Главная
страница 1
скачать файл
Рабочая программы дисциплины

«Общая химия»
1. Общая химия

2. Лекторы.

2.1. Доктор физико-математических наук, профессор кафедры физической химии химического факультета Еремин Вадим Владимирович, vadim@educ.chem.msu.ru, (495) 939-12-86.

2.2. Доктор химических наук, профессор кафедры неорганической химии химического факультета Шевельков Андрей Владимирович, shev@inorg.chem.msu.ru, (495) 939-34-33.

2.3. Доктор химических наук, профессор кафедры органической химии химического факультета Магдесиева Татьяна Владимировна, tvm@org.chem.msu.ru
3. Аннотация дисциплины.

Курс общей химии предназначен для формирования у физиков представления об основных понятиях и законах химии, свойствах органических и неорганических веществ, химических реакциях и способах управления ими. По сути, этот курс представляет основы химической грамотности. Главные цели курса – показать физикам особенности химического подхода к изучению окружающего мира, дать представление об образе мышления профессиональных химиков, научить физиков применять химию в будущей научной работе.

Курс состоит из трех разделов. В первом вводятся основные понятия и законы химии, второй и третий посвящены изучению свойств неорганических и органических веществ.

Предполагается, что уровень химической эрудиции студентов – очень низкий. Благодаря тому, что в старших классах физико-математических школ химии практически нет, студенты 1-го курса имеют, в лучшем случае, некий минимальный уровень остаточной химической грамотности. Но при этом они обладают логическим мышлением и понимают причинно-следственные связи, что позволяет показать им логическую структуру химии и объяснить движущие силы химических процессов и связь структуры веществ с их свойствами.

К сожалению, курс имеет чисто лекционный и, следовательно, только ознакомительный характер. Для полноценного освоения данной дисциплины совершенно необходимы еженедельные семинары и минимум раз в две недели практические работы. Если семинары в некоторой степени можно заменить самостоятельной работой или дистанционными консультациями, то практическую часть заменить ничем нельзя. Без нее химия остается «бумажной» и не особо полезной. 6-летний опыт преподавания на физическом факультете показывает, что видеозаписи опытов не являются адекватной заменой самостоятельной работе в химической лаборатории.
4. Цели освоения дисциплины.

Понять логику и возможности химии, особенности химического подхода к изучению окружающего мира.

Научиться понимать язык химических формул и уравнений.

Научиться предсказывать структуру и свойства веществ, их способность взаимодействовать с другими веществами.

Понять движущие силы химических реакций, особенности их протекания и способы управления ими.

5. Задачи дисциплины.

Доказать физикам необходимость и плодотворность химического подхода к изучению мира.

Показать области применения химии в физике.

Сформировать у физиков представление о языке и законах химии.

Продемонстрировать применение физических теорий к химическим процессам.
6. Компетенции.

6.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины.



6.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.

ОНК-1, ПК-1.
7. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать основные понятия и законы химии;

уметь составлять и анализировать формулы веществ и уравнения химических реакций;

понимать связь структуры веществ с их свойствами;

владеть основами химической грамотности, иметь представление о свойствах важнейших органических и неорганических веществ.


8. Содержание и структура дисциплины.


Вид работы

Семестр

Всего

1

2

3

Общая трудоёмкость, акад. часов



108



108

Аудиторная работа:









Лекции, акад. часов



30



30

Семинары, акад. часов









Лабораторные работы, акад. часов









Самостоятельная работа, акад. часов



78



78

Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)



экзамен








N
раз-
дела


Наименование
раздела



Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий


Форма
текущего
контроля


Аудиторная работа

Самостоятельная работа


Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

Основные понятия и законы химии

2 часа. Лекция 1. Основные представления о химии
Содержание лекции 1.

Место химии среди других естественных наук. Взаимодействие физики и химии. Особенности химии как науки. Структура и язык химии.

Что изучает химия. Вещество. Классификация химических веществ. Условность термина «чистое вещество».

Химические элементы. Распространённость элементов на Земле и во Вселенной.

Периодическая система и ее структура.

Химические соединения и их характеристики: строение, состав, свойство. Простые и сложные соединения. Стехиометрия: эмпирическая и молекулярная формула соединения. Валентность элементов.

Превращения химических соединений. Уравнения реакций. Стехиометрические расчёты по уравнениям реакций.








_____ часа.

Тема самостоятельной. работы 1.
Например:

2 часа.

Решение задач на математический аппарат электродинамики.

Работа с лекционным материалом: Уравнения Максвелла, сила Лоренца.

Например:

ДЗ,

КР,

Об,

РК,

РС.


2 часа. Лекция 2. Электронное строение атома
Содержание лекции 2.

Водородоподобные атомы и ионы. Электронные уровни энергии. Квантовые числа электрона.

Многоэлектронные атомы. Одноэлектронное приближение. Эффективные заряды. Принципы заполнения орбиталей.

Периодические свойства элементов. Радиусы атомов и ионов. Электроотрицательность.









_____ часа.

Тема самостоятельной работы 2.

2 часа. Лекция 3. Химическая связь, валентность, геометрия молекул
Содержание лекции 3.

Образование химической связи между атомами.

Ковалентная связь. Валентность. Правило октета. Структуры Льюиса.

Характеристики химической связи – длина, энергия, полярность.

Геометрия молекул. Модель ОЭПВО.

Межмолекулярные взаимодействия: а) ван-дер-ваальсова связь, б) водородная связь.









_____ часа.

Тема самостоятельной работы 3.

2 часа. Лекция 4. Почему и как идут химические реакции (основные понятия физической химии)
Содержание лекции 4.

Классификация химических реакций.

Стехиометрическое описание химической реакции.

Энергетическая кривая элементарной химической реакции. Прямая и обратная реакции.

Термодинамическое описание химических реакций. Второй закон в применении к химическим процессам.

Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле Шателье.

Характерные времена химических реакций. Энергетический барьер химической реакции. Способы активации реагентов.

Понятие о механизме химической реакции. Лимитирующая стадия.











2

Неорганическая химия

2 часа. Лекция 5. Общие понятия неорганической химии. Химические свойства основных классов неорганических веществ
Содержание лекции 5.

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Оксиды, их классификация, получение, свойства.

Кислоты, их классификация, получение, свойства. Кислоты-окислители.

Основания, их классификация, получение, свойства.

Соли, их классификация.









_____ часа.

Тема самостоятельной работы 1.



2 часа. Лекция 6. Кислотно-основные взаимодействия. Ионные равновесия в растворах
Содержание лекции 6.

Общие свойства химического равновесия.

Электролитическая диссоциация. Кислоты и основания по Аррениусу.

Кислотность растворов. pH. Константы диссоциации.

Сопряженные кислоты и основания (по Бренстеду).

Гидролиз солей и ковалентных соединений.

Кислоты и основания по Льюису.








_____ часа.

Тема самостоятельной работы 2.

2 часа. Лекция 7. Окислительно-восстановительные реакции
Содержание лекции 7.

Понятия окисления и восстановления. Типичные восстановители и окислители.

Метод электронно-ионного баланса.

Окислительно-восстановительные потенциалы. Уравнение Нернста.

Диаграммы Латимера.

Связь ЭДС с термодинамическими свойствами.

Химические источники тока.

Электролиз растворов и расплавов.









_____ часа.

Тема самостоятельной работы 3.

2 часа. Лекция 8. Комплексные соединения
Содержание лекции 8.

Понятие комплексного соединения.

Координационная теория Вернера.

Типы центральных атомов и лигандов.

Геометрическое строение, координационные числа и изомерия комплексов.

Теория кристаллического поля.

Спектры, окраска и магнитные свойства комплексов.

Устойчивость комплексов в растворах.











2 часа. Лекция 9. Химия неметаллов
Содержание лекции 9.

Положение неметаллов в Периодической системе. Типичные свойства и степени окисления неметаллов. Основные типы соединений, образуемых неметаллами.

Особенность водорода. Изотопы водорода; получение и свойства. Ион гидроксония. Гидриды.

Благородные газы. Основные физические и химические свойства.

Галогены. Галогеноводороды. Взаимодействие галогенов с водой. Кислородные соединения галогенов.

Халькогены. Отличительные свойства кислорода, озон. Химические свойства простых веществ. Халькогениды. Водородные соединения. Оксиды и кислородные кислоты серы.

Подгруппа азота. Типичные степени окисления. Строение простых веществ. Водородные соединения ЕН3. Получение и свойства аммиака, соли аммония. Кислородные кислоты азота и фосфора.

Углерод, кремний и бор. Особенности строения, физических и химических свойств. Оксиды углерода, угольная кислота и карбонаты. Оксиды кремния и бора, силикаты, бораты.















2 часа. Лекция 10. Химия металлов главных подгрупп
Содержание лекции 10.

Положение металлов в Периодической системе. Общие физические и химические свойства металлов. Кристаллическое строение металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы. Основные физические и химические свойства. Взаимодействие с кислородом и водой. Щелочи.

Основные свойства p-металлов. Положение в Периодической системе. Аналогия с неметаллами. Особенности химии алюминия: взаимодействие с водой, щелочами и кислотами, восстановительные свойства.















2 часа. Лекция 11. Химия переходных металлов
Содержание лекции 11.

Положение d-металлов в Периодической системе. Электронная конфигурация переходных металлов. Три ряда переходных металлов. Особенности металлов первого переходного ряда. Основные химические свойства: взаимодействие с галогенами, кислородом, растворение в кислотах. Типичные комплексные соединения хрома, железа и кобальта.

Переходные металлы второго и третьего рядов. Типичные степени окисления и химические свойства. Особенности химии молибдена: изменение окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств при изменении степени окисления.

Химия f-элементов. Лантаниды и актиниды. Основные свойства и степени окисления.















3

Органическая химия

2 часа. Лекция 12. Основные понятия органической химии
Содержание лекции 12.

Органическая химия – химия соединений углерода. Способы изображения структуры органических молекул. Различные типы гибридизации атома углерода, их особенности. Типы связывания между атомами и способы разрыва связи.

Реакционноспособные частицы и интермедиаты (карбокатионы, карбанионы, радикалы), особенности их строения. Устойчивость интермедиатов и ее связь с электронными эффектами. Индуктивный и мезомерный эффекты, различные способы перераспределения электронной плотности. Понятие об электрофилах и нуклеофилах.

Насыщенные углеводороды (алканы). Особенности строения. Понятие о конформации и конфигурации. Диаграмма изменения энергии конформеров в зависимости от двугранного угла. Реакции радикального замещения. Устойчивость органических радикалов, ее объяснение с помощью электронных эффектов. Радикальное галогенирование. Понятие о селективности реакции. Ловушки радикалов: принцип действия. Функционализация алканов (нитрование, сульфохлорирование, крекинг). Понятие об оптической изомерии. Стереохимический результат реакции: связь с механизмом.

Непредельные углеводороды. Алкены, особенности строения. Геометрическая изомерия. Реакции электрофильного присоединения: механизм. Связь региоселективности присоединения с устойчивостью карбокатионного интермедиата (Правило Марковникова). Галогенирование, гидрогалогенировние, гидратация, гидрирование: особенности механизмов. Понятие о сопряженном присоединении.












2 часа. Лекция 13. Химические свойства углеводородов
Содержание лекции 13.

Диены. Особенности сопряженных диенов. 1,2- и 1,4 –присоединение, зависимость от температуры. Понятие о термодинамическом и кинетическом контроле. Реакция циклоприсоединения как пример стереоселективной реакции.

Алкины. Особенности строения. Реакции электрофильного присоединения к алкинам. Сравнение реакционной способности двойной и тройной связи. Кислотность С-Н связи в терминальных алкинах, образование ацетиленидов.

Ароматические углеводороды. Бензол или «циклогексатриен»? Понятие о резонансной стабилизации. Реакция электрофильного ароматического замещения (SEAr), механизм. Влияние заместителей на реакционную способность бензольного ядра и ориентацию замещения. Нуклеофильное ароматическое замещение (SNAr).

Алкилгалогениды, спирты, амины, эфиры. Особенности строения: полярность связей, наличие неподеленных электронных пар. Кислотно-основные свойства спиртов и аминов.








2 часа. Лекция 14. Химические свойства галоген, азот- и кислородсодержащих органических соединений
Содержание лекции 14.

Алкилгалогениды, спирты, амины, эфиры в реакциях нуклеофильного замещения. Механизмы SN1 и SN2: влияние природы субстрата, реагента. Стереохимический результат реакции: связь с механизмом. Особенности реакций нуклеофильного замещения в спиртах. Конкуренция элиминирования и замещения. Реакции нуклеофильного замещения в синтезе. Синтез и свойства простых эфиров. Понятие о краун-эфирах. Амины как нуклеофилы. Сравнение свойств алифатических и ароматических спиртов и аминов (кислотно-основные свойства, нуклеофильность, влияние OH и NH2 группы на свойства бензольного ядра). Качественная реакция на многоатомные спирты.

Карбонильные соединения. Строение карбонильной группы. Реакции нуклеофильного присоединения, механизм. Присоединение спиртов, производных аммиака, металлорганических соединений, образование циангидринов. Реакции с участием -Н. Алкилирование каронильных соединений и альдольно-кротоновая конденсация.

Карбоновые кислоты и их производные – ангидриды, хлорангидриды, сложные эфиры, амиды. Особенности строения, карбонильная активность. Реакции нуклеофильного присоединения с отщеплением – взаимные переходы между производными кислот. Кислотные свойства карбоксильной группы. -Галогенирование кислот: путь к синтезу аминокислот.









2 часа. Лекция 15. Окислительно-восстановительные реакции. Азотсодержащие гетероциклы. Полифункциональные природные соединения
Содержание лекции 15.

Особенности окислительно-восстановительных реакций органических соединений. Реакции восстановления: каталитическое гидрирование и перенос гидрид иона. Восстановление углеводородов, карбонильных соединений, производных кислот. Окисление спиртов, альдегидов, углеводородов, наиболее употребительные реагенты.

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Особенности строения, кислотно-основные свойства, реакции электрофильного ароматического замещения. Нуклеиновые основания, их биологическая роль.

Углеводы (альдозы и кетозы). Образование циклической формы глюкозы как нуклеофильное присоединение по карбонильной группе. Реакции по карбонильной и гидроксильной группам. Особые свойства гликозидного гидроксила. Синтез нуклеиновых кислот как последовательность реакций нуклеофильного замещения и присоединения с отщеплением. Понятие о нуклеотидах и нуклеозидах.

Аминокислоты. Образование пептидных связей как пример реакции нуклеофильного присоединения с отщеплением. Белки.

Понятие о жирных кислотах и жирах.










9. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

  1. Естественнонаучная дисциплина по выбору.

  2. Вариативная часть, блок В-ЕН

  3. Данный курс как часть основ естествознания связан с курсом физической химии (3-й курс, 6 семестр). Уровень входных знаний соответствует уровню выпускника средней школы. В курсе используются сведения из квантовой механики и термодинамики, однако их знание не предполагается.


10. Образовательные технологии
Используются классические образовательные технологии: лекции (сочетание мела, доски и проектора с преобладанием первых), демонстрационные опыты, краткие лекционные опросы.
11. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Входящий контроль – тест на 1-й лекции:
1. К индивидуальным веществам относятся:

а) вода б) чугун в) бронза г) метан д) бензин


е) медь ж) молоко з) мел и) нефть

Средний балл – 43%
2. Соляная кислота – это раствор …

а) H2SO4 б) HCl в) H2SO3 г) HF д) HCOOH е) NaCl



Средний балл – 82%
3. Напишите электронную конфигурацию атома углерода.

Средний балл – 22%
4. Глюкоза – это

а) незаменимая аминокислота б) углеводород


в) углевод г) фермент д) гликоген

Средний балл – 54%
5. К аллотропным модификациям углерода относятся:

а) графит б) карбамид в) фуллерен


г) графен д) карбид бора е) стирол

Средний балл – 54%
6. а) Запишите формулу перекиси водорода
б) Напишите уравнение ее разложения на свету

Средний балл – 49%

Полный перечень вопросов к экзамену.




  1. Место химии среди других естественных наук. Взаимодействие физики и химии. Особенности химии как науки. Основные теории химии. Химическая номенклатура.

  2. Причины многообразия органических веществ. Гибридизация атома углерода. Типы связывания между атомами и способы разрыва связи.

  3. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме:
    N2  NH3  NO  NO2  HNO3  Cu(NO3)2.

  4. Соединения молекулярного и немолекулярного строения. Химическая формула: молекулярная, эмпирическая, структурная.

  5. Структурная и пространственная изомерия органических соединений. Примеры.

  6. Приведите реакции, подтверждающие сходство химии соединений железа и хрома в степени окисления +3.

  7. Химическая связь, причины её образования. Ковалентная связь и её характеристики. Правило октета. Структуры Льюиса.

  8. Жиры, строение, физические и химические свойства. Жирные кислоты.

  9. Составьте уравнения реакций взаимодействия бора и кремния с кислородом и фтором. Предскажите свойства полученных соединений.

  10. Скорость химической реакции и факторы, от которых она зависит. Закон действующих масс.

  11. Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода, различие в свойствах. Ион гидроксония. Гидриды.

  12. Опишите строение заданного углеводорода, определите типы гибридизации каждого атома.

  13. Химические элементы. Распространённость элементов на Земле и во Вселенной. Периодическая система и её структура.

  14. Реакционноспособные частицы и интермедиаты в органической химии. Индуктивный и мезомерный эффекты. Понятие об электрофилах и нуклеофилах.

  15. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме: CaCO3  CaO  Ca3(PO4)2  P  H3PO4.

  16. Элементарная реакция. Механизм химической реакции. Принцип лимитирующей стадии.

  17. Кислотность растворов. pH. Константы диссоциации. Сопряжённые кислоты и основания (по Бренстеду).

  18. Предложите способ синтеза заданного органического вещества из этилена.

  19. Химические источники тока, их классификация.

  20. Положение неметаллов в Периодической системе. Типичные свойства и степени окисления неметаллов. Основные типы соединений, образуемых неметаллами.

  21. Определите продукты реакции: а) 1-метилциклопентена с бромоводородом; б) бутена-2 с водным раствором хлороводорода.

  22. Простейшая теория кристаллического поля, её использование для объяснения окраски и магнитных свойств комплексных соединений.

  23. Оксиды, их классификация, получение, свойства.

  24. Предложите механизм реакции:



  1. Электролитическая диссоциация. Кислоты и основания по Аррениусу. Константы кислотности и основности.

  2. Кислоты, их классификация, получение, свойства. Кислоты-окислители.

  3. Приведите структуру вещества, которое может вступать в реакции как электрофильного замещения, так и электрофильного присоединения. Напишите уравнения соответствующих реакций.

  4. Электрохимические цепи. ЭДС цепи, её связь с термодинамическими свойствами реакции.

  5. Насыщенные углеводороды (алканы). Строение и химические свойства. Механизм радикального замещения.

  6. Используя Периодическую систему, определите высшую и низшую степени окисления следующих элементов: C, P, Ge, Se, I. Приведите примеры соответствующих соединений.

  7. Термодинамические функции химической реакции: энтропия, энтальпия, энергия Гиббса. Второй закон в применении к химическим реакциям при постоянных температуре и давлении.

  8. Гидролиз солей.

  9. Сравните кислотные свойства двух заданных органических соединений. Объясните причины различной кислотности.

  10. Геометрия молекул. Модель ОЭПВО.

  11. Алкены, особенности строения. Геометрическая изомерия. Химические свойства. Реакции электрофильного присоединения: механизм.

  12. Определите формулу вещества по массовым долям элементов (задается преподавателем).

  13. Энергетический барьер химической реакции. Способы активации реагентов.

  14. d-металлы первого переходного ряда. Основные химические свойства: взаимодействие с галогенами, кислородом, растворение в кислотах.

  15. Сравните основные свойства двух заданных органических соединений. Объясните причины различной основности.

  16. Межмолекулярные взаимодействия и их влияние на свойства веществ. Примеры водородной связи в органических и неорганических веществах.

  17. Диены. Особенности сопряжённых диенов. 1,2- и 1,4-присоединение, зависимость от температуры. Понятие о термодинамическом и кинетическом контроле.

  18. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме: NaCl  Na  Na2O2  NaOH  Na2CO3

  19. Химическое равновесие. Константа равновесия и её свойства. Принцип Ле Шателье.

  20. Ароматические углеводороды. Строение. Реакция электрофильного замещения, механизм. Влияние заместителей на реакционную способность бензольного ядра и ориентацию замещения.

  21. Предложите методы получения MnSO4 из KMnO4, CuI из Cu(NO3)2, Na2CrO4 из Cr2(SO4)3, Na3[Ag(S2O3)2] из AgCl, Fe(NO3)2 из Fe.

  22. Энергетическая кривая элементарной химической реакции. Прямая и обратная реакции: тепловой эффект и энергия активации.

  23. Алкины. Особенности строения и химические свойства. Сравнение реакционной способности двойной и тройной связи.

  24. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме: Al  AlCl3  Al(OH)3  K[Al(OH)4]  Al2(SO4)3

  25. Характеристики ковалентной химической связи – длина, энергия, полярность.

  26. Углеводы (альдозы и кетозы). Линейная и циклические формы глюкозы. Глюкоза как бифункциональное соединение.

  27. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме: Mn3O4  MnO  Mn  MnSO4.

  28. Понятия окисления и восстановления. Типичные восстановители и окислители. Влияние среды на продукты окислительно-восстановительных реакций.

  29. Аминокислоты как бифункциональные соединения. Природные аминокислоты. Представление о строении белков.

  30. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме: Cu  CuSO4  [Cu(NH3)4](OH)2  CuSO4  Cu.

  31. Галогены. Галогеноводороды. Взаимодействие галогенов с водой. Кислородные соединения галогенов.

  32. Представление о строении нуклеиновых кислот. Понятие о нуклеотидах и нуклеозидах. Сравнение ДНК и РНК.

  33. Определите возможные продукты растворения дисульфида железа FeS2 в концентрированной HNO3. Напишите уравнения полуреакций окисления и восстановления и общее уравнение реакции.

  34. Халькогены. Химические свойства простых веществ. Халькогениды. Водородные соединения. Оксиды и кислородные кислоты серы.

  35. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Особенности строения, кислотно-основные свойства, реакции электрофильного ароматического замещения.

  36. Напишите уравнения полуреакций на электродах и суммарное уравнение электролиза водного раствора гидроксида калия

  37. Основные свойства p-металлов. Положение в Периодической системе. Особенности химии алюминия: взаимодействие с водой, щелочами и кислотами, восстановительные свойства.

  38. Функциональные производные карбоновых кислот – ангидриды, хлорангидриды, сложные эфиры, амиды. Особенности строения, карбонильная активность. Взаимные переходы между производными кислот.

  39. Рассчитайте потенциал водородного электрода в чистой воде.

  40. Подгруппа азота. Типичные степени окисления. Строение простых веществ. Водородные соединения ЕН3. Получение и свойства аммиака, соли аммония.

  41. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Восстановление углеводородов, карбонильных соединений, производных кислот. Окисление спиртов, альдегидов, углеводородов.

  42. В топливном элементе происходит окисление метана кислородом воздуха до углекислого газа и воды, электролит – кислота. Напишите уравнения полуреакций на электродах.

  43. Углерод. Особенности строения, физических и химических свойств. Оксиды углерода, угольная кислота и карбонаты.

  44. Карбоновые кислоты. Особенности строения карбоксильной группы. Химические свойства карбоновых кислот.

  45. Приведите формулы оснований, сопряжённых следующим кислотам: HNO3, H3O+, NH4+. Расположите основания в порядке увеличения их силы в водном растворе.

  46. Переходные металлы второго и третьего рядов. Типичные степени окисления и химические свойства. Особенности химии молибдена в различных степенях окисления.

  47. Карбонильные соединения. Строение карбонильной группы. Реакции нуклеофильного присоединения, механизм. Сравнение химических свойств альдегидов и кетонов.

  48. Приведите формулы кислот, сопряжённых следующим основаниям: Cl, H2O, NH3. Расположите кислоты в порядке увеличения их силы в водном растворе.

  49. Комплексные соединения. Основные понятия. Геометрическое строение и изомерия комплексов.

  50. Щелочные и щелочноземельные металлы. Основные физические и химические свойства. Взаимодействие с кислородом и водой.

  51. Рассчитайте pH 1.5 М раствора уксусной кислоты (Ka = 1.810–5).

  52. Положение металлов в Периодической системе. Общие физические и химические свойства металлов. Кристаллическое строение металлов.

  53. Кислотно-основные свойства органических соединений на примере спиртов и аминов.

  54. Напишите структурные формулы всех ароматических соединений состава C7H8O. Определите, к какому классу органических соединений принадлежит каждый из изомеров.

  55. Кремний и бор. Особенности строения, физических и химических свойств. Оксиды кремния и бора, силикаты, бораты.

  56. Реакции нуклеофильного замещения. Механизмы SN1 и SN2. Особенности реакций нуклеофильного замещения в спиртах. Конкуренция элиминирования и замещения.

  57. Дан список веществ: CO2, Na2CO3, KOH, H2SO4, Ba(NO3)2. Расположите их в порядке возрастания pH 0.1 М водного раствора.

  58. Кислородные кислоты азота и фосфора. Структуры и кислотность.

  59. Сравнение свойств алифатических и ароматических спиртов и аминов (кислотно-основные свойства, нуклеофильность, влияние OH и NH2 группы на свойства бензольного ядра).

  60. С какими из перечисленных веществ будет реагировать KOH в водном растворе: BaCl2, CuSO4, SO2, AlCl3, NH4Cl, Ca(HCO3)2? Напишите уравнения возможных реакций.



12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. В.В.Еремин, А.Я.Борщевский. Общая и физическая химия. – М., Интеллект, 2012.

  2. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005-2013. Гл. 1, 9-31.

  3. И.И.Грандберг. Органическая химия. – М.: Дрофа, 2001.

  4. М.А.Юровская, А.В.Куркин. Основы органической химии. – М., Бином, 2010.

Дополнительная литература



  1. Д.Шрайвер, П.Эткинс. Неорганическая химия. – М.: Мир, 2004.

  2. Л.Полинг. Природа химической связи. – М., 1947.

  3. Дж.Робертс, М.Кассерио. Основы органической химии.–М.: Мир, 1978.

Интернет-ресурсы



http://www.chem.msu.ru/rus/teaching/fizfak/welcome.html
13. Материально-техническое обеспечение

В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки «Физика».

Аудитория – ЮФА, проектор

Аудитория – БХА, химические реактивы, видеокамера



Аудитория – ЮХА, химические реактивы



Стр. из


скачать файл



Смотрите также:
Курс общей химии предназначен для формирования у физиков представления об основных понятиях и законах химии, свойствах органических и неорганических веществ, химических реакциях и способах управления ими
238.36kb.
Программа по общей химии включает в себя такие важные теоретические разделы как атомно-молекулярное учение, строение атома, периодический закон и периодическая система химических элементов,
721.73kb.
Об основных понятиях и законах химии, химической символике
80.87kb.
Элективный курс «Занимательные опыты по химии»
123.7kb.
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии (по неорганической химии) при участии Института общей и неорганической химии им. Н. С
153.55kb.
Тема урока химии
84.63kb.
Лабораторная работа по химии. «Важнейшие классы химических соединений»
109.8kb.
Вопросы к экзамену по общей химии для студентов факи «Системный анализ и управление»
67.45kb.
Методические указания к выполнению домашнего задания по курсу химии
1452.37kb.
Алкилированием называют процессы введения алкильных групп в молекулы органических и некоторых неорганических веществ
153.44kb.
Задание к занятию №12. Сдача практических навыков. Итоговое тестирование
293.25kb.
План урока I вводная часть ( актуализация знаний) Охарактеризуйте положение металлов в периодической системе
16.43kb.