Главная
страница 1
скачать файл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 кл.», авторы: В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, П.Ю. Коваленко. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом; является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса:

  • Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 1 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 2 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

Программа рассчитана для общеобразовательных школ.
Цели курса:

— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

— формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

— овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

— воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.



Общая характеристика учебного курса

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки).

Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

На уроках рисования с натуры в 5 классе необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.

Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.



Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, является важным основанием выполнения эскизов.

Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.



Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.

Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные музеи. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Знакомство детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.

Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.
Место учебного курса в учебном плане.

В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 ч.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Виды занятий

5 класс

Рисование с натуры

8

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

5

Итого за год

35


Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

— осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

— осознание ценности труда, науки и творчества;

— осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

— осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

— осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.



Рисование с натуры (8 ч.)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, былин). Иллюстрирование отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч.)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Мезень. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Сюжетно-декоративная народная роспись изделий быта как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства.

Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке).



Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч.)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Виды изобразительного искусства и архитектура. Жанры изобразительного искусства.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучение детей по программе курса «Изобразительное искусство» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

— мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

— ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

— эстетические потребности, ценности и чувства.



Требования к метапредметным результатам:

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

— умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение соблюдать последовательность выполнения изображения;

— умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

— умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

— умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.



Требования к предметным результатам:

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

— первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

— композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

— основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

— особенности местных традиций в росписи русских бытовых изделий;

— основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

— ведущие художественные музеи России и мира;

— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Обучающиеся должны уметь:

— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

— изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, и т. д.);

— использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Перечень методической литературы, УМК


  1. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.

  2. Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство.5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений

  3. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 1 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  4. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 2 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  5. Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  6. Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.


Перечень дополнительной литературы


  1. Алёхин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, Владос,1994 г.

  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989 г

  3. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Сварог и К, 1999 г.

  4. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. М.: Просвещение, 1997 г.

  5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл. в 4 ч. — Обнинск: Титул, 1996. (Ч. 1: Основы рисунка; Ч. 2: Основы живописи; Ч. 3: Основы композиции; Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов).


Дидактический материал

Дидактические материалы, подготовленные учителем.



Перечень ресурсов медиатеки

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  2. Библиотека изобразительных искусств

http://www.artlib.ru/

  1. Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru

http://gallerix.ru/

  1. Презентации по темам курса Изобразительное искусство, разработанные учителем.

  2. Энциклопедия русской живописи

http://www.artsait.ru/index.htm
Перечень технических средств обучения

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экспозиционный экран

Календарно-тематическое планирование



5 класс

№ урока.

Тема урока

Кол. час.

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

(план)


Домашнее задание

Освоение предметных знаний

УУД

Вид занятий: Рисование с натуры

1

Букет цветов  (астры). Линейный рисунок.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Рисунок как основа любого вида изображения. Линия как основное изобразительное средство графики, линейный рисунок. Конструктивное построение изображения.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.


Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.






Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

2

Упражнения с цветом (акварель). Цветовой круг.

1

Урок повторения и ознакомления с новым материалом

Спектр. Составные и основные цвета. Тёплые и холодные цвета. Свойства цвета. Собственный цвет предмета. Контрастные и сближенные цвета.




Принести линейный рисунок букета астр, акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

3

Завершение работы в цвете (букет астр).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Цвет как средство выразительности живописного образа. Свет и цвет. Цветовой контраст. Смешение красок для получения нужного оттенка.




Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

4

Стихии природы (земля, вода, небо, солнце). Изображение, знак. Упражнения.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Наблюдение и словесное описание зримого мира.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.




Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.






Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

5

Пейзаж, передающий настроение (акварель).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в пейзаже. Точка зрения, линия горизонта. Колорит. Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.




Принести альбом, простой карандаш, цветные художественные материалы, фотографии кошек или собак.

6

Мой друг (собака или кошка).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Особенности анималистического жанра. Художники-анималисты.

Выбирать и использовать различные живописные материалы для изображения животных.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

Вид занятий: Рисование с натуры

7

Ветка берёзы (3-5 листочков). Акварель.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Линия как основное изобразительное средство графики, линейный рисунок. Конструктивное построение изображения. Смешение красок для получения нужного оттенка.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести альбом, простой карандаш.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

8

Эскиз декоративного оформления ткани на основе сетчатого узора из стилизованных форм растительного мира.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Художественный язык декоративного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Стилизация.


Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Исправлять замеченные ошибки.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.


Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Завершить классную работу любыми художественными материалами.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

9

Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство, дизайн и архитектура.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Отличительные признаки видов изобразительного искусства. Виды неизобразительного искусства: декоративно-прикладное искусство, дизайн и архитектура.


Умение обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Понятия: искусство, изобразительность, виды искусства. Умение различать виды искусств.



Тестовое задание «Виды изобразительного искусства».




Принести лист бумаги, затонированный чаем, цветные восковые мелки или пастель.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

Русский северный дом и его символика.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Самобытность древнерусской архитектуры.

Изба, ее основные элементы: сруб, кровля, крыльцо. Символика и декор избы.



Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести лист бумаги, затонированный чаем, цветные восковые мелки или пастель.

11

Окно русского северного дома.

1

Урок ознакомления с новым материалом

История окна. Основные элементы. Символика и декор.




Принести черную и красную гуашь, беличьи кисти №1 и №3, салфетки бумажные.

12

Мезенская роспись. Прописи (стихии, обереги, растительные формы, птицы). Гуашь.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Символическое значение элементов мезенской росписи. Выполнение элементов мезенской росписи.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести черную и красную гуашь, беличьи кисти №1 и №3, салфетки бумажные.

13

Мезенская роспись сосуда или туеска.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выполнение эскиза декоративного украшения изделий крестьянского быта.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения.






Принести белую бумагу, карандаш, ножницы, клей ПВА.

14

Работа с бумагой. Изготовление новогодних украшений.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Выполнение новогоднего украшения.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения, умение работать ножницами.




Принести простой мягкий арандаш (2М или2В).

Вид занятий: Рисование с натуры

15

Ветка сосны. Графитный карандаш.

1

Урок ознакомления с новым атериалом

Основные изобразительно-выразительные средства графики как вида искусства

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения.


Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести цветные восковые мелки, акварельные краски, кисть беличью №3, палитру бумажную, салфетки бумажные.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

16

Пряники.

1

Урок ознакомления с новым материалом

История пряничного искусства на Руси. Стилизация изображения. Выполнение эскиза печатного пряника.

Умение обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

17

Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Игрушки на Руси. Стилизация изображения. Выполнение эскиза филимоновской игрушки.

Умение использовать информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения.









Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

18

Жанры изобразительного искусства.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой. Отличительные признаки жанров изобразительного искусства.

Умение обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Умение определять жанры изобразительного искусства.



Тест «Жанры изобразительного искусства»




Принести простой мягкий карандаш (2М или 2В).

Вид занятий: Рисование с натуры

19

Рисование геометрических тел (конус, цилиндр, шар).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Перспективные изменения предметов. Изображение геометрических тел.

Умение обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

умение соблюдать последовательность выполнения изображения.


Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести простой мягкий карандаш (2М или2В).

20

Натюрморт «Оятский кашник и яблоко». Линейный рисунок.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Рисование с натуры натюрморта. Передача графическими средствами в изображении строение и перспективные изменения предметов.




Принести цветные восковые мелки, акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

21

Завершение натюрморта в цвете (акварель и цветные восковые мелки).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Передача живописными средствами цвет натуры с учётом источника освещения, влияния окраски окружающего.







Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

22

Русская сказка в произведениях художников.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с творчеством художников, иллюстрирующих сказочные произведения.

Проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.



Умение обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Видеть прекрасное в произведениях изобразительного искусства.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.




Принести простой мягкий карандаш (2М или2В).

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

23

Рисование модели домика во фронтальной и угловой перспективе.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Анализ геометрической формы предметов. Конструктивное построение изображения, основные закономерности наблюдательной и линейной перспективы.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Иметь представление об особенностях конструктивного строения изображаемых предметов.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести фотографии деревьев, гуашь.

24

«Красота родной природы» (рисование деревьев по представлению: дуб, ель, сосна).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Наброски по представлению деревьев гуашью.

Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в изображениях.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Принести фотографии людей, карандаш, акварель.

25

Рисование фигуры человека (разные по возрасту).

1

Урок ознакомления с новым материалом

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека в различных графических техниках.

Умение наблюдать, обсуждать, объяснять, доказывать, вести диалог.

Знать пропорции фигуры человека. Умение определять пропорции изображаемого предмета.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Вспомнить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила «У лукоморья...».

26

Иллюстрирование отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила «У лукоморья...». Линейный рисунок.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие «композиция» в изобразительном искусстве. Особенности и этапы работы над тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции.

Иллюстрирование литературных произведений.




Видеть красоту окружающего мира и передавать свои впечатления в изображениях.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы






Завершить композицию (подготовительный рисунок). Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные.

27

Завершение композиции в цвете.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Цвет как средство выразительности живописного образа. Свойства цвета. Собственный цвет предмета. Свет и цвет. Цветовой контраст. Цветовые отношения.

Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в изображениях. Уметь соблюдать последовательность выполнения изображения.




Вспомнить о Великой Отечественной войне.

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас






















28

Героическое прошлое нашей Родины. Великая Отечественная война в произведениях художников.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с творчеством художников-баталистов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны.

Проведение простейшего анализа содержания произведений изобразительного искусства, отмечая выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.



Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Образно воспринимать изобразительное искусство и окружающую действительность.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.




Прочитать «Сказку про Илью Муромца»

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

29

Образ русского богатыря в былинах и сказках. Линейный рисунок.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Особенности и этапы работы над тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции.

Иллюстрирование литературных произведений.



Проводить простейший анализ содержания художественных произведений (былины и сказки), отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Создавать средствами композиции эмоционально выразительные образы.



Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.






Завершить композицию (подготовительный рисунок). Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные

30

Завершение работы в цвете.

1

Урок ознакомления с новым материалом




Подготовиться к выступлениям со своими мультимедийными проектами «Музей…».

Вид занятий: Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

31

Художественные музеи мира.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок – защита ученических проектов.



Греческое происхождение слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Знать ведущие художественные музеи России и мира.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.




Принести фотографии птиц, мягкий карандаш, пастель или сангину.

Вид занятий: Рисование на темы, по памяти и представлению

32

Рисование птиц.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Приемы работы различными графическими материалами. Наброски, зарисовки птиц по представлению.

Иметь представление об особенностях конструктивного строения изображаемых предметов.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.









33

Рисование на тему «На детской площадке весной».

1

Урок ознакомления с новым материалом

Изображение пространства улицы и человеческих фигур в движении.

Создавать средствами композиции эмоционально выразительные образы.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.







Принести пластилин, стеки, газету, влажные салфетки. Принести изображение любимого животного.

Вид занятий: Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

34,

35


Выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.

2

Урок ознакомления с новым материалом

Стилизация изображения. Выполнение эскиза фигуры для фонтана в детском парке.

Создавать средствами пластического искусства эмоционально выразительный образ.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль. Контроль выполнения практической работы.








скачать файл



Смотрите также:
Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов Е. В., Игнатьев С. Е., Коваленко П. Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2010
350.16kb.
Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. 2-е изд., перераб и доп. М.: Дрофа, 2006г, Примерные программы по учебным предметам. Химия 10-11 классы М.: Просвещение,2010
556.74kb.
Учебно-методический комплекс Класс Предмет Учебники
393.25kb.
Учебный предмет изобразительное искусство, 6 класс
186.94kb.
Тема: Эгейское искусство цели
52.59kb.
Рабочая учебная программа по математике
571.11kb.
Пояснительная записка. Учебники «География России» в 2 частях и для общеобразовательных учреждений
216.76kb.
Учебный год Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо)
365.75kb.
Учебники «Изобразительное искусство» «Разноцветный мир»
849.4kb.
Западноевропейское искусство XVII xix веков
612.4kb.
Развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество
158.62kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
125.25kb.