Главная
страница 1
скачать файл
Российский государственный гуманитарный университет

Центр типологии и семиотики фольклора



X Международная летняя школа

по фольклористике и культурной антропологии – 2010


АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА:

ПРАГМАТИКА, СЕМАНТИКА, МОРФОЛОГИЯ

1–10 мая 2010 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета проводит очередную (десятую) Школу по фольклористике и культурной антропологии. Тема Школы-2010 — «Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика, морфология». Место проведения Школы — Москва и Переславль-Залесский.

К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и представители смежных дисциплин, чьи интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на конкурсной основе (см. ниже).

Обоснование темы Школы
На протяжении долгого времени исследования в области фольклористики были сосредоточены на изучении «чистых» текстов, извлеченных из социального и культурного контекста. Работая над «Морфологией сказки», В.Я. Пропп анализировал сказки из собрания А.Н. Афанасьева, не привлекая никаких других данных, — с точки зрения исследователя, текст как таковой уже содержал информацию, достаточную для выявления и истолкования его морфологической и семантической структуры. С течением времени, однако, стало ясно, что при изучении фольклорных текстов необходимо принимать во внимание их прагматику — функциональную нагруженность текстов, их место в ритуально-мифологических и социальных контекстах, то значение, которое придают текстам сами носители традиции. Без рассмотрения этих аспектов анализ фольклорных текстов обречен быть неполным, а порой и просто ошибочным.
Вместе с тем, устойчивые функции текста самого по себе или как представителя того или иного жанра не могут так или иначе не отразиться на его формальных признаках. Являясь одной из составных частей дисциплины более «широкого профиля» — культурной антропологии, — фольклористика продолжает быть в первую очередь нацелена на анализ текстов (преимущественно вербальных, хотя в качестве текстов могут также рассматриваться, к примеру, изображения и символические обрядовые действия). Основа компетенции любого исследователя, работающего с устными традициями и культурами, — умение анализировать первичный текстовый материал, привлекая к рассмотрению все данные, которые могут указать на его значение для носителей традиции, помочь объяснить модели, по которым он построен, и раскрыть историю формирования этих моделей.
В области анализа фольклорного текста, несмотря на то что этот процесс нельзя полностью формализовать, есть свои правила и ограничения, знакомство с которыми позволит молодым исследователям создавать качественный «научный продукт» — четко формулировать гипотезы и максимально убедительно строить доказательства. Анализ текста в фольклористике зачастую существенным образом отличается от аналогичных процедур в литературоведении и предполагает знакомство со специфическим научным инструментарием (этнолингвистические, статистические методы и др.), правильное применение которого может существенно усилить получаемые выводы.

В ходе работы Школы планируется рассмотреть следующие проблемы:




  • Реконструкция палеофольклора: новые методы и подходы

  • Методы описания и классификации фольклорных текстов

  • Теории мотива и сюжета в современной фольклористике

  • Типологический и генетический подход к фольклорному тексту

  • Антропология повседневности: проблемы и методы анализа полевого материала

  • Фольклор и устная история

  • Взаимоотношение устных и книжных традиций

  • Живые мифологии и проблемы их описания

  • Письменная автофиксация фольклорных текстов: анализ песенников, травников, сборников заговоров и пр.

  • Соотношение этнографического факта и фольклорной интерпретации

  • Роль «профессионалов» в поддержании и развитии фольклорной традиции

В рамках перечисленных проблем будет определена тематика лекционных курсов и семинаров Школы; внимание будет уделено также междисциплинарным подходам к анализу фольклорных традиций.

К февралю 2010 года на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore будет опубликован список рекомендованной литературы, с которым мы просим ознакомиться конкурсантов.

Условия участия в конкурсе

В качестве слушателей для участия в Школе приглашаются молодые исследователи (студенты, аспиранты, преподаватели), специализирующиеся в области фольклористики, культурной антропологии и смежных дисциплин, интересующиеся современными проблемами теории фольклора и освоением новых методов в изучении фольклорных текстов.

ВНИМАНИЕ! Неважно, какая у вас специализация в вашем вузе (историк, филолог, культуролог и так далее).

Победителям конкурса будет оказана финансовая поддержка (оплата проживания и питания). Победители должны будут сделать организационный взнос в размере 1000 руб. К сожалению, как правило, мы не можем оплатить дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации вашего вуза с просьбой о содействии в оплате дороги. (Чем раньше вы выполните конкурсное задание, тем проще нам будет это сделать!)

Во время проведения Школы слушатели обязаны посещать лекции, читаемые для них специально приглашенными специалистами, и участвовать в работе семинаров. Слушатели могут участвовать в вечерних семинарах также в качестве докладчиков — в этом случае тема выступления оговаривается особо.

Как принять участие в конкурсе начинающим:



Конкурс будет проходить до 1 марта 2010 года, однако убедительная просьба ко всем участникам присылать свои работы как можно раньше, и можно — частями.

1 шаг:  Вы присылаете заполненную анкету, которая доступна по адресу www.ruthenia.ru/folklore/ls10_anketa.htm

2 шаг: В ответ на присланную анкету Оргкомитет высылает вам по электронной почте задание, состоящее из пяти задач, и ваш конкурсный номер, которым вы должны будете подписать решение. Проверка решений осуществляется анонимно. Своевременное и правильное решение конкурсного задания и есть залог вашего участия в Школе. На решение задач вам будут отведены три недели с момента получения нами от вас подтверждения, что задание до вас дошло.

3 шаг: В течение марта Оргкомитет рассылает результаты проверки решений и поздравляет победителей.

Дорогие участники конкурса! Пожалуйста, обратите внимание на приведенные ниже пункты:

1) Если у вас есть научные работы по фольклористике, этнологии и этнолингвистике, вы можете прислать их нам вместе с анкетой. Студенты, не имеющие научных работ, также могут принять участие в конкурсе! Отсутствие работы не влияет на ваш результат.

2) Обращайте внимание на инструкцию по выполнению конкурсного задания, приложенную к самому заданию.

3) По адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_razbor.htm будет доступна одна из разобранных задач конкурсов прошлых лет. Пожалуйста, обратите внимание на этот разбор.

4) Не отчаивайтесь, если вы набрали полупроходной балл. Количество участников ограниченно, но иногда перед самой Школой образуются дополнительные места.

Как принять участие в конкурсе участникам предыдущих школ:



1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, доступную по адресу www.ruthenia.ru/folklore/ls09_anketa.htm, и заявляете о своем желании участвовать в конкурсе.

2 шаг: Оргкомитет предложит вам на выбор одну из двух форм участия в конкурсе. ВНИМАНИЕ! При отборе участников предыдущих Школ Оргкомитет будет учитывать их работу на семинарах.

Организация Школы-2010

Для чтения лекций и проведения семинаров на Школу приглашаются ведущие специалисты по фольклористике, культурной антропологии и смежным дисциплинам из России и других стран. Школу планируется провести в г. Переславль-Залесский с 1 по 10 мая 2010 года, в гостинице «Дом творчества Кардовского». (ВНИМАНИЕ! Время проведения школы может быть сдвинуто в ту или другую сторону на один-два дня в связи с праздниками.)

Расписание и материалы предыдущих школ вы можете найти по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm. Расписание Летней школы-2010 появится по этому же адресу в марте.

Оргкомитет Школы оставляет за собой право публиковать на сайте Центра типологии и семиотики фольклора (www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс, а также результаты конкурса — под анонимными номерами.



Наши адреса и телефоны

Работы следует присылать по электронному адресу ctsf.rggu@gmail.com (дополнительный: alexandra.arkhipova@gmail.com).



Телефон для справок: (499) 973-43-54 (понедельник, среда).

Оргкомитет Школы
А.С. Архипова, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, зам. руководителя Школы

С.А. Бурлак, ст. науч. сотр. Ин-та востоковедения РАН

Н.Н. Вохман, асп. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Е.Н. Дувакин, асп. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Е.Е. Жигарина, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

А.В. Козьмин, науч. сотр. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

И.Б. Иткин, науч. сотр. Ин-та востоковедения РАН, председатель Задачной комиссии

Е.А. Литвин, ст. Ин-та восточных культур и античности РГГУ

Д.С. Николаев, асп. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

С.Ю. Неклюдов, проф., дир. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, руководитель Школы

О.Б. Христофорова, доц. Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore!




скачать файл



Смотрите также:
Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика, морфология
66.1kb.
Кадыркова Юлия Викторовна семантика и прагматика эмотивных побудительных высказываний в современном русском языке
371.72kb.
Таов Х. Т., Езаова м. Ю., Хежева м. Р. Лингвистический анализ художественного текста
825.59kb.
Семантика русского глагольного вида
496.93kb.
«формирование универсальных учебных действий при осуществлении комплексного анализа текста»
116.88kb.
Контент-анализ сайта
59.45kb.
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
96.05kb.
Комплексный анализ текста
71.04kb.
Спецкурс в 9 классе «Комплексный анализ текста»
48.53kb.
М. М. Бахтин Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа
402.4kb.
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1482.57kb.
Перечень усадеб, участвующих в республиканской акции
355.3kb.