной строке прочтете название этого способа связи.

























































































Спросить

Отсутствовать

Сказать

Смеяться


Разбираться

Полезный


Песня

Принять


Вылепить

Обойтись



Ответ: Управление.

Учитель. Теперь плывем к острову «Предложение». Что вы знаете о предложении? Ответьте на вопросы.

  1. Что такое грамматическая основа предложения?

  2. Назовите предложения по цели высказывания.

  3. Какие предложения называются односоставными, двусоставными?

  4. Назовите главные и второстепенные члены предложения.

Послушайте веселые стихи о членах предложения.

Он весь надут от важности

И очень знаменит.

Он любит Именительный,

А без него молчит.

Без него в предложении

Ничего не случается,

И само Подлежащее

С его формой считается.

На падежные вопросы

Очень любит отвечать.

«Падежей все шесть?» - мы спросим.

«Нет, - ответит, - только пять!»

Ему со Сказуемым неинтересно,

Стоять всем другим хорошо относится –

Распространять их все время просится.

На многие вопросы

Готов он дать ответ.

Сказуемое просит,

Ему не скажешь «нет».

Когда и как, и почему,

Ему известно одному!

О. Соболева

Грамматическая сказка «На двух стульях»

Автор. Второстепенные члены предложения, явившееся на прием к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство».

Синтаксис уже начал речь, когда увидел что форма У дороги все еще не села.



Синтаксис. Занимайте скорее место.

У дороги. Я не знаю, куда садиться.

Синтаксис. Как не знаете? Вы отвечаете на вопрос где? И обозначаете место – садитесь на стул обстоятельства.

У дороги. Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю еще на вопрос какой? И поэтому должен быть еще и определением, ведь слово дом – предмет, а не действие.

Синтаксис. Вот загвоздка, это действительно и определение, и обстоятельство одновременно. А садись-ка вы на два стула!

Автор. Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значение: дополнения и определения, дополнения и обстоятельства. Примеры: Мысль о поезде; оповестить через газету.

Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ – ГОВОРИ!»

Обращаясь по очереди к каждому играющему, учитель читает предложения. Задача играющих – сказать, распространенное или нераспространенное предложение. За каждый правильный ответ – 1 балл.



  1. 1. Катятся ядра, свищут пули.

2. Движение быстры.

3. Играют волны, ветер свищет.

II. 1. Лес застонал, зашумел, затрещал.

2. Река вышла из берегов.

3. Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит.

III. 1. Путь свободен.

2. Вокруг полная тишина.

3. Солнце сияло, море смеялось.



Задание 5. На острове СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  1. Расскажите о сложном предложении

  2. Прочтите схемы: [ ], [ ] . [ ], и [ ]. [ ], (что). [ О,О,О]. [ О,…]. [Вв,…].



  1. Расставьте знаки препинания.

Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна.

  1. Отгадайте кроссворд.

Синтаксис и пунктуация.

По горизонтали: 1. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 3. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 9. Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие – либо сильные чувства. 10. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 12. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. 14. Обстоятельства, отвечающие на вопросы где?, куда? 15. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. 18. Признак, отличающий восклицательные предложения от невосклицательных в устной речи. 19. Одно из средств грамматической связи в словосочетании. 20. Часть речи, которая чаще других выступает в роли обстоятельства. 25. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?, чей?. 26. Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 27. Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? Или что?.

По вертикали: 1. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2. Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, Откуда?, как?. 5. Члены предложения, которые поясняют главные члены. 6. Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос и которое связывается при помощи предлога и окончания или только по смыслу. 7. Предложение, в котором есть второстепенные члены. 8. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 11. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. 13. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. 16. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

17. Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?, что такое предмет?. 21. Обстоятельство, отвечающее на вопрос когда?.22. отличительный признак предложения, который образуют подлежащее и сказуемое вместе. 23. Речь какого – либо лица, передаваемая от его имени. 24. Разговор двух или нескольких лиц.



Ответы: 1. Предлог. 3. Словосочетание. 9. Восклицательное 10. Вопросительное. 12. Запятая. 14. Места. 15. Повествовательное. 18. Интонация. 19. Окончание. 20. Наречие. 25. Определение. 26. Обращение. 27. Подлежащее.

По вертикали: 1. Простое. 2. Главное. 4. Обстоятельство. 5. Второстепенные 6. Зависимое. 7. Распространенное. 8. Синтаксис. 11. Пунктуация. 13. Дополнение. 16. Однородные. 17. Сказуемые. 21. Времени. 22. Основа. 23. Прямая. 24. Диалог.
скачать файл



Смотрите также:
Занятие с элементами театрализации
110.23kb.
Сюжетно- ролевая игра с элементами театрализации
60.02kb.
Методическая разработка внеурочного мероприятия Разработчик: библиотекарь спт чечунцова Т. А. Воспитатель Касумова Д. И. п. Солнечный
96.85kb.
Занятие № Случайные события. Мера их неопределенности. Формула Хартли 8 Занятие № Энтропия по Шеннону. Свойства энтропии 16 Занятие № Условная энтропия. Решение задач на условную энтропию 21 Занятие № Количество информации
362.74kb.
Открытое занятие вокального кружка 1 класса по теме «Веселые нотки» Тема занятия: «Веселые нотки»
78.03kb.
Ознакомиться с радиоэлектронными элементами: резисторами, конденсаторами, трансформатором, диодами, стабилитронами, транзисторами, предохрани­телями, элементами индикации и др
399.36kb.
Занятие в рамках недели технологии в 6 7 классах
69.45kb.
Поурочное планирование: Вводное занятие «Знакомство»
60.13kb.
Занятие № Лабораторная работа «Типы тканей и их функции» 5
577.65kb.
Занятие по теме «Расстройства психических процессов» выполнение теста №2 Написание эссе на тему «Перспективы моего обучения. Чему я хочу научиться»
83.29kb.
Изложение с элементами сочинения
729.27kb.
Занятие по использованию песочной терапии в работе педагога-психолога тема: «Страна моих возможностей»
115.36kb.