Главная
страница 1
скачать файл


БОЧКАРЕВА КЛАРА ЕРЕМЕЕВНА

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дачное»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

* * *

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА»
Вызовы современности одним из важнейших моментов в образовании считают воспитание умного читателя, способного разобраться в прочитанном, сформулировать и высказать своё мнение. Этого возможно добиться при условии постоянной и последовательной работы с текстами разных стилей, чтения и обсуждения прочитанного. Многоаспектный комплексный анализ текста на уроках литературы и русского языка и есть тот вид работы, благодаря которому становится возможным формирование универсальных учебных действий.

Исходя из этих данных, я определила главную цель своей работы как формирование универсальных учебных действий при осуществлении комплексного анализа текста.

В работе с текстом на уроках русского языка предусмотрены все знания по орфографии, фонетике, словообразованию, морфемике, морфологии, синтаксису, лексике, стилистике. Текст – сложное, многоаспектное явление. С этим связано много трудностей, возникающих в процессе его изучения и анализа.

Вопросы теории текста вошли в школьную программу изучения русского языка и литературы, но на страницах учебников представлены кратко. Тексты, предложенные в учебнике русского языка, не всегда позволяют использовать разнообразные формы работы.

Приступая с учащимися к работе с текстом, определяем проблемы (познавательные УУД: постановка проблем), которые могут возникнуть при анализе текста, намечаем пути их решения (познавательные УУД: решение проблем), определяем программу своих действий конечным результатом которых является написание изложений и сочинений (регулятивные УУД: планирование, прогнозирование). Эти виды творческих работ объединяют знания и умения учащихся по литературе и русскому языку.

В изложении, как в подробном пересказе, учащийся воспроизводит последовательность фактов и микротем, отражает особенность авторского понимания проблемы, соответствие используемых средств художественной выразительности теме и идее произведения. Передаёт композиционные, стилевые, типологические особенности текста.

Сочинение – самостоятельная творческая работа по составлению собственного текста, где проявляются все теоретические знания и практические навыки в области литературоведения и лингвистики.

Умение анализировать текст, его элементы, детали (познавательные УУД: общеучебные, логические) подготавливает ученика к правильному пересказу текста (полному и сжатому), дальнейшему созданию своих текстов. Готовые тексты приучают детей к внимательному прочтению, пониманию того, что хотел сказать автор, умению видеть красоту и богатство родного языка.

Уже в 5 классе в первую очередь обращаю внимание на технику и выразительность чтения, беседую с учениками об общем восприятии прочитанного. Задаю вопросы типа:

- какое настроение вызвал у вас текст?

- какое настроение является определяющим для текста?

- как изменяются чувства автора на протяжении текста?

Тексты художественные и публицистические с нравственной направленностью помогают воспитывать у детей мировоззрение, формировать и утверждать жизненные позиции (личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация). Систематическая целенаправленная работа с художественными, публицистическими и другими текстами даёт свои результаты. Для последовательной работы помогает алгоритм действий, отрабатываемый на уроках.

Начинаю работу с выяснения, что такое текст, знания законов текста, его особенностей, учимся выделению в тексте смысловых частей, связи их между собой, последовательности, цельности, относительной законченности.

Анализ текста - это путь к синтезу художественного произведения, восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Обсуждая прочитанное, находим в тексте слова, которые помогают в определении времени, места, пространства происходящих событий. Беседа о предметах и явлениях, о которых говорится в тексте, выделение главных и второстепенных помогает определить тему. Дальнейшая устная или письменная работа предусматривает ответ на вопрос: что хотел сказать автор? Дети выписывают и анализируют определения к существительным, находят среди них яркие, помогающие в характеристике основного предмета; глаголы, называющие действие предмета, яркие обстоятельства. Эта работа определить идею (основную мысль) текста. Если необходимо, учащиеся подбирают заголовок к тексту в соответствии с темой и идеей. Учимся делить текст на части, составляем простой и сложный план. В ходе беседы устанавливаем последовательность и причинность событий. Определяем мотивы поступков действующих лиц, даём оценку этим поступкам (личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях). В процессе анализа текста на всех уровнях обязателен пересказ полный, частичный, сжатый, пересказ от лица героя или других лиц с целью понимания изображаемых событий с разных точек зрения. Прививаю внимательное и уважительное отношение к слову, его строению, звучанию, роли в предложении, тексте.

Языковой анализ, включающий в себя фонетический, морфологический, морфемный, помогает увидеть все элементы картины, портрета, их особенностей; орфографический полный или выборочный анализ восстанавливает и закрепляет орфографические знания и навыки; орфоэпический учит правильному литературному произношению слов; синтаксический и пунктуационный анализы объясняют архитектурный рисунок простого осложнённого или сложного предложения, их роль в создании образа. Лексический анализ текста, являющийся одной из основных составляющих многоаспектного анализа, как всего текста, так и его фрагментов, можно провожу и на уроках русского языка и литературы.

На уроках литературы изучаем произведения, в которых встречаются слова и обороты, языковые формы и категории, не употребляющиеся сегодня, поэтому учащиеся не понимают их значения.

В связи с этим большое внимание уделяю этимологии слова, его форм, анализа нормативности и исторической изменчивости литературного языка, оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов.

    Анализируем архаизмы, историзмы, старославянские включения в текст, учимся их различать с помощью вопросов и заданий (коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем, построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми):

- найти в тексте устаревшие слова и объяснить их значение.

- с какой целью они используются автором?

- когда и устарели ли эти слова: в момент написания данных произведений или стали такими в настоящее время?

- в какое время и в связи с чем употреблялись эти слова?

Вопросы задаются с учётом жизненного опыта и культурного уровня детей.

Дети, наблюдая за текстом, обогащают словарный запас, углубляют представление об эволюции родного языка.  Устаревшие слова помогают глубже проникнуть в эпоху жизни героя, написания произведения, расширяя не только лингвистические познания, но и исторические.

Обращаем внимание на то, что иногда устаревшие слова используются в художественных произведениях для создания насмешки, иронии. Юмористический эффект создаётся за счёт включения историзмов и архаизмов в контекст, где преобладает современная общеупотребительная лексика.

Встречающиеся в произведениях современных писателей диалектизмы также требуют специальной работы. Словарные статьи в учебниках литературы не всегда восполняют такие пробелы. Учащиеся получают задания найти слова и пояснить их значение на уроке или при необходимости дома. В этом помогают словари, интернет.

Например, анализируя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина», приходится искать толкование слов, которые помогут лучше понять и увидеть вместе с поэтом красоту родной земли.
Люблю дымок спалённой жнивы.

В степи ночующий обоз,

А на холме, средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно…


Слова: жнива, обоз, нива, гумно и др. требуют для понимания смысла всего текста этимологического объяснения.

Работа с лексикой обогащает словарный запас языка учащихся, помогает увидеть его богатые возможности. Анализируя прозаические и поэтические тексты, ученики изучают средства художественной выразительности: тропы, фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) и т.п., их роль в создании образа.

Морфологический анализ текста даёт возможность увидеть роль той или иной части речи в создании картины, например, существительных в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Возок несётся чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…

(Гл.VII, строфа XXXVIII)

Ученики обращают внимание, что глаголов почти нет, перечисление существительных – предметов, проносящихся мимо героини, создаёт образ дороги и быстрого движения кибитки, въезжающей в Москву.

А в стихотворенье А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье»:
Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

- нет вообще ни одного глагола, но каждое слово создаёт ощущение динамизма. Обращаю внимание учащихся на использование автором отглагольных существительных: шёпот, дыханье, колыханье и др., которые придают ритм лёгких движений. Отмечаем и структуру предложения. Всё стихотворение - одно предложение, в котором немаловажную роль играют и однородные подлежащие без сказуемых. Они придают речи и лаконичность, и особую выразительность.

Огромную роль играют прилагательные в прозаических и поэтических текстах. С их помощью создаваемая картина становится ярче, острее воспринимается читателем. Учащиеся должны уметь находить средства художественной выразительности в использованных прилагательных. Например, в стихотворениях А.А.Фета:

Тихая, звёздная ночь…

Трепетно светит луна:

Сладки уста красоты

В тихую, звёздную ночь.

Деревня.

Люблю я приют ваш печальный,

И вечер деревни глухой,

А за лесом благовест дальный,

И кровлю, и крест золотой.
Люблю я немятого луга

К окну подползающий пар,

И тесного, тихого круга

Не раз долитой самовар.


С помощью прилагательных, причастий передаётся состояние лирического героя, его любовь к родной природе, к милым сердцу деревенским картинам.

Экспрессивные возможности глагола и его форм известны давно. Учимся находить их в текстах различных типов и стилей, обращаем внимание на смысловую зависимость текста от видовой и временной формы глагола, от места глагола в предложении.

В 7 классе, анализируя текст «Пожар», Ю.Яковлева прошу учащихся обратить внимание на вид глаголов в первой половине текста и во второй. В каком месте текста меняется их вид? С какой целью он изменяется? Чего добивается автор? Ученики обращают внимание на изменение экспрессии текста: действия героини рассказа Тани в первой половине были привычны, обыденны, что передаётся с помощью глаголов несовершенного вида. Автор таким приёмом подчёркивает постоянство действий героини, да и других прохожих, не замечающих происходящего вокруг, занятых своими делами. После слова «вдруг», которое настораживает читателя, настраивает его на необычность ситуации, вид глаголов меняется на совершенный, и это усиливает напряжённость действий героини, их завершённость, появляется напряжённость в этот момент и у читателей. Ученики делают вывод о роли совершенного и несовершенного вида глаголов в создании динамики и экспрессии текста. По данному тексту дети пишут изложение с элементами сочинения. В сочинении выражают своё отношение к описываемым в рассказе событиям, к поведению героини, отмечают, что равнодушие людей может привести к трагическим последствиям (личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация).

Обсуждая на уроке литературы в 7 классе рассказ «Тихое утро» Ю.Казакова, обращаем внимание на то, как использует автор приём противопоставления названия рассказа, спокойствия и тишины деревенского утра, привычность действий его героя Яшки в первой части событиям, происходящим во второй части повествования. Учащиеся во время чтения второй части испытывают напряжение от момента, когда Володя стал тонуть, до спасения Володи. Во время чтения вслух отрабатываем выразительность, стараемся осмыслить и понять волнение главного героя, а затем вместе с ним испытываем облегчение и радость от того, что Володя жив. В беседе мы обращаем внимание на лексику текста, на авторские ремарки, комментирующие поведение героев, на значение пейзажных зарисовок в тексте. Выбрав отрывки из текста, на уроке русского языка мы проводим остальные виды анализа текста.

Невозможно обойти вниманием роль глагола в олицетворении. Здесь глагол просто незаменим, и дети видят олицетворение чаще всего именно благодаря ему.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

( А.С.Пушкин. «Зимний вечер»)


Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она…

(А.С.Пушкин. «Зимняя дорога»).


Подбираю фрагменты из различных текстов, Размещаю их на карточках и предлагаю ученикам для анализа.

Глагольные формы: причастие и деепричастие, - в силу своих свойств выполняют уникальные функции. Причастие соединяет в себе динамику глагола и описательные свойства прилагательного; деепричастие добавляет экспрессии наречия в глагольную энергетику. Обращаем внимание, что в разговорной речи эти части речи практически не употребляются, а в письменной речи недопустима перегрузка предложений причастными и деепричастными оборотами. Попутно повторяем правописание суффиксов причастий и деепричастий, пунктуацию при обособленных членах предложения.

Анализируя тексты, обязательно отмечаем - от чьего лица ведётся рассказ. Здесь, как нигде, важна роль местоимений, особенно личных. Их эмоциональная выразительность необходима при ответе на вопросы об отношении автора к описываемым событиям, героям и их поступкам (личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация). Обращаем внимание, что употребление в художественном тексте личных и притяжательных местоимений придаёт тексту оттенок достоверности, искренности. Местоимения добавляют тексту задушевную эмоциональность.
Я вмиг узнала,

Вся обомлела. Запылала

И в мыслях молвила: вот он!
В письме – монологе Татьяны из романа «Евгений Онегин» местоимения показывают искренность и силу чувств героини. Местоимения необходимы для создания достоверности, причастности рассказчика к событиям.

Служебные части речи обладают не меньшей силой выразительности, чем самостоятельные. Они нередко становятся основанием для стилистических фигур, изобразительных приёмов, например, отрицательного сравнения.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-Воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов «Мороз Красный Нос») .

Учащиеся в процессе аналитической работы с текстом (познавательные УУД: общеучебные, логические) учатся находить и различать союзы и союзные слова, производные и непроизводные предлоги, частицы, понимать их значение в предложении и тексте.



Огромную значимость имеют знаки препинания. При их помощи записанное слово можно прочитать по-разному. Иногда с помощью знаков препинания можно выразить больше, чем словом. Пропуск знака препинания или ошибка в его постановке приводят к искажению смысла. Комплексная работа с текстом помогает учащимся улучшить грамотность по всем разделам русского языка, обогащает их не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Учащиеся самостоятельно проверяют свои выполненные задания, осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки (регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка).

Таким образом, работа по осуществлению комплексного анализа текста формирует весь комплекс универсальных учебных действий.
скачать файл



Смотрите также:
«формирование универсальных учебных действий при осуществлении комплексного анализа текста»
116.88kb.
Виды универсальных учебных действий виды действий
134.42kb.
Все предметные области учебного плана фгос
1336.56kb.
Мастер-класс по формированию личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 9 классе
111.6kb.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ
639.24kb.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе
71.29kb.
Задания «с ловушками» как способ формирования и оценивания универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
42.36kb.
Таов Х. Т., Езаова м. Ю., Хежева м. Р. Лингвистический анализ художественного текста
825.59kb.
Примерный учебный план начального общего образования – 14
4899.41kb.
Стр. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр
10389.25kb.
Программа по учебным предметам фгос русский язык 5-9 класс Общая характеристика программы
134.79kb.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (ууд), обеспечивающих умение учиться
563.64kb.