Главная
страница 1
скачать файл
Каковы возможности профессиональной поддержки
индивидуального развития ребенка?

Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.

Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.

Т.к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)

Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:


  • найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;

  • смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;

  • обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.

Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей

Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т.е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Интенсифицированию А.В.Запорожец противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».

При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.

Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.

Усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.

Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», — говорит Асмолов.

Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.

Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.


Заключение

Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:

  • Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);

  • Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию

  • Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;

  • Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы А. В. Запорожца);

  • Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;

  • Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);

  • Сотрудничество с родителями;

  • Вариативность в выборе образовательных программ;

  • Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит.п.));

  • Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;

  • Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.
скачать файл



Смотрите также:
Каковы возможности профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
46.89kb.
"Нанотехнологии в Татарстане: проекты, перспективы, возможности" 27 января 2011 г
227.04kb.
«Коррелирование уровня развития устной и письменной речи ребенка со степенью развития сенсомоторики по методу научной педагогики М. Монтессори»
133.62kb.
Квинтилиан указывал, что у ребенка имеются широкие возможности развития. Он дает ряд указаний о развитии речи у ребенка, начиная с первых лет его жизни. Указывает на большое значение школы для воспитания детей
19.65kb.
Новогоднего праздника помимо эмоциональной насыщенности содержит возможности для познавательно речевого и художественно – эстетического развития детей, когда развитие познавательных интересов ребенка происходит через формирование целостной картины
45.94kb.
Использование наглядно-игровых средств при формировании фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
100.06kb.
Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Психология развития»
13.56kb.
Профессиональные дефициты педагогов, работающих с одарёнными детьми ограничение развития одарённого ребёнка рамками профессиональной компетентности педагога
40.49kb.
Инструменты и формы поддержки
206.2kb.
•Показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни
149.74kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
213.68kb.
«…Когда 60% работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, Казахстан достигнет устойчивости…»
2573.29kb.