Главная
страница 1
скачать файл
Конспект подгруппового занятия в старшей группе на тему «Звук «Р»»

(кружок «Веселый язычок»)

Задачи

1. Познакомить детей со звуком «Р»;



2. Учить выделять звуки из речи;

3. Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка;

4.Формировать лексико-грамматический строй речи;

5. Развивать фонематический слух, речь;

6. Развивать память, внимание, воображение, мышление.

Цели


Коррекционно-образовательные:

- автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразах;

- упражнение отрабатывает движение языка вверх,

- укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной уздечки.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия

Оборудование

Кукла Степа, муляжи овощей, ослик Хлопуша, карточка со словами где прячется звук «Р», картинки с пропущенными звуками, массажные шарики Су – Джонк, прописи.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети меня зовут Степка. Я и мой друг ослик Хлопуша сегодня пойдем в огород собирать овощи. Моя бабушка сварит из них очень вкусный суп - борщ. А вы ребята подскажите, какие овощи нам нужны? Дети, какие овощи вы знаете? Какие фрукты вы знаете? Чем они отличаются? Где растут овощи? (на грядке, на дереве, на кустах)

Воспитатель: Но чтобы овощи собрать надо пальчики размять. (массаж рук с помощью мячиков Су- джонк).

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая

стихотворение пальчиковой гимнастики (автоматизация звука«Р»).

Есть у Раи огород,

Там морковка и горох,

Справа огород Федоры.

В основном там помидоры.

Дети катают массажный мячик между ладонями, одновременно проговаривая

стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука «Р»):

В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Притворяется негодник,

Будто сам он – Огородник.

Воспитатель: Пальчики наши готовы, а язычок нет. Сегодня он забыл сделать утреннюю гимнастику (логопедическая гимнастика (Приложение 1)).

Воспитатель: Но что это? Наш ослик Хлопуша убежал играть и не хочет нам помогать! Давайте позовем его обратно (произносим слоги).

Образец: р— а, р — о, р — у, р—ы, ра — ро— ру — ры ры— ру — ро — ра

ро — ры— ру — рй ру — ра — ро — ры ра — ру — ро — ры

ро — ра — ры — ру ру — ры— ра — ро ры— ру — ра — ро

Воспитатель: Ребята, ослик вернулся и вместе с нами сейчас споет песенку

Ра-ра-ра, ра-ра-ра на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Воспитатель: А сейчас кукла Степа будет показывать вам карточки со словами, где спрятался звук «Р». В начале или в середине, или в конце? Назовите слова. Укажите, где стоит звук «Р».

Физкультминутка « Хватит спать!»

Воспитатель: Какие все молодцы! А теперь немного отвлечемся и сделаем несколько упражнений.

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

(Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись.

(Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем —

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражнение выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Воспитатель: У куклы Степы есть сосед кукла Федя. Вот послушайте про него рассказ. (Приложение 2). Давайте все вместе повторим рассказ. Какие слова на звук «Р» мы услышали?

Воспитатель: А сейчас наши пальчики немного порисуют (игровое упражнение «Обведи букву» (Приложение 3)).

Заключительная часть

Воспитатель: Наши гости собрались идти домой. Но они обязательно еще вернуться

Вы все ребята молодцы. Мне очень понравилось, как мы сегодня занималась, как мы с вами играли. Давай вспомним, что мы сегодня делали? С кем сегодня познакомились? Какие звуки мы сегодня повторили?

Какое задание для тебя было самым трудным? А для тебя? Что тебе понравилось?

Давайте попьем чай все вместе.


Список использованных источников:

1. Забалуев А.А. «Физкультминутки на каждый день», настольная книга учителя. Казань, 2001, стр 32

2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.- (Логопед в ДОУ), стр. 71

3. Прописи. Рисуем цифры по клеточкам Издательство: Адонис, 2010 г., стр. 8

4 Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р'] Логопедам-практикам и заботливым родителям.

СПб.: КАРО, 2007

5 Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. -- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
Приложение 1

Логопедическая гимнастика

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).

Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Приложение 2

Утро


Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Приложение 3




скачать файл



Смотрите также:
Конспект подгруппового занятия в старшей группе на тему «Звук «Р»»
54.45kb.
Нод: «Солнечная система» Тип занятия
39.61kb.
Конспект нод в старшей группе «На помощь к Федоре Егоровне» Образовательная область: «Коммуникация»
63.07kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Как найти конфеты знаний?»
80.21kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познание» в старшей группе: Тема «Путешествие в лес» Виды детской деятельности
73.2kb.
Конспект нод по предметной лепке во второй младшей группе на тему: «Веселая неваляшка»
39.95kb.
Конспект занятия для старшей группы Дети заходят в зал и останавливаются у боковой стены
59.79kb.
Обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста через использование элементов художественной гимнастики
47.63kb.
Конспект интегрированного занятия в младшей группе
29.93kb.
«Почему нельзя выбрасывать мусор на улице, и местах отдыха?» Цель занятия – эксперимента
52.3kb.
Конспект рассмотрен и одобрен Начальник штаба гражданской обороны Г. М. Карташов 20 г. Конспект проведения занятия по гражданской обороне
77.7kb.
Склюева Алена Андреевна Новогодний утренник в старшей группе
145.04kb.