Главная
страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобрнауки России)

Департамент молодежной политики,

воспитания и социальной защиты детей

Руководителям

органов управления образованием

субъектов Российской Федерации

ул. Тверская, д. 11, г. Москва,

ГСП-3, 125993

Телефон: 629-04-28, 629-60-92

Факс: 629-35-03

E-mail: d06@mon.gov.ru

 

О примерных требованиях к программам



дополнительного образования детей

 

В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской федерации по ее реализации в 2006 году направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).



Приложение: по тексту на  4 л.

Директор Департамента                 А.А. Левитская

Березина В.А.,

629- 66-65

 

 

Приложение к письму



Департамента молодежной

политики, воспитания и

социальной поддержки детей

Минобрнауки России

от 11.12.2006 №06-1844

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



к программам дополнительного образования детей

 

Нормативно-правовой аспект.

 

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.



К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям    мировой    культуры,     российским     традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

-  соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

-    направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,           спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,             эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

-     современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

-  создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

-  создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

-  целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

-  взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2.  Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4.  Содержание изучаемого курса.

5.   Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6.  Список литературы.



Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

-  где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст     детей,     на     которых     рассчитана    дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф. И.О.,      должность       автора      (авторов)      дополнительной образовательной программы;

-  название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

-  год разработки дополнительной образовательной программы.

2.     В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

-  направленность дополнительной образовательной программы;

-  новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные         особенности         данной         дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

-  возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

-   сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности; -

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3.    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

-  количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.   Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5.      Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

-    обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

-   рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

-    дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.



6. Список использованной литературы.
скачать файл



Смотрите также:
Директор Департамента А. А. Левитская Березина В. А
64.59kb.
Директор департамента по энергоэффективности Гос
99.91kb.
Первый заместитель Министра образования
130.03kb.
Новокшонов Игорь Борисович
50.88kb.
Методические рекомендации по расчету статистических показателей здоровья
860.95kb.
Повестка дня Заседания Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»
46.89kb.
О ходе подготовки к проведению весенних полевых работ в регионах Дальневосточного фо доложил директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Петр Чекмарев
93.79kb.
Знание сила Лучший педагог города в качестве поощрения за свой труд получит в Год учителя автомобиль. Об этом на пресс-конференции рассказал директор департамента образования администрации города Омска Илья Дубин
8.92kb.
Новичок сентябрь, 2012
134.49kb.
Председатель пк директор моу анастасиевская сош
1181.29kb.
Начальник отдела торговли управления потребительского рынка Департамента предпринимательства и потребительского рынка Харьковского городского совета
75.88kb.
Директор мбоу «сош №34» Директор моу дод «Детский оздоровительно образовательный (социально-педагогический) центр Семенова Е. Б. Гончарова О. И
256.03kb.