Главная
страница 1
скачать файл
Алгоритм деятельности учащегося-исследователя.

o Определите сферу собственных интересов в области науки и практики.

o Определите объектную область, объект и предмет исследования.

o На основании избранных вами объекта и предмета исследования определите тему научно-исследовательской работы (проекта).

o После уточнения темы сформулируйте гипотезу (для проекта).

o Поставьте цель и задачи написания исследовательской работы в соответствии с выбранной темой.

o Составьте примерный план (структуру) работы. Дайте названия главам и параграфам.

o Определите методы исследования.

o Составьте список необходимых источников, изучите их в первую очередь, составьте краткие справки по каждому источнику (названия, вид источника, год, место издания, автор, условия появления и т.д.).

o Подберите литературу по теме.



o Прочитайте, законспектируйте необходимую литературу. Прочитайте ее, выделив основные аргументы, выводы, предлагаемые авторами.

o Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников и литературы. Определите сюжеты, наиболее полно раскрывшиеся при их изучении. Выделите проблемы, для раскрытия которых материалов недостаточно. Проведите поиск дополнительной литературы.

o Выпишите знакомые и незнакомые понятия, связанные с темой, дайте им определение.

o Обработайте все статистические данные, переведите их в таблицы, графики, диаграммы, если для этого данных достаточно.

o Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы, соотнесите выводы с целями и задачами работы.

o Внесите необходимые изменения, уточнения в план работы (измените структуру, названия заголовков, если это необходимо).

o Оформите исследовательскую работу в соответствии с правилами (титульный лист, сноски, список литературы, приложения и др.).

o Проверьте работу на наличие лексических и грамматических ошибок.

o Подготовьте краткие тезисы для публичного выступления (тема, цель, задачи, структура работы, методы исследования, выводы, оценка результатов собственной деятельности).

o Поразмышляйте над возможными «каверзными» вопросами,

которые могут быть заданы на публичной защите.

Для практического применения предложена следующая последовательность действий.
Определение объектной области,

объекта и предмета исследования.

Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности.



Изучение научной литературы и уточнение темы.

Формулирование гипотезы.



Формулирование цели и задач исследования.

Определение методов исследования.



Проведение научного исследования.

Оформление научно-исследовательской работы.



Защита научно-исследовательской работы.


Прежде чем выбрать тему исследования, необходимо определить «объектную область», «объект», «предмет» исследования, так как каждая тема находится в определенной системе координат.



«Объектная область» - это сфера науки и практики, область жизнедеятельности человека, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике, истории, экономике.

«Объект исследования» - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Например, если выбирается объектная область истории избирательного права, то объектом исследования могут быть избирательные системы различных государств в определенные исторические эпохи, особенности этих систем.



«Предмет исследования» - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Например, при изучении истории избирательного права предметом исследования могут быть отдельные аспекты этой проблемы: деятельность конкретных избирательных комиссий, формы организации участия граждан в избирательных компаниях, правила формирования избирательных комиссий и т.п.


Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью, то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
Выбор темы исследования. Проблема и актуальность исследования.
От правильно выбранной темы зависит успех всей работы. Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Прежде надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Древнегреческое слово «problem» переводится как задача,

«преграда», «трудность».

Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
При выборе темы работы необходимо учитывать следующее:

1. Интерес автора к той или иной проблеме не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика; т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной или будущей специальности.

2. Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3. Реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.

4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.

5. Значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей действительности).

6. Исследование должно содержать элементы новизны, быть ориентировано на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.

7. Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.

8. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем.

9. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.



Тема – это своего рода визитная карточка исследователя. Обязательное требование к любой работе обоснование актуальности исследования.

Желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
скачать файл



Смотрите также:
Алгоритм деятельности учащегося-исследователя
178.2kb.
Важными характеристиками учащегося и как личности, и как субъекта учебной деятельности являются такие качества, как само­стоятельность, уверенность в себе, ответственность и т п
60.17kb.
В статье разработан оригинальный алгоритм построения равновесного по Нэшу набора стратегий в игре нескольких лиц «в перемещения». Алгоритм реализован в виде действующей программы
74.89kb.
Рейтинг план по курсу «Профильный практикум»
43kb.
Лабораторная работа №3 на тему «Хэш функции: алгоритм n-хэш»
66.65kb.
Конкурса: «Организация праздников и мероприятий» Тема: Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего возраста в центре «Юного исследователя»
66.11kb.
Это ядро педагогической деятельности. Это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности учащегося, реализуемая посредством взаимодействия педагога и ученика
167.56kb.
Весомая невесомость (из записок космонавта-исследователя)
172.2kb.
Фи учащегося
317.88kb.
1. Інтерпретація формул логіки висловлювань. Інтерпретація формул логіки першого ступеня. Алгоритм Девіса-Патнема. Алгоритм Куайна
106.42kb.
П/п Ф. И. учащегося/студента Вид спорта
49.03kb.
Цель учебной дисциплины содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя
457.99kb.