Главная
страница 1
скачать файл
Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
Подростки склонны к риску в силу самых разных причин: биологических, социальных и семейных. Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их собственного подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И всё-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах. Самые распространенные зоны риска и их особенности комментируют врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.

Прежде чем смотреть на жизнь подростков со стороны, с позиции взрослого, мы воспользуемся данными фонда «Индем»*, чтобы понять, как воспринимают риск сами подростки. В ходе опроса школьники и студенты назвали рискованными ситуации, которые можно разделить на пять групп:

- «Употребление наркотиков и алкоголя», «беспорядочные половые связи», «заразиться СПИДом, гепатитом», «курение»;

- «Экстремальные виды спорта», «прыжок с парашютом», «лазать по горам», «увлечение гонками», «быстрая езда на автомобиле», «автостоп»;

- «Всё, что не зависит от человека»; «непредвиденные обстоятельства»; «нахождение в неконтролируемой ситуации»;

- «Флэшмоб», «выход в реал после виртуального знакомства», «знакомства через Интернет», «азартные игры»;

- «Техногенные катастрофы» и прочее.

Первая группа – ситуации, в которых человек по собственной воле заведомо вредит своему здоровью. Вторая – случаи, когда можно стать жертвой своих экстремальных увлечений. В первом и втором случаях велико влияние сверстников и кумиров. Ситуации четвертого типа – азартные игры с судьбой, когда есть шанс и выиграть, и проиграть. Очевидно, что чаще всего подросток рискует сам, по собственному выбору: ради положительных эмоций и снятия стресса, для получения адреналина, в надежде на новый опыт, новые отношения, наудачу или по другим причинам. При этом две самые многочисленные группы ответов касаются вредного для здоровья поведения (1) и страха потери контроля (3). У опрошенных школьников и студентов были обнаружены гендерные особенности восприятия риска, в частности, нечувствительность некоторых юношей к риску и более выраженная боязнь девушек оказаться жертвой (ограбления, изнасилования, психологического воздействия, потери самоконтроля).

Все эксперты отмечают, что риск у подростков носит комплексный характер. Те, кто регулярно употребляет алкоголь, чаще остальных подвергают себя и другим рискам: курят, пробуют наркотики и имеют непостоянных сексуальных партнеров. Не очень прилежные в учебе, по сравнению с дисциплинированными школьниками, реже завтракают, реже используют ремень безопасности, больше курят, чаще бывают пьяными, раньше начинают половую жизнь, реже чувствуют себя здоровыми, более склонны к суицидальным мыслям**. Поэтому для того, чтобы снизить риски, нужно действовать сразу во всех направлениях: разговаривать, объяснять, менять среду, консультироваться со специалистами, ограничивать, поощрять, мотивировать, направлять. Меняться самим, узнавать больше, стремиться быть более компетентными и авторитетными родителями в глазах подростка. А главное – научиться уважать и понимать подростка, поддерживать его, сохранять контакт и взаимное доверие.

Родителям не нужно бояться начинать разговор о курении, употреблении алкоголя и других наркотических средств до того, как подросток познакомится с ними. Так мы увеличиваем вероятность того, что информация о влиянии вредных привычек на организм, поможет ребёнку сделать осознанный выбор и сохранить здоровье. Если ребёнок уже начал экспериментировать с сигаретами, алкоголем или наркотиками, можно вместе с подростком честно обсудить все «плюсы» и «минусы» такого поведения. Внимательно выслушав его аргументы «за», мы можем помочь ему найти как можно больше аргументов «против», а заодно обратить его внимание на более увлекательные, приятные и осмысленные занятия.


Курение: повзрослел!

Для многих родителей курение ребенка становится первым явным признаком его «взросления». Причём чем более уязвим и психологически неблагополучен подросток, тем больше (в 5–7 раз) риск, что он рано (в 12–14 лет) начнёт курить и будет выкуривать не меньше 6 сигарет в день. Основными причинами начала курения многие подростки называют: желание казаться взрослым, быть принятым в подростковой среде, снятие стрессов и решение всех важных жизненных проблем.

Начиная курить, некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют об этом, но чувствуют, что не способны остановиться. Хорошо известно, что чем позднее подросток приобщается к курению и чем меньше стаж курения, тем выше шанс, что он сможет бросить курить. Поэтому одна из задач взрослых – отодвинуть момент начала курения. Но ещё лучше – не допустить его вовсе.

Большинству подростков трудно вообразить себя в возрасте 25 лет, а тем более – 55. Поэтому предупреждение о вреде, которое курение причинит здоровью в отдалённом будущем, вряд ли повлияет на их сегодняшнее желание курить. Не стоит говорить ребёнку, что из-за курения он не вырастет, не станет сильным, красивым и успешным. По телевизору, в кино и вокруг себя он видит много умных, обаятельных, сильных, состоявшихся людей с сигаретой. Но мальчику нужно рассказать о риске снижения потенции из-за курения, а девочке – о высоком риске осложнений во время беременности и возможных проблемах со здоровьем у будущего ребёнка. А ещё можно объяснить, что с курящими бывает неприятно целоваться, что от табака могут потускнеть волосы, портится цвет лица, темнеют зубы. Полезно также развеять заблуждение, что курение помогает сохранить стройную фигуру, – вокруг полно толстых и курящих. Кроме того, ребёнку можно сообщить, что курение уже не в моде, что в общественных местах и на работе его сильно ограничивают или вовсе запрещают. Посчитав вместе с сыном или дочерью, сколько курильщик тратит на сигареты, родители могут показать, что на эти деньги вполне можно купить что-то, о чем ребёнок мечтает.

Если ребёнок закурил, лучший выход – спокойно разобраться, почему он это сделал. Не стоит кричать на него или тем более грозить, что теперь он лишится любви родителей. Если дело в высокой нагрузке в школе, переживаниях и стрессе, мы можем объяснить ему, что привычка курить – источник нового стресса: если под рукой нет сигарет, курильщик вообще не может расслабиться. Чтобы успокоится, снять напряжение, повысить настроение, есть другие способы: заняться приятным делом, съесть дольку шоколада, прокатиться на велосипеде, просто выспаться. Если подросток начинает курить за компанию, опасаясь насмешек курящих друзей, нужно подсказать ему, что отказ от курения – это проявление индивидуальности, желания быть самим собой, и его станут больше уважать за самостоятельный выбор. Если сигарета – это способ показать свою взрослость, то предложите выразить это по-другому, например взять на себя больше ответственности, больше участвовать в принятии решений, учиться отстаивать свою точку зрения – в общем, вести себя по-взрослому.

Постарайтесь объяснить подростку, что вы заботитесь о его здоровье и готовы помочь ему справиться с этой привычкой. Полезным может оказаться разговор с психологом, школьным или семейным/подростковым врачом. Если вы сами курите, постарайтесь бросить; предложите бросать вместе. Если не получается, честно признайтесь в этом и укажите на себя как на пример мещающей вам зависимости, от которой даже при желании сложно избавиться.

Алкоголь – новый образ жизни?

Большинство подростков чаще всего употребляют пиво и слабоалкогольные коктейли. Пиво особенно опасно для молодых людей, поскольку к нему легко привыкнуть, оно становится частью образа жизни. Частое употребление пива или вина в большом количестве равносильно употреблению крепких напитков. Маленькая бутылка пива (0,33 л) эквивалентна по содержанию алкоголя 125 мл вина и 40 мл водки. Молодые люди, которые начинают употреблять алкоголь в возрасте до 21 года, становятся хроническими алкоголиками в 4 раза чаще, чем те, кто делает это позже.

В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки часто называют желание усилить хорошее настроение или исправить плохое, отвлечься от проблем, облегчить общение с противоположным полом, почувствовать себя взрослым, не отставать от сверстников. Другие мотивы – любопытство, «просто так», «от нечего делать» и домашние праздники и торжества. Подросткам кажется, что с банкой пива или стаканом вина (даже если им не нравится их вкус!) они кажутся взрослее, увереннее в себе. Нередко приобщение к спиртному – способ показать родителям, что они уже не дети, или же привлечь их внимание к себе.

У некоторых родителей вырывается вздох облегчения, когда они узнают, что их подросток «только» выпивает: «По крайней мере он не употребляет наркотики». Алкоголь рассматривают как меньшее из зол. Другие родители, наоборот, начинают паниковать из-за бокала шампанского, выпитого на вечеринке, устанавливают строгий запрет на любые алкогольные напитки. Проблема тут, как и во многих других ситуациях, в здравом смысле и возможности для подростка контролировать своё поведение.

Если подросток пришёл домой пьяным, надо с ним поговорить. Лучше это сделать обоим родителям на следующий день. Ругать и читать мораль бессмысленно; лучше рассказать, что вы пережили, когда увидели его в дверях, как вас это огорчило. Узнайте, где, вместе с кем и при каких обстоятельствах это произошло. Не устраивайте допрос, говорите спокойно, подведите итог: случившееся – это факт, новый опыт, и теперь, когда ребёнок его получил, ему решать, как вести себя дальше: отказаться от спиртного или испытывать ещё не окрепший организм на прочность. В 13–15 лет подросткам не верится, что алкоголь может стать впоследствии причиной инфаркта или язвы желудка. Поэтому лучше рассказать, что из-за частого потребления алкоголя может увеличиться вес, нарушится менструальный цикл или снизится потенция. Надо предупредить, что алкоголь снижает самоконтроль и способность оценивать ситуацию, из-за чего состояние опьянения может стать причиной неадекватных поступков, насилия, незащищенного сексуального контакта, травмы, а также интоксикации организма и обострения хронических заболеваний.

Устойчивое пристрастие чаще возникает у подростков, чьи друзья, родственники или родители регулярно выпивают. Семьи, где ребёнку уделяют должное внимание, интересуются его проблемами, друзьями и времяпровождением, а также прививают навыки эффективного общения, критического мышления и принятия решений, умение управлять чувствами и эмоциями, реже сталкиваются с такими проблемами. Родители могут помочь подростку сформировать шкалу жизненных ценностей, повысить его самооценку, организовать досуг: вовлечь в творческую деятельность, занятия спортом и другое.


Наркотики: не бояться обсуждать

Возраст молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, постоянно снижается, а ассортимент этих веществ – расширяется. В некоторых странах употребление молодёжью «лёгких» наркотиков уже стало более серьёзной проблемой, чем курение.

Многие подростки считают наркотики элементом молодёжной субкультуры. Если спросить их о причинах употребления психоактивных веществ, ответы будут вполне предсказуемыми: «за компанию», «снимает напряжение», «для уверенности», «из-за плохих отношений с родителями», «от нечего делать», «из интереса», «для удовольствия», «не могу отказаться».

Взрослым часто кажется, что в их благополучной семье ребёнок застрахован от употребления наркотиков. Но гиперопека заботливых родителей, которые лишают детей самостоятельности, может привести к тому, что ребёнок не научится самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, будет легко поддаваться уговорам, а значит, рискует попасть в сети распространителей наркотиков. К такой же ситуации может привести и другая крайность – отсутствие контроля со стороны родителей, предоставление ребёнку полной свободы действий.

Следующие признаки и особенности поведения позволяют допустить, что ребёнок употребляет наркотические вещества:

- резкие перепады настроения и физического состояния, например ярость, переходящая в смех, повышенная активность, резко сменяющаяся вялостью и сонливостью;

- неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации) без характерного алкогольного запаха;

- возрастание расходов у ребёнка, пропажа денег из дома;

- резкое изменение круга общения и появление специфического жаргона.

Если что-то подобное происходит с вашим ребёнком, не спешите делать однозначные выводы, читать нотации, угрожать или наказывать. Проконсультируйтесь с психологом, и, если ваши опасения подтвердятся, пойдите к нему вместе с ребёнком. И главное, сохраняйте с ребёнком контакт. Ваша поддержка и понимание будут служить для него опорой и помогут справиться со сложностями.

Близкие и доверительные отношения родителей с ребёнком, совместное времяпровождение, принятие и уважение его самостоятельности, готовность помочь и безусловная любовь – лучшая вакцина от увлечения наркотиками. Но кроме этого, взрослеющего ребёнка надо предупредить о том, что приём любых наркотических веществ (даже самых слабых и от случая к случаю) означает зависимость от них, а также повышает риск заражения ВИЧ (особенно если это инъекционные наркотики), вирусными гепатитами и инфекциями, передаваемыми половым путём. Если ваш ребёнок не может сам организовывать свой досуг, помогите ему найти занятие, которое его заинтересует. Это может быть спорт, участие в музыкальной группе или в театральном кружке, игры вроде «Мафии» или интеллектуальные викторины, туристические походы, хорошие молодёжные лагеря... Иногда достаточно предложить сыну или дочери пригласить друзей домой – у них будет территория для общения, а родители смогут лучше узнать тех людей, которые нравятся их ребёнку.
Оценить ситуацию

Как родителям узнать, пора ли начинать беспокоиться? Можно ориентироваться на опросник, разработанный специально для подростков*.

Ты когда-либо ехал в автомобиле, за рулём которого был водитель, употребивший алкоголь или наркотики (в том числе и ты сам)?

Ты когда-либо употреблял алкоголь или наркотик, чтобы расслабиться, повысить уверенность в себе или завязать знакомство?

Ты когда-либо употреблял алкоголь или наркотики в одиночку?

Забывал ли ты о том, что было с тобой под воздействием алкоголя или наркотиков?

Семья и друзья говорят тебе о необходимости прекращения употребления алкоголя и/или наркотиков?

Попадал ли ты в неприятности или испытывал проблемы после приёма алкоголя или наркотиков?

Ключевые слова в этих вопросах: «автомобиль», «расслабиться», «забывать», «друзья», «проблемы». По мнению авторов теста, два или более положительных ответа подтверждают наличие у подростка серьёзных проблем с алкоголем или наркотиками, хотя, скорее всего, для алкоголя этот тест задаёт слишком суровую планку, а для наркотиков он слишком лоялен. Тем не менее на основании честных ответов вполне можно получить некоторое представление о ситуации. Если контакт с подростком установить не удаётся, а проблема требует вмешательства, помощь может оказать психолог или психотерапевт в учреждениях первичного звена здравоохранения, если родители будут активно способствовать тому, чтобы ребёнок к ним обратился.
7 правил безопасности детей в интернете от экспертов компании Microsoft*

Проведите для ребёнка экскурсию в мир интернета и объясните, что далеко не всё, что они увидят и прочитают в интернете, является правдой.

Создайте доверительные отношения: общайтесь, вместе ищите интересную и полезную информацию в Cети.

Спрашивайте у ребёнка об увиденном в интернете и приучите его советоваться со взрослыми. Убедитесь, что ребёнок пользуется последней версией браузера, – именно так вы обеспечите максимальную защиту от вирусов и интернет-мошенничества.

Подберите вместе с ребёнком правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации о нём (дата рождения, фамилия).

Объясните ребёнку, что в Cети не стоит выдавать свой домашний адрес, номер телефона или другую личную информацию, например: место учёбы или любимые места для прогулки.

Ограничьте доступ к нежелательным сайтам и получите отчёт о действиях ребёнка в интернете с помощью настроек родительского контроля.

Научите детей уважать других в интернете. Правила хорошего поведения действуют везде, в том числе в виртуальном мире.

Направляйте интересы ребёнка и превращайте его из потребителя контента в создателя и программиста: используя современные программные возможности, можно сделать незабываемое семейное видео или коллаж для школьной газеты.

*Интерактивный курс Microsoft для детей, родителей и учителей «Основы безопасности детей и молодёжи в интернете» активно используется в России, см.также ms-protect.ru


Интернет: способ употребления

Среди детей, заходящих в интернет, можно выделить три группы. Первая группа – посетители «правильных» сайтов: они ищут информацию для выполнения школьных заданий или полезные сведения для общего развития. Эту группу в основном составляют хорошо успевающие школьники. Родительские пожелания по ограничению времени пребывания в Сети они воспринимают на удивление адекватно. Правда, таких детей не очень много. Больше тех, кто относится ко второй группе, – кому нужен интернет ради интернета. Третья группа – смешанный вариант. Интернет им нужен как для получения информации, так и для виртуального общения. Таким подросткам полезно рассказать об опасностях интернета, избегая непонятных им категорических запретов.

Поскольку интернет – та область, в которой дети очень быстро становятся более компетентными, чем родители, родительский контроль здесь весьма затруднителен. Запреты вызывают у многих подростков раздражение и только повышают их активность в Сети, а родители чувствуют, что бессильны что-то изменить, особенно если и сами склонны «зависать» перед монитором. Тем не менее важно представлять себе, источником каких угроз для здоровья и безопасности детей может быть Всемирная паутина. По мнению экспертов компании Microsoft, опасность представляет агрессия в социальных сетях, знакомство в социальных сетях и мессенджерах с преступниками и пропаганда насилия и нездорового образа жизни, с которой можно столкнуться в интернете. Взрослым стоит также помнить (и говорить детям) о существовании интернет-мошенничества и риске заразить свой компьютер вирусами. Но самая большая родительская забота – избежать формирования у детей зависимости от компьютерных игр, интернета, мобильного телефона и других гаджетов: современные подростки стремительно утрачивают умение занять себя чем-то в отсутствие подобных устройств.
Родители могут снизить риски

Существует множество факторов, которые положительно влияют на жизнь и здоровье подростка, защищая его от рискованного поведения. Назовём только некоторые, самые важные:

- взаимопонимание и поддержка в семье, доверительные отношения с родителями;

- хорошие отношения с преподавателями и сверстниками в школе;

- самоуважение, высокая самооценка, знание себя, способность к самоанализу;

- твёрдые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, развитое нравственное чувство;

- оптимизм, чувство уверенности в будущем, стремление получить образование, найти хорошую работу;

- отсутствие примеров злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков в окружении подростка;

- рациональное отношение к рискам, умение преодолевать трудности.

Эти факторы определяются во многом родителями, их собственным поведением и отношением к детям. Одним родителям это удаётся интуитивно, они хорошо чувствуют своего ребёнка и умеют дать ему то, в чём он нуждается; другие переживают и действуют методом проб и ошибок; есть и те, кому приходится осваивать теорию, факты и цифры, чтобы быть убедительными в своих объяснениях или запретах. В любом случае, усилия не пропадут даром, ведь риски – это вероятность наступления неприятного события, но отнюдь не его неизбежность. Наш опыт работы с детьми и родителями неоднократно это подтверждал.

*«Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России» (Институт социологии РАН, 2007).

**По данным Кристины Берг-Келли (Kristina Berg-Kelly), эксперта Европейского центра подготовки специалистов в области охраны здоровья подростков EuTEACH (из лекционного курса 2009 года).



Knight JR et al. «A new brief screen for adolescent substance abuse». Arch Pediatr Adolesc Med. 1999.
скачать файл



Смотрите также:
Зоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
125.87kb.
Шестопалов С. В
1128.91kb.
«Дуэль», в предлагаемом варианте это аудио-пьеса, однако при желании можно расширить её формат и изобразить на сцене
107.4kb.
Рабочая учебная программа по специальности 030501. 65 Юриспруденция рассмотрена на заседании кафедры
221.88kb.
Санаторий "Заполярье"
163.56kb.
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-9 классов
90.16kb.
Хочу обратить внимание на использование одного из технических средств обучения английскому языку подкасты и их дидактический потенциал
57.64kb.
Алексей Чурбанов Мой муж нацмен
533.15kb.
Многие статьи и дискуссии по проблемам подростков полны драматической риторики
41.52kb.
Факторы риска бытовой и производственной среды. Образ жизни и индивидуальная безопасность
123.27kb.
Ответы на часто задаваемые вопросы
29.76kb.
Сайт «Безопасность»
24.24kb.