Главная
страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

факультет прикладной информатики и информационных технологий

института прикладной информатики, математики и физики

кафедра информатики и информационных технологий обучения

Утверждено на заседании кафедры

информатики и ИТО АГПА

Протокол № __ от ”__”____________ 2012

Зав. кафедрой___________________

(Бельченко В.Е.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ОПД.Ф.4. Высокоуровневые методы информатики и программирования»

(факультет прикладной информатики и информационных технологий

института прикладной информатики, математики и физики)

для специальности

«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ»

(заочное отделение, 3,5 года)

Форма отчетности:

Экзамен: 4 курс, 3 семестр

Курсовая работа: 4 курс, 4 семестр

УМК подготовлен


доцентом кафедры информатики и ИТО

Нелиным В.М.



Армавир - 2012


АННОТАЦИЯ

В курсе рассматриваются фундаментальные вопросы, связанные с современными технологиями программирования, эволюцией программного обеспечения, парадигмами процедурного, модульного и объектно-ориентированного программирования.

Основное внимание уделяется объектно-ориентированному программированию (ООП). Рассматриваются такие основополагающие понятия и конструкции ООП как классы и объекты, инкапсуляция; наследование и полиморфизм, события и компоненты, визуальные технологии проектирования.

Курс призван содействовать формированию и развитию логической, алгоритмической и программистской культуры будущего специалиста в сфере информатики и информационных систем.

Цели курса:



  • формирование представления об основных концепциях программирования;

  • приобретение навыков визуального программирования;

  • приобретение навыков отладки и тестирования программного обеспечения.

По окончании изучения курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" студент должен иметь представление о:

  • современных технологиях программирования;

  • высокоуровневых средах и языках программирования и возможных областях их применения;

  • применении методологии высокоуровневого программирования для решении широкого круга управленческих и иных задач.

По окончании изучения курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" студент должен знать:

  • порядок работы с высокоуровневыми средами визуального программирования;

  • возможности высокоуровневых сред визуального программирования.

Программой курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" предусмотрены занятия лекционные и лабораторные, а также самостоятельная работа студентов. Занятия завершаются сдачей экзамена.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс "Высокоуровневые методы информатики и программирования" предусмотрен Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080801 "Прикладная информатика в экономике." Со специализацией «Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите.». Данный курс относится к числу курсов, призванных заложить фундамент общей подготовки будущих специалистов в области информатики и информационных систем.

В курсе, призванном способствовать формированию достаточно четкого представления об основах высокоуровневого программирования, рассматриваются фундаментальные вопросы, связанные с современными технологиями программирования, эволюцией программного обеспечения, парадигмами процедурного, модульного и объектно-ориентированного программирования.

Основное внимание уделяется объектно-ориентированному программированию (ООП). Рассматриваются такие основополагающие понятия и конструкции ООП как классы и объекты, инкапсуляция; наследование и полиморфизм, события и компоненты, визуальные технологии проектирования.



Курс призван содействовать формированию и развитию логической, алгоритмической и программистской культуры будущего специалиста в сфере информатики и информационных систем.

Цели курса:



  • формирование представления об основных концепциях программирования;

  • приобретение навыков визуального программирования;

  • приобретение навыков отладки и тестирования программного обеспечения.

По окончании изучения курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" студент должен иметь представление о:

  • современных технологиях программирования;

  • высокоуровневых средах и языках программирования и возможных областях их применения;

  • применении методологии высокоуровневого программирования для решении широкого круга управленческих и иных задач.

По окончании изучения курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" студент должен знать:

  • порядок работы с высокоуровневыми средами визуального программирования;

  • возможности высокоуровневых сред визуального программирования.

Программой курса "Высокоуровневые методы информатики и программирования" предусмотрены занятия лекционные и лабораторные, а также самостоятельная работа студентов. Занятия завершаются сдачей экзамена.

Количество учебных часов и формы контроля знаний:

2. Тематический план учебной дисциплины.

Структура тематического плана дисциплины



Семестр

Общая трудоемкость (час)

Лекции, час.

Лаб. работы, час.

СРС,

час

Контроль (КСР)

3-4

68

10

4

51

3




п/п

Раздел, тема

Всего

Лекц

Лаб.

Самостоятельно

КСР


Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.



Эволюция программного обеспечения. Современные технологии программирования

6

1




5




Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование и программирование.



Модульное программирование.

6

1




5






Объектно-ориентированное программирование.

6

1




5




Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты. Конструкторы и деструкторы.



Методология программирования с использованием классов и объектов

6

1




5






Использование классов и объектов: типы данных и переменные объектного типа.

6

1




5




Основы визуального программирования. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Реакция на события.



Технология визуального программирования в оконных операционных средах

11

1

2

8






Технология событийного программирования

11

1

2

8




Среда разработки; система окон разработки; система меню. Отладка и тестирование программ.



Технология отладки и тестирования программ

6

1




5




Размещение нового компонента. Компоненты; использование компонентов.



Технология разработки, размещения и использования компонентов

7

2




5







ИТОГО

68

10

4

51

3

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



3.1. Содержание учебного материала: ЛЕКЦИИ

Лекция № 1


Тема: Эволюция программного обеспечения. Современные технологии программирования.

Содержание:

  1. Идеи фон Неймана, их влияние на становление идеологии программирования.

  2. Совершенствование технологий программирования: от программирования в машинных кодах к программированию с использованием низкоуровневого языка программирования ассемблер.

  3. Идея компилирования и интерпретирования исходного кода. Появление первых компиляторов и интерпретаторов.

  4. Появление первого языка программирования высокого уровня (IBM, Дж. Бекус, FORTRAN). Языки программирования ALGOL, COBOL, BASIC, их особенности.

  5. Идеология и возможности семейства языков программирования высокого уровня первого поколения (Фортран, Алгол-60, Кобол, Лисп, Бейсик, PL/I).

  6. Сложные системы, их иерархия. Алгоритмическая декомпозиция сложных систем. Э. Дейкстра и парадигма структурного программирования.

  7. Порядок построения программ: нисходящее проектирование. Формально-логические принципы проектирования как основание доказательства корректности программного кода.

  8. Н.Вирт и язык Паскаль, классический язык структурного программирования.

  9. Парадигмы программирования: структурное, функциональное, декларативное, модульное, объектно-ориентированное. Сферы эффективного применения обозначенных парадигм.

  10. Идеология и возможности семейства языков программирования высокого уровня третьего поколения (Visual Basic, Delphi, Java, C++).

Лекция № 2


Тема: Модульное программирование.

Содержание:

  1. Н.Вирт и язык Модула, эволюция идеологии структурного программирования.

  2. Реализация идеи модульности в среде программирования Turbo Pascal.

  3. Структура модуля. Интерфейсная, исполняемая, инициирующая и завершающая части модуля.

  4. Структура интерфейсной части модуля.

  5. Организация доступа к объявленным в модуле переменным и подпрограммам.

  6. Области видимости переменных и подпрограмм модуля.

  7. Связь модулей. Подключение модулей. Компиляция модулей. Технология использования модулей.

Лекция № 3


Тема: Объектно-ориентированное программирование.

Содержание:

  1. Реализация идеи ООП в среде программирования Turbo Pascal.

  2. Понятие объекта. Создание и использование объектов.

  3. Компиляция модулей.

  4. Структура модуля с определяемым в нём объектом.

  5. Структура интерфейсной части модуля.

  6. Технология использования определенных в модуле объектов. Примеры создания объектов.

Лекция № 4


Тема: Методология программирования с использованием классов и объектов

Содержание:

  1. Объектно-ориентированное программирование как результат эволюции модульного программирования.

  2. Объектно-ориентированная декомпозиция. Парадигма объектно-ориентированного программирования (ООП).

  3. Понятие класса. Классы и объекты. Базовые признаки класса: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

  4. Инкапсулированные в классах поля, методы, свойства.

  5. Разделы класса: published, private, protected, public.

  6. Особенности реализации системы ООП в Delphi.

Лекция № 5


Тема: Использование классов и объектов: типы данных и переменные объектного типа.

Содержание:

  1. Организация объектов. Свойства и методы объектов. Определение и переопределение их свойств.

  2. Конструкторы. Примеры использования конструкторов.

  3. Деструкторы. Методы освобождения ресурсов памяти.

  4. Модель объектных ссылок в Delphi.

  5. Наследование от существующих типов. Классы TObject, TPersistent, TComponent, TControl, TWinControl.

  6. Позднее и раннее связывание. Позднее связывание и полиморфизм.

  7. Переопределение методов.

  8. Виртуальные и динамические методы.

  9. Абстрактные методы.

Лекция № 6


Тема: Технология визуального программирования в оконных операционных средах

Содержание:

  1. Среда визуального программирования Delphi.

  2. Интегрированная среда разработчика IDE: главное окно, меню, палитра компонентов, инспектор объектов, менеджер проектов, браузер объектов, редактор.

  3. Понятие проекта. Файлы проекта, модулей, форм.

  4. Управление проектами.

  5. Компиляция, сборка и выполнение программ.

  6. Работа с формами: позиционирование, изменение размеров, масштабирование.

  7. Создание и закрытие форм. Вторичные формы. Создание вторичных форм во время выполнения.

  8. MDI-окна, диалоговые панели и панели сообщений, контейнеры.

  9. Активизация приложений и форм.

Лекция № 7


Тема: Технология событийного программирования.

Содержание:

  1. Событийная модель программирования в Delphi.

  2. Механизм обработки сообщений в Delphi.

  3. Понижающие преобразования с помощью is, as.

  4. Программирование обработчиков событий.

  5. События, обрабатываемые формой.

  6. События, генерируемые клавиатурой и мышью.

  7. События протокола Drag and Drop.

  8. События, обрабатываемые классом TApplication.

Лекция № 8


Тема: Технология отладки и тестирования программ.

Содержание:

  1. Классификация ошибок в программах.

  2. Подготовка приложения к процедуре отладки.

  3. Возможности интегрированного отладчика.

  4. Управление выполнением приложения.

  5. Установка точек прерывания просмотра.

  6. Обработка исключительных ситуаций.

Лекция № 9


Тема: Технология разработки, размещения и использования компонентов.

Содержание:

  1. Оценка целесообразности разработки компонента.

  2. Этапы разработки компонента: выбор родительского класса, создание модуля компонента, наделение компонента свойствами, методами, обрабатываемыми событиями.

  3. Тестирование, оформление и регистрация компонентов.

3.2. Содержание учебного материала: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ


Лабораторная работа № 1


Тема: Организация работы с модулями в среде программирования Турбо Паскаль.

Цель: Знакомство с принципами организации и использования модулей в среде программирования Турбо Паскаль.

Содержание:

  1. Настройка среды программирования Турбо Паскаль.

  2. Использование процедур и функций стандартных библиотечных модулей System, DOS, CRT, Graph.

  3. Создание оригинальных модулей в среде программирования Turbo Pascal.

  4. Использование констант, переменных, типов данных, процедур и функций оригинальных модулей в среде программирования Turbo Pascal.

  5. Консольный режим интегрированной среды разработчика Delphi.

  6. Работа с оригинальными модулями в консольном режиме Delphi.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 1:

(high_met\task\task_01.doc );

    • изучение процедур и функций базовых pas-модулей с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_1.htm);

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

Лабораторная работа № 2


Тема: Организация работы с объектами в среде программирования Турбо Паскаль.

Цель: Знакомство с принципами организации и использования объектов в среде программирования Турбо Паскаль.

Содержание:

      1. Структура модуля. Технология заполнения разделов Interface и Implementation в случае использования объектов в среде программирования Turbo Pascal.

      2. Определение оригинальных объектов в среде программирования Turbo Pascal.

      3. Использование свойств и методов оригинальных объектов в среде программирования Turbo Pascal.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 2:

(high_met\task\task_02.doc );

    • изучение процедур и функций базовых pas-модулей с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_2.htm);

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

Лабораторная работа № 3


Тема: Технология программирования в оконных операционных средах.

Цель: Знакомство с приёмами программирования в среде Delphi.

Содержание:

  1. Интегрированная среда разработчика Delphi.

  2. Работа с формой в окне формы проекта: создание и добавление форм, задание свойств формы.

  3. Обработка типичных событий, связанных с формами.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 3:

(high_met\task\task_03.doc );

    • изучение базовых проектов с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_3.htm);

    • изучение электронных источников по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

Лабораторная работа № 4


Тема: Определение простейшего класса в Delphi.

Цель: Знакомство с созданием простейших классов в среде программирования Delphi.

Содержание:

  1. Организация простейшего класса.

  2. Использование простейшего класса.

  3. Тестирование подготовленного проекта.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 4:

(high_met\task\task_04.doc );

    • изучение базовых проектов с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • изучение электронных источников по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

Лабораторная работа № 5


Тема: Реализация базовых понятий ООП в среде Delphi: наследование.

Цель: Знакомство с приёмами конструирования классов-накследников в среде программирования Delphi.

Содержание:

  1. Организация простейшего класса-потомка.

  2. Использование класса-потомка.

  3. Использование классом-потомком метода класса-родителя.

  4. Переопределение классом-потомком метода класса-родителя.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 5:

(high_met\task\task_05.doc );

    • изучение базовых проектов с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • изучение электронных источников по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

Лабораторная работа № 6


Тема: Перегрузка в ООП и Delphi.

Цель: Знакомство с технологией использования двух и более методов с одинаковым именем, но с различными наборами параметров.

Содержание:

  1. Перегрузка метода в 3-х классах, связанных отношением наследования.

  2. Использование перегружаемых методов в Delphi-проекте.

  3. Тестирование перегружаемых методов.

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • изучение задания к лабораторной работе № 6:

(high_met\task\task_06.doc );

    • изучение базовых проектов с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • изучение описания лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • изучение электронных источников по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Содержание отчёта:

подготовка программ в соответствии с заданием к лабораторной работе.



Форма отчёта: произвольная.

3.3. Содержание учебного материала: КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Моделирование функционирования динамической модели Кейнса с мультипликатором в контуре обратной связи

  2. Моделирование функционирования динамической модели Кейнса с акселератором в контуре положительной обратной связи

  3. Моделирование переходных режимов в односекторной модели Солоу.

  4. Моделирование соотношения объёмов потребления и накопления в односекторной модели Солоу.

  5. Моделирование динамики инвестиционных вложений в односекторной модели Солоу.

  6. Моделирование оптимальных траекторий удельного потребления в односекторной модели Солоу.

  7. Моделирование обслуживания абонентов телефонной станции

  8. Моделирование обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте.

  9. Моделирование обслуживания автомашин автохозяйства.

  10. Моделирование медицинского обслуживания в многопрофильном медицинском центре.

  11. Моделирование прохождения информации в вычислительных системах.

  12. Моделирование работы конвейеров микропроцессора.

  13. Моделирование процедуры минимизации целевого функционала на множестве допустимых значений.

  14. Моделирование процедуры оптимизации выбора поставщиков и потребителей посреднической фирмой.

  15. Моделирование процедуры оптимизации деятельности фирм, занимающихся поставкой импортной компьютерной техники.

  16. Моделирование процедуры оптимизации деятельности фирм, производящих товары широкого потребления.

  17. Моделирование процедуры подбора кандидатов с целью закрытия фронта работ в рамках принятой системы ограничений.

  18. Моделирование процедуры оптимизации загрузки оборудования в рамках действующей системы ограничений.

  19. Моделирование процедуры минимизации затрат по обеспечению требуемого уровня грузопотока в пределах действующей системы ограничений.

  20. Моделирование процедуры составления смесей с учетом наложенной системы ограничений.

  21. Моделирование процедуры минимизации затрат на горючее в процессе выполнения маршрутного задания.

  22. Моделирование процедуры оптимизации наполнения ранца в рамках принятой системы ограничений.

  23. Моделирование процедуры оптимизации заготовки стержней с учетом принятой системы ограничений.

  24. Моделирование процедуры определения объёма конечной продукции отраслей в рамках модели межотраслевого баланса.

  25. Моделирование процедуры определения валовой продукции отраслей в рамках модели межотраслевого баланса.

  26. Моделирование процедуры определения объёмов конечной и валовой продукции отраслей в рамках модели межотраслевого баланса.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ



САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цель самостоятельной работы студентов – приобретение навыков программирования элементарных алгоритмов с привлечением процедурных и объектно-ориентированных языков программирования.

Задачи:


1) усвоение новых терминов и понятий;

2) подготовка к успешному выполнению заданий лабораторных практикумов.

Пути достижения цели:

1) изучение материалов лекций;



high_met\Nelin_OOP.doc

2) рассмотрение примеров, разобранных в ходе лабораторных занятий;



high_met\Nelin_OOP.doc

3) работа с рекомендованной литературой;

4) практическая работа в компьютерных классах с изучаемыми средами программирования посредством составления и последующей отладки программных модулей, являющихся решением различных примеров, как предлагаемых преподавателем, так и извлекаемых из рекомендованной литературы;

5) работа с рекомендованными для самостоятельного изучения электронными ресурсами.

Приобретаемые в ходе самостоятельной работы студентов навыки:

1) умение анализировать предложенную задачу, очерчивать основные этапы ее решения;

2) умение конструировать обеспечивающие решение поставленной задачи алгоритмы и облекать их в программную форму;

3) умение составлять, вводить, редактировать, сохранять и видоизменять программные модули, являющиеся результатом реализации конструируемых алгоритмов;

4) умение анализировать результаты выполнения программных модулей;

5) умение оценивать корректность конструируемых программных модулей.


4.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Организация работы с модулями в среде программирования Турбо Паскаль».



    • знакомство с заданием к лабораторной работе:

(high_met\task\task_01.doc );

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_1.htm);

Контрольные вопросы:

  1. Использование процедур и функций стандартных библиотечных модулей System, DOS, CRT, Graph среды программирования Турбо Паскаль.

  2. Создание оригинальных модулей в среде программирования Turbo Pascal.

  3. Использование констант, переменных, типов данных, процедур и функций оригинальных модулей в среде программирования Turbo Pascal.

  4. Консольный режим интегрированной среды разработчика Delphi.

  5. Работа с оригинальными модулями в консольном режиме Delphi.

Трудоёмкость: 4 часа

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Организация работы с объектами в среде программирования Турбо Паскаль».



    • знакомство с заданием к лабораторной работе:

(high_met\task\task_02.doc );

    • ознакомление с процедурами и функциями базовых pas-модулей с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_2.htm);

Контрольные вопросы:

      1. Структура модуля. Технология заполнения разделов Interface и Implementation в случае использования объектов в среде программирования Turbo Pascal.

      2. Определение оригинальных объектов в среде программирования Turbo Pascal.

      3. Использование свойств и методов оригинальных объектов в среде программирования Turbo Pascal.

Трудоёмкость: 4 часа

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Технология программирования в оконных операционных средах»



    • знакомство с заданием лабораторной работы:

(high_met\task\task_03.doc );

    • ознакомление с базовым проектом с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\lab_works\Lab_work_3.htm);

    • ознакомление с электронными источниками по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Контрольные вопросы:

  1. Интегрированная среда разработчика Delphi.

  2. Работа с формой в окне формы проекта: создание и добавление форм, задание свойств формы.

  3. Обработка типичных событий, связанных с формами.

Трудоёмкость: 4 часа

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Определение простейшего класса в Delphi.»



    • знакомство с заданием лабораторной работы:

(high_met\task\task_04.doc );

    • ознакомление с базовыми проектами с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • ознакомление с электронными источниками по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Контрольные вопросы:

  1. Организация простейшего класса.

  2. Использование простейшего класса.

  3. Тестирование подготовленного проекта.

Трудоёмкость: 4 часа

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Реализация базовых понятий ООП в среде Delphi: наследование.»



    • знакомство с заданием лабораторной работы:

(high_met\task\task_05.doc );

    • ознакомление с базовым проектом с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • ознакомление с электронными источниками по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Контрольные вопросы:

  1. Организация простейшего класса-потомка.

  2. Использование класса-потомка.

  3. Использование классом-потомком метода класса-родителя.

  4. Переопределение классом-потомком метода класса-родителя.

Трудоёмкость: 4 часа

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «Перегрузка в ООП и Delphi.»



Рекомендации по организации самостоятельной работы:

    • знакомство с заданием лабораторной работы:

(high_met\task\task_06.doc );

    • ознакомление с базовым проектом с целью внесения изменений, предусмотренных заданиями к лабораторной работе;

    • ознакомление с описанием лабораторной работы:

(high_met\Nelin_OOP.doc);

    • ознакомление с электронными источниками по теме лабораторной работы:

(high_met\D6\Index.html ).

Контрольные вопросы:

  1. Перегрузка метода в 3-х классах, связанных отношением наследования.

  2. Использование перегружаемых методов в Delphi-проекте.

  3. Тестирование перегружаемых методов.

Трудоёмкость: 4 часа

4.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА.

Тема: Эволюция программного обеспечения. Современные технологии программирования.

[8]: 2.1. Становление объектного подхода

[1]: 1.1. Введение. 1.2. Концепция типа данных.. 1.3. Простейшие типы данных.

[2]: Глава 2. Платформы: Win32 и Microsoft.NET.

[13]: Глава 2. Новая объектная модель Delphi.

Трудоёмкость: 3 часа

Тема: Модульное программирование.

[8]: 2.1. Становление объектного подхода

[1]: 1.1. Введение. 1.2. Концепция типа данных.. 1.3. Простейшие типы данных.

[2]: Глава 2. Платформы: Win32 и Microsoft.NET.

[13]: Глава 2. Новая объектная модель Delphi.

[14]: §1. Функции. Пример использования.



Трудоёмкость: 4 часа

Тема: Объектно-ориентированное программирование.

[2]: Глава 3. Язык программирования Delphi.

[8]: 2.1. Становление объектного подхода

[8]: 2.2. Компоненты объектного подхода

[8]: 2.3. Применение объектного подхода

[13]: Глава 2. Новая объектная модель Delphi.

[14]: §2. Определение простейшего класса в Delphi.

[14]: §3. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: наследование.

[14]: §4. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: инкапсуляция.

[14]: §5. Перегрузка в ООП и Delphi.

[14]: §6. Виртуальные и динамические методы в ООП и Delphi.

[14]: §7. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: полиморфизм.



Трудоёмкость: 4 часа

Тема: Методология программирования с использованием классов и объектов.

[2]: Глава 3. Язык программирования Delphi.

[7]: Глава 8. Классы.

[5]: Глава 10. Объекты.

[13]: Глава 2. Новая объектная модель Delphi.

[14]: §2. Определение простейшего класса в Delphi.

[14]: §3. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: наследование.

[14]: §4. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: инкапсуляция.

[14]: §5. Перегрузка в ООП и Delphi.

[14]: §6. Виртуальные и динамические методы в ООП и Delphi.

[14]: §7. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: полиморфизм.

Трудоёмкость: 8 часов

Тема: Использование классов и объектов: типы данных и переменные объектного типа.

[2]: Глава 3. Язык программирования Delphi.

[8]: Глава 3. Классы и объекты.

[7]: Глава 8. Классы.

[5]: Глава 16. Общая характеристика объектов.

[13]: Глава 2. Новая объектная модель Delphi.

[14]: §2. Определение простейшего класса в Delphi.

[14]: §3. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: наследование.

[14]: §4. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: инкапсуляция.

[14]: §5. Перегрузка в ООП и Delphi.

[14]: §6. Виртуальные и динамические методы в ООП и Delphi.

[14]: §7. Реализация базовых понятий ООП в Delphi: полиморфизм.



Трудоёмкость: 8 часов

Тема: Технология визуального программирования в оконных операционных средах.

[12]: Глава 3. Проекты: что это такое и как ими управлять.

[7]: 4.2. Структура программ Delphi.

[12]: Глава 6. Визуальные компоненты: введение.

[12]: Глава 7. Стандартные визуальные компоненты.

[13]: Глава 3. Свойства.

[7]: Глава 3. Знакомство с компонентами.

Трудоёмкость: 4 часа

Тема: Технология событийного программирования.

[2]: Глава 6. Архитектура VCL.

[12]: Глава 5. Программы, управляемые событиями.

[7]: 2.3 Реакция на события.

[5]: Глава 18. События.

Трудоёмкость: 4 часа

Тема: Технология отладки и тестирования программ.

[2]: Глава 2. Платформы: Win32 и Microsoft.NET.

[12]: Глава 18. Отладка программ в среде Delphi.

[5]: 1.4.2. Прогон и отладка программы.

[13]: Глава 4. Обработка особых ситуаций в Delphi.

Трудоёмкость: 4 часа

Тема: Технология разработки, размещения и использования компонентов.

[2]: Глава 6. Архитектура VCL.

[6]: Гл. 9. Методика создания компонентов.

[6]: Гл. 10. Примеры создания компонентов.



[13]: Глава 15. Тестирование и отладка компонента.

Трудоёмкость: 6 часов

4.3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БИБЛИОТЕКИ АГПУ С УКАЗАНИЕМ МЕСТ ХРАНЕНИЯ.

  1. Архангельский А.Я. Интегрированная среда разработки Delphi. 1999.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. А-87 (Абонемент)

  1. Архангельский А.Я. Разработка прикладных программ для Windows в Delphi 5. 1999.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. А-87 (Абонемент)

  1. Кэнту М. Delphi 4 для профессионалов. 1999

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. К-98 (Кабинет информатики)

  1. Моррис С.Объектно-ориентированное программирование. Cep. "Enter". 1997

УДК 518 ББK 22.18 а.з. М-80 (Абонемент)

  1. Калверт Ч. Delphi 4. Самоучитель. 1999

УДК 518 ББK 22.19 а.з. К-78 (Абонемент)

  1. Калверт Ч. Delphi 4. Энциклопедия пользователя. 1998

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. К-77 (Абонемент)

  1. Елманова Н. и др. Delphi 6 и технология COM (+ CD). 2002

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Е-52 (Абонемент)

  1. Бобровский С.И. Delphi 7. Учеб. курс. 2004

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Б-72 (Абонемент)

  1. Баас Р. и др. Delphi 5 для пользователя. 2000

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Б-12 (Абонемент)

  1. Блинова Е.Е., Спицына Л.Г. Практикум по объектно-ориентированному программированию (в среде Delphi). Учебно-методическое пособие. 2003

УДК 518 ББK 32.81 а.з. Б-69 (Читальный зал)

  1. Каба М. MYSQL и Perl: коммерческие приложения для Интернета. Учебный курс + Сд. 2001.

УДК 6Ф7 ББK 32.988 а.з. К-12 (Кабинет информатики)

  1. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. - монография. 2000.

УДК 518 ББK 22.19 а.з. Н-28 (Читальный зал)

  1. Левин А. Самоучитель компьютерной графики и звука. 2003.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Л-36 (Техфак)

  1. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика: уч-к для вузов. - 2-е изд (+ СИ). 2004.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. П-30 (Абонемент)

  1. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: учебник для вузов. 2004.

УДК 6Ф5.7 ББK 30.18 а.з. М-64 (Абонемент)

  1. Дейнбоу В. Компьютерная графика. Энциклопедия. 2003.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Р-34 (Читальный зал)

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. Р-34 (Техфак)

  1. Мураховский В.И. Компьютерная графика. 2002.

УДК 6Ф7 ББK 32.973 а.з. М-91 (Техфак)

4.4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Описания лабораторных работ № 1-6

(high_met\Nelin_OOP.doc);

  1. Фаронов В.В. Электронное пособие «DELPHI 6».

(high_met\D6\Index.html);

  1. Архангельский А.Я. 100 компонентов общего назначения.

(high_met/chm/100comp_Archangelsky.CHM);

  1. Озеров В. Советы по DELPHI от Валентина Озерова.

(high_met\chm\Kuliba1000.chm);

(high_met/chm/Kuliba2000.chm);

  1. Р. Конопка. Создание оригинальных компонент в среде DELPHI.

(high_met\djvu\Konopka.zip).

  1. Г. Буч. Объектно-ориентированное программирование: извлечения.

(high_met/Structure_OOP.doc)

4.5. ЗАДАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ.

Ниже приведены ссылки на типовые задания к лабораторным работам:


    • задание к лабораторной работе № 1:

(high_met\task\task_01.doc );

    • задание к лабораторной работе № 2:

(high_met\task\task_02.doc);

    • задание к лабораторной работе № 3:

(high_met\task\task_03.doc );

    • задание к лабораторной работе № 4:

(high_met\task\task_04.doc );

    • задание к лабораторной работе № 5:

(high_met\task\task_05.doc );

    • задание к лабораторной работе № 6:

(high_met\task\task_06.doc ).

4.6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ).


5. ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА

(в состав билета включены 3 экзаменационных вопроса)

  1. Эволюция языков программирования: от программирования в машинных кодах к программированию с использованием низкоуровневого языка программирования ассемблер.

  2. Идеология и диапазон возможностей семейства языков программирования высокого уровня первого поколения (Фортран, Бейсик).

  3. Сложные системы, их иерархия. Алгоритмическая декомпозиция сложных систем. Парадигма структурного программирования.

  4. Нисходящее проектирование программ. Формально-логические принципы проектирования как основание доказательства корректности программного кода.

  5. Язык Паскаль - классический язык структурного программирования. Н.Вирт и история возникновения языка.

  6. Идеология и возможности семейства языков программирования высокого уровня второго поколения (Паскаль).

  7. Парадигмы программирования: структурное, функциональное, декларативное, модульное, объектно-ориентированное.

  8. Идеология и возможности семейства языков программирования высокого уровня третьего поколения (Delphi).

  9. Среда программирования Turbo Pascal: реализация идеи модульности.

  10. Среда программирования Turbo Pascal: структура модуля; интерфейсная, исполняемая и инициирующая части модуля.

  11. Объектно-ориентированное программирование как результат эволюции модульного программирования.

  12. Объектно-ориентированная декомпозиция. Парадигма объектно-ориен­тированного программирования.

  13. Основные конструкции ООП программирования. классы, объекты, события, признаки, методы.

  14. ООП программирование. свойства и методы объектов, определение и переопределение их свойств.

  15. ООП программирование. инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

  16. ООП программирование: понятие класса; классы и объекты; инкапсулированные в классах поля, методы, свойства.

  17. ООП программирование: разделы класса - published, private, protected, public.

  18. Обзор возможностей среды визуального программирования Delphi.

  19. Среды программирования Delphi: интегрированная среда разработчика IDE: главное окно, меню, палитра компонентов, инспектор объектов, менеджер проектов, браузер объектов, редактор.

  20. Среды программирования Delphi: понятие проекта; файлы проекта, модулей, форм.

  21. Среды программирования Delphi: компиляция, сборка и выполнение программ.

  22. Событийная модель программирования на примере Delphi.

  23. Механизм обработки сообщений в Delphi.

  24. Среда программирования Delphi: события, обрабатываемые формой.

  25. Среда программирования Delphi: события, генерируемые клавиатурой и мышью.

  26. Визуальные компоненты в Delphi: стандартные и MDI-окна, диалоговые панели и панели сообщений, контейнеры.

  27. Среда программирования Delphi: управление видимостью, размерами, расположением визуальных компонентов.

  28. Среда программирования Delphi: компонент класса TForm, особенности использования компонента в качестве стандартного и MDI-окон, диалоговой панели и панели сообщений.

  29. Среда программирования Delphi: примеры использования компонентов страниц STANDARD и ADDITIONAL.

  30. Среда программирования Delphi: классификация ошибок в программах.

  31. Среда программирования Delphi: установка точек прерывания просмотра.

  32. Среда программирования Delphi: этапы разработки компонента.

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

6.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. – М.: Мир, 1989.

  2. Кэнту М. Delphi 2005. Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2006.

  3. Архангельский А.Я. Программирование в DELPHI 5. – М., БИНОМ, 2000.

  4. Культин Н.Б. DELPHI в задачах и примерах. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 2004.

  5. Фаронов В.В.. Турбо Паскаль. Начальный курс. – М., «Нолидж», 2000.

  6. Фаронов В.В. Профессиональная работа в DELPHI.6 – СПб.: Питер, 2002.

  7. Фаронов В.В. Система программирования DELPHI. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 2004.

6.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:



  1. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. – И.: Конкорд, 1992.

  2. Петзолд Ч. Программирование для Windows 95; в двух томах. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1997.

  3. Стефен Моррис. Объектно-ориентированное программирование. Серия «Enter». Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  4. Фаронов В.В. DELPHI 5. Руководство программиста. – М., «Нолидж», 2001.

  5. Федоров А.Г. Delphi 2.0 для всех. – М., «Компьютер Пресс», 1997.

  6. Конопка Р. Создание оригинальных компонент в среде DELPHI. – Киев, DiaSoft Ltd., 1996. – 511 c.

  7. Нелин В.М. Введение в объектно-ориентированное программирование: методическое пособие в 2-х частях. Часть I. Минимум. Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2009.- 56 с.

  8. Нелин В.М. Объектно-ориентированное программирование: учебно-методическое пособие в 2-х частях. Ступень I. Создание и использование простейших классов.  Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2011. 92 с.

  9. Нелин В.М. Объектно-ориентированное программирование [Текст]: учебно-методическое пособие в 2-х частях. Ступень II. Работа с компонентами.  Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2011. 120 с.: ил.


скачать файл



Смотрите также:
Курсовая работа: 4 курс, 4 семестр
342.55kb.
Аналитическая часть Объект исследования
44.24kb.
Розкла д 2 курс 4 семестр
50.63kb.
I курс (2 семестр 2008/09 уч. Год)
182.45kb.
Курсовая работа (2 курс)
92.96kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания» 2 курс 4 семестр гр
61.9kb.
3-й курс, V семестр Новосибирск 2005
534.03kb.
Темы для письменных аналитических работ по курсу «Всеобщая история искусства», 1 курс, 2 семестр, 2012-2013 уч год
48.08kb.
Курсовая работа по физике Черняева А. В
224.98kb.
Курсовая работа по дисциплине «Информатика»
217.31kb.
Курс 2, семест 4,5 2013 /2014 гг
20.48kb.
Место дисциплины в структуре ооп принципы построения курса: Курс входит в математический и естественнонаучный цикл ооп 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
32.87kb.