Главная страница 1
скачать файл



Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей

На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающимвнимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют. ЭтоПостоянное взаимодействие литературы и мифов протекает в двух формах:непосредственно, непосредственно, в виде в форме «переливания» мифа влитературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы,народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - черезнаучные мифологические концепции мифологии, эстетические и философскиеучения. и фольклористику. Реалистическое искусство XIX в. ориентировалось надемифологизацию культуры и видела свою задачу в освобождении отиррационального наследия истории ради естественных наук и рациональногопреобразования человеческого общества. Возрождение общекультурного интересак мифу приходится на конец XIX - начало ХХ веков, но оживлениеромантической традиции, сопровождавшееся новой волной мифологизированиянаметилось уже во второй половине XIX века. Обращение к мифологии в конце XIX - начале ХХ веков существенноотличается от романтического (хотя первоначально могло истолковываться как«неоромантизм»). вВозниклоая на фоне реалистической традиции. ипозитивистского миросозерцания, оно всегда так или иначе (частополемически) соотносится с этой традицией. Стремление выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления «общечеловеческого» содержания («вечные»разрушительные или созидательные силы, вытекающие из природы человека, изобщечеловеческих, психологических и метафизических начал) было одним измоментов перехода от реализма XIX века к искусству ХХ века, а мифология всилу своей исконной символичности оказалась удобным языком для описаниявечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законовсоциального и природного космоса. Вячеслав Иванов, поэт серебряного века, по словам Н.А. Бердяева,«центральная фигура» русского культурного ренессанса начала ХХ века, частообращался к мифологическим мотивам в своем творчестве. Миф для Вяч.Иванова, Ф. Сологуба и многих других русских символистов - это красота,которая способна спасти мир. Вячеслав Иванов считал память «верховнойвладычицей» культуры. Он писал: «Память - начало динамическое, забвение -усталость и перерыв движения, упадок и возврат в состояние относительнойкосности» /1/. Именно поэтому образы античности и Возрождения столь важныдля него и всегда присутствуют в его жизни. Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещенои состоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним изярчейших творений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифао Прометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Бокаччо,П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П.Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательнымпроизведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» (А.Ф. Лосев). Мысль, лежащая в основе каждого из стихотворений Вяч. Иванова,часто выражена витиевато, окружена сложной символикой. Его поэзия, помнению БлокаГлавный герой трагедии, Прометей,, «предназначена для тех, ктоне только много пережил, но и много передумал» /7/. Она требует неустаннойумственной работы и довольно трудна для восприятия. Эти слова подходят и кхарактеристике трагедии. «Прометей» Вяч. Иванова - сложное неоднозначноепроизведение. В его сюжете внимательный читатель может уловить явные искрытые социальные параллели. Отношение критиков к трагедии различно, новсе они сходятся во мнении, что она социально направлена, ярка. Сам авторв предисловии к трагедии писал: «Предлежащее лиро-драматическоепроизведение есть трагедия, - во-первых, действия как такового; во-вторых,самоистощения действенной личности в действии; в-третьих, преемственностидействия. В общем - трагедия титанического начала, как первородного грехачеловеческой свободы» /2/. Самоистощение, о котором говорил автор,является необходимым и, надо думать, заслуженным уделом Прометея. Вяч.Иванов признает, «что если действия Прометея по необходимости ограничены,зато целостна его жертва и безусловно его саморасточение, самоопустошение,самоисчерпание» /6/, он оправдывает гибель главного героя, так как Прометей«совершил этот подвиг не как агнец божий, а как мятежный титан, в грехе идерзновенной надежде» /6/. В соответствии с этой философией Вяч. Ивановстроит свою трагедию. О том, как Прометей пришел к своему «изначальному нарушениюпредустановленного согласия живых сил», рассказывает в третьем актетрагедии Пандора, изобличающая Прометея пред народом:Промыслил человеком ПрометейВселенную украсить, взвеять к небуИз искры Дионисовой пожар…………………………………………… …Мнил титановИсправить дело, матерь искупитьИ бытие свободное восстановить. /2/ Далее Пандора говорит, что для этого ПрометейФемиду молит: «Матерь, изведиЖену на свет из самого меня.…………………………………………Все женское душевного состава,Что есть во мне, - даю; ты тело дай…» /2/ Интересно переосмысление автором мифа о сотворении Пандоры. Если вмифе Пандора была создана богами по приказу Зевса в наказание Прометею, тоздесь сам Прометей просит о ее сотворении. Для чего в трагедии Иванова Прометею понадобилось изгнать из себявсе женское? Может быть, для того, чтобы женское мягкосердечие, материнскоесострадание не мешало ему в те грозные минуты борьбы, когда требуютсярешительность и неумолимость. Трудно найти четкий ответ в самой трагедии Иванова. Но авторразъясняет этот поступок в предисловии к трагедии. Он пишет о том, чтостремление изменить мир всегда заключает в себе ограниченность иодносторонность. «Препоясываясь к действию, Прометей заранее признает,принимает и волит его односторонним, насильственным, содержащим в себеотпадение от божественного всеединства» /6/. Вероятно, предпосылкой мятежа Прометея является отторжение от«божественного всеединства». В конце трагедии победа Пандоры над Прометеем происходит не врезультате клеветы Пандоры, а потому, что она изобличает его перед людьмикак исказителя духовной истины. Вяч. Иванов оговаривает вольность, с «какой древний миф разработанв предлежащей трагедии». Он говорит, что для греков миф был «символомдуховных истин», вольность в истолковании мифов им «не казаласьпредосудительной - был бы верно сохранен дух, оживляющий мифологена» /6/. У Вяч. Иванова Прометей действует не во имя торжества мира исвободы, а во имя распри: «Не мир мне надобен, но семя распри», - заявляетон. Он не стремится к победе свободы, уничтожению рабства. Он говорит, чтохотя «раба не будет», «но будет рабство… своим страстям и вожделениямнизким нам рабствовать дано» /2/. Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещено исостоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним из ярчайшихтворений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифа оПрометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Боккаччо,П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П.Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательнымпроизведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» /4/.Используемая литература:Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века:Библиографические очерки. - М.: Книжная палата, 1993.Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект,1995. С. 31- 86.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ Сост. Нейхардт А.А. -М.: Правда, 1987. С. 92 - 104.Лосев А.Ф. Проблема символизма и реалистического искусства. - М.: 1976. С.282 - 287.Мифы народов мира. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.Нусинов И.М. История литературного героя. - М., 1958.Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) - М.: АСТ, Олимп, 1996,С.549
скачать файл



Смотрите также:
Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающимвнимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют
47.97kb.
Легенды и мифы древней греции
8795.55kb.
Особенности организации местного самоуправления и местных выборов в Великобритании
197.5kb.
"Мифы и легенды"
28.01kb.
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби
100kb.
-
66.67kb.
Василий Колташов
391.65kb.
По данным археологических раскопок, в районе села Костёнки, на правом берегу Дона, первые поселения на территории современной Воронежской области появились примерно 30 тысяч лет тому назад
49.55kb.
Урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшний урок?
60.41kb.
Европейский Север России, как окраина империи, издревле являлся одним из основных мест водворения неугодных российской власти лиц
920.96kb.
В последние годы Интернет охватывает все более широкие области человеческой деятельности, в том числе, его развитие открыло большие возможности для художников
125.94kb.
Стихотворная речь является объектом внимания самых различных наук и, конечно, находится в центре внимания многих лингвистов
327.26kb.