Главная
страница 1
скачать файл
СРЦРТДиЮ «Созвездие»

Методические рекомендации

«Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования».
Профессиональное самообразование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самообразования педагога называют потребность в совершенствовании.

  • Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.



  • В педагогическом словаре понятийная категория «САМООБРАЗОВАНИЕ» рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Самообразованием в обязательном порядке должны заниматься все педагоги в межаттестационный период. Тема самообразования выбирается один раз в пять лет и должна быть новой и актуальной Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием делятся на направления способствующие личностному росту и направления, способствующие профессиональному росту:

• профессиональное (предмет преподавания),

• психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей),

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения),

• правовое,

• историческое,

• иностранные языки,

• политическое,

• ИКТ.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:






Форма организации самообразования

Виды деятельности

1.

Специальная образовательная подготовка

Получение высшего образования или второй специальности

2.

Повышение квалификации

На курсах повышения квалификации,

с использованием дистанционных технологий



3.

Групповая самообразовательная работа

Участие в методических днях, неделях, участие в организации и проведении циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4.

Индивидуальная самообразовательная работа

С помощью средств массовой информации, сети Интернет,

библиотек, музеев,

исследований, экспериментов,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности формирования портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).





Технология организации педагога дополнительного образования самообразования:




Этапы

Содержание этапа

Виды деятельности

1.

Диагностический

Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

Выбор темы самообразования, постановка цели, задач предстоящего исследования, составление индивидуального плана работы по теме самообразования.

2.

Практический

Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

Изучение и анализ литературы, первичная апробация.

3.

Обобщающий

Подведение итогов, оформление результатов по теме.

Презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Оформление темы самообразования в виде презентации, реферата, проекта, методических разработок, УМК, наглядности.

4.

Внедренческий

Педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением

Проведение занятий, мероприятий, мастер-классов с элементами собственного исследования., представление опыта внедрения в периодических изданиях.


Результатами самообразования могут быть:

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

  • разработанные новые формы, методы и приемы обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработанные дидактические материалы, тесты, наглядности;

  • разработки открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Материал подготовил:

зав.методическим отделом Мамаева С.В
скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации «Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»
40.64kb.
Сумо с умом, или самосовершенствование педагога Дементьянова Анна Михайловна, педагог дополнительного образования
58.74kb.
Методические рекомендации для педагогов Главный лозунг Дня Земли: Мыслить глобально, действовать локально!
147.9kb.
Статья на тему «Становление профессиональной компетентности педагога» Обучать значит учиться вдвойне
41.58kb.
Приложение Методические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников в рамках системы дополнительного образования детей для работников системы дополнительного образования
270.78kb.
Предметная декада как форма активизации учебного процесса
83.39kb.
1. Организационно-методический раздел
425.45kb.
Методические рекомендации адресованы для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, а также педагогов дополнительного образования детей образовательных учреждений
123.83kb.
Семинар для методистов иро, курирующих физику, «Планирование деятельности учреждений дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями физики» (май 2013 г.)
136.04kb.
Комитет управления образования администрации муниципального района
293.8kb.
Г. Валуйки Белгородской области в настоящее время современное общество подвержено сильному влиянию на него компьютерных технологий. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования
70.52kb.
В. А. Сухомлинский Что такое профессиональное становление педагога? Как долго идет этот процесс? Что требуется для эффективного продвижения по профессиональной лестнице
155.88kb.