Главная
страница 1
скачать файл

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике и программы предмета «физика» для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.

Программа рассчитана на 70 ч. (2 ч. в неделю), в т. ч. на контрольные и лабораторные работы отводится 15 ч.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Учебному плану МБОУ «Новотимошкинская СОШ» с универсальным (непрофильным) обучением для 10-11 классов на 2011-2012 учебный год (Приказ № № 132 от 06.09.2011г.). Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного)) общего образования по физике.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя::


  • "Литература

Для учителя:

Сборник нормативных документов, примерные программы по физике М., Дрофа, 2008г.

Волков В.А. Поурочные разработки по физике для 10 класса М., ВАКО,2007г.

www.festival.1september.ru

www.lessons.fizikam.ru

www.kvant.mccme.ru

www.uroki.ru

www.edios.ru

http://rostest.runnet.ru—WWW

для учащихся:

Л.А.Кирик Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике для 10 класса М., Илекса, 2004г.;

Физика. Дидактические материалы 10 класс А. Е. Марон, Е. А. Марон, 2006г

Учебник физика – 10 класс Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. М.,Мнемозина 2009г.;

Задачник по физике для 10 класс Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. М.,Мнемозина 2009г.;

Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
«Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.

Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г

www.obraz.narod.ru

www.kvant.mccme.ru



  • "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";

Открытая физика 1.1 под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела, ООО Физикон, 1996-2001г.,

Физика 1С: школа Библиотека наглядных пособий под редакцией Н.К.Ханнанова М.,2004г.,

Фишман А.И., Скворцов А.И., Даминов Р.В. Видеозадачник по физике, обучающие программы нового поколения М.,

Мультимедийный курс «Физика 7-11 классы» автора С.М.Козела



Экспериментальные задачи лабораторного практикума Фишман А.И., Скворцов А.И., Даминов Р.В.

  • "Оборудование и приборы" набор лабораторный для раздела «механика», маятник, макет двигателя внутреннего сгорания

Цель программы обучения:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся к концу 10 класса.

должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах,
должны уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике и космонавтики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых тепловых приборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.






п\п


Перечень разделов, тем

Количество часов

Виды занятий







Теоретические

Практические







1

Повторение

4

3

1







2

Физика и методы научного познания

2

2

-







3

Кинематика

6+2

6

2







4

Динамика

13+2

13

2







5

Законы сохранения в механике

7+1

6

2







6

Механические колебания и волны

3+1

3

1







7

Молекулярно-кинетическая теория

12+2

11

3







8

Термодинамика

11+2

10

3










Повторение

2

2

-







Итого




70

56

14



























































































































































































































































































Дата

Наименование разделов и тем уроков

Тип

Виды учебной деятельности и формы

Вопросы

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание




Введение (2ч)




1




Физический эксперимент, теория. Физические модели.

1,2

Ввести понятие «эксперимент», «закон», «теория», «физические модели»; эксперимент как критерий правильности физической теории.

С чего начинается работа физика? Что такое эксперимент? В чем заключается взаимосвязь теории и физической модели?

Знание того с чего начинается работа ученого. Знание диапазонов органов чувств.







2




Симметрия и физические законы. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.

1,2

Познакомить учащихся с гипотезой Демокрита; рассмотреть четыре «стихии» природы.

В чем ценность фундаментальных законов? В каком случае система обладает симметрией?

Знание видов фундаментальных взаимодействий, групп подразделений элементарных частиц.







Механика (34ч)

Кинематика материальной точки (10ч)




3




Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь.

1,2

Объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещения», «путь».

Что называется перемещением точки? Каков смысл модуля перемещения? Что называют радиус-вектором?

Знание видов системы координат, чем отличается путь от перемещения. Умение задавать положение точки.







4




Средняя и мгновенная скорость. Относительная скорость.

1,2

Ввести понятие мгновенной скорости; научить определять относительную скорость движения.

Как определяется мгновенная скорость при прямолинейном движении? Чему равен ее модуль? Какая скорость называется относительной?

Знание направления мгновенной скорости. Решение задач по данной теме.







5




Равномерное прямолинейное движение.

1,2

Сформулировать признаки равномерного движения.

В чем различие между перемещением и пройденным путем при прямолинейном равномерном движении?

Знание закона равномерного прямолинейного движения. Умение объяснять графики зависимости.







6




Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1,2

Сформулировать признаки движения тела с постоянным ускорением.

Какое движение называют равноускоренным или равнопеременным?

Знание отличия равноускоренного движения от равнозамедленного. Умение строить графики.







7




Свободное падение тел. Графическое описание свободного падения.

1,2

Продолжить формирование знаний о свободном падении тел, как о равноускоренном движении.

На сколько увеличивается скорость свободно падающего тела за каждую секунду?

Умение работать по графикам: читать их строить. Решать задачи.







8




Решение задач.

4

Научить решать задачи по теме «Ускорение свободного падения»

По какой формуле находятся путь, время, скорость тел, движущихся вертикально?

Умения и знания решать задачи.







9




Л.р. №1 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

4

Изучить движение тела, брошенного горизонтально.













10




Баллистическое движение.

1,2

Сформировать понятие баллистического движения.

Какая используется идеальная модель для описания баллистического движения тела?

Умение находить дальность полета, время и скорость при движении тела под углом к горизонту.







11




Кинематика вращательного движения.

1,2

Сравнить кинематику вращательного и колебательного движения.

Какое движение называют периодическим? Почему равномерное движение по окружности является ускоренным?

Знание того имеет ли ускорение точка, равномерно движущаяся по окружности. Как связанны угловая скорость с линейной.







12




Кинематика колебательного движения.

1,2

Изучить движение тела вдоль одного и того же отрезка с изменением направления движения.

Какие движения называют гармоническими?

Умение решать задачи с исполь зованием периода, частоты колебаний.







Динамика материальной точки (10ч)




13




Принцип относительности Галилея.

1,2

Сформулировать принцип относительности Галилея.

Какие системы отсчета являются инерциальными, а какие- неинерциальными?

Знание относительности движения тел. Классический закон сложения скоростей.







14




I закон Ньютона. II закон Ньютона.

1,2

Сформулировать I и II законы Ньютона.

В чем состоит явление инерции? Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?

Знание законов Ньютона. Приведение примеров.

Умение решать задачи.









15




III закон Ньютона.

1,2

Сформулировать III закон Ньютона.

Выполняется ли закон Ньютона при взаимодействии на расстоянии.

Знание законов Ньютона. Приведение примеров. Умение решать задачи.







16




Сила упругости. Сила трения.

1,2

Объяснить возникновение силы упругости, выяснить роль силы трения.

При каком условии появляются силы упругости? Что называется деформацией? Формулу силы трения.

Знание, при каких условиях возникают силы упругости, силы трения.







17




Л.р.№2 «Измерение коэффициента трения скольжения»

4

Определить коэффициент трения.

Как меняется сила трения, когда мы меняем число грузов на тележке?

По результатам измерений построить график зависимости силы трения от силы давления.







18




Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.

1,2

Изучить закон всемирного тяготения, показать практическую значимость.

Что связывает планеты и Солнце в единую систему?

Умение решать задачи, используя формулу закона всемирного тяготения.







19




Сила тяжести. Вес тела.

1,2

Выяснить от каких параметров зависит сила тяжести.

Зависит ли ускорение свободного падения от его массы? Что называют весом тела?

Умение решать задачи.







20




Применение законов Ньютона.

1,2

Научить решать задачи по теме «Применение законов Ньютона»

Куда направлен вектор силы трения скольжения? Вектор силы реакции опоры? Силы тяжести?

Умение изображать силы, действующие на тело в инерциальной системе отсчета.







21




Решение задач.

4

Закрепить умения и навыки решения задач по теме «Применение законов Ньютона»

Какую наименьшую по величине скорость должен иметь самолет в верхней точке петли, чтобы летчик не повис на ремнях?

Умение записывать II закон Ньютона в векторной форме, решать задачи.







22




К.р.№1 «Кинематика и динамика материальной точки»

3

Проверка ЗУН













Законы сохранения (7ч)




23




Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1,2

Дать понятие импульса тела: изучить закон сохранения импульса, показать его практическое применение.

Что называют импульсом тела и импульсом силы? Единица измерения? От чего зависит скорость ракеты?

Умение решать задачи по теме.







24




Решение задач.

4

Научится применять закон сохранения импульса при решении задач.

Может ли ракетный двигатель разгонять ракеты за пределами земной атмосферы?

Умение решать задачи







25




Работа силы.

1,2

Научить находить механическую работу силы.

В каком случае о силе можно сказать, то она совершает работу?

Умение решать задачи







26




Потенциальная энергия.

1,2

Сформулировать принцип минимума потенциальной энергии.

Почему потенциальная энергия минимальна на поверхности земли?

Сила упругости является потенциальной силой.







27




Кинетическая энергия.

1,2

Сформулировать теорему о кинетической энергии.

Если равнодействующая сил, приложенных к телу, отлична от нуля, как изменится кинетическая энергия?

В каком случае требуется больше энергии- при запуске спутника вдоль меридиана или вдоль экватора.







28




Мощность. Закон сохранения энергии.

1,2

Сформировать понятие о мощности. Изучить закон сохранения энергии.

Что такое лошадиная сила и каково ее отношение с ваттом?

Умение решать задачи с мощностью и законом сохранения энергии.







29




К.р.№2 «Законы сохранения»

3

Проверка ЗУН



















Динамика периодического движения (3ч)

30




Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости.

1.2

Рассмотреть траекторию движения тела в гравитационном поле; вычислить I и II космические скорости.

Какую скорость должно иметь тело, чтобы его траектория стала параболической? Когда тело движется по эллипсу?

Умение вычислять космические скорости на других планетах.







31




Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил.

1,2

Выяснить, от чего зависят свободные колебания пружинного маятника. Дать характеристику свободных колебаний.

Что общего у всех колебательных систем? Какие условия возникновения механических колебаний?

Умение решать задачи. Читать графики и находить по ним данные. Знание того, как сила трения влияет на период колебаний.







32




Вынужденные колебания. Резонанс.

1.2

Сформулировать понятие резонанс, отрицательные воздействия резонанса.

Что называется резонансом? Каково условие резонанса?

Умение строить резонансные кривые. Вредный и полезный резонанс.







Релятивистская механика (4ч)




33




Постулаты СТО. Относительность времени.

1,2

Показать необходимость новой теории- «Специальной теории относительности». Доказать, что время относительно.

Что показал эксперимент Майкельсона- Морли? Почему их результаты противоречили классическому закону сложения скоростей?

Умение объяснить смысл I и II постулата теории относительности.







34




Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей.

1,2

Изучить факт замедления времени. Вывести релятивистский закон сложения скоростей.

Какое время называют собственным? Чем определяется замедление времени: свойствами света, конструкцией световых часов или свойствами самого времени?

Умение решать задачи.







35




Взаимосвязь массы и энергии.

1,2

Показать взаимосвязь между массой и энергией.

Согласно теории относительности есть ли различие между массой и энергией?

Умение решать задачи







36




Решение задач по теме «Релятивистская механика»

4

Развивать навыки решения задач по релятивистской механике.

Почему преобразования Галилея и классический закон сложения скоростей не верны при движениях, соизмеримых со скоростями света?

Определенный порядок следования событий, если разделяющий их промежуток времени больше времени, необходимого для распространения света между ними.







Молекулярная физика (17ч)

Молекулярная структура вещества (2ч)




37




Масса атомов. Молярная масса.

1,2

Сформулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.

Что называют относительной молярной массой? Что называют постоянной Авогадро?

Умение объяснить питание растений из почвы, как происходит всасывание питательных веществ через стенки пищеварения.







38




Агрегатные состояния вещества.

1,2

Объяснить фазовые переходы на основе молекулярно- кинетической теории.

В чем особенности движения молекул в жидкости? В твердом теле? Условие нахождения вещества в газообразном состоянии

Знание основных агрегатных состояний вещества, их свойства, взаимное расположение молекул.







Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6ч)




39




Распределение молекул идеального газа по скоростям.

1,2

Определить, с какой скоростью двигаются молекулы в газе

Как определить среднее значение физической величины из эксперимента?

Объяснение идеи опыта Штерна. Умение рассчитывать число частиц, приходящихся на единичный интервал скоростей.







40




Температура. Основное уравнение МКТ.

1,2

Сформировать понятие о температуре. Вывести основное уравнение МКТ.

Какое состояние газа является равновесным стационарным?

Знание физического смысла основного уравнения МКТ.







41




Уравнение Клапейрона-Менделеева.

1,2

Вывести уравнение Клапейрона-Менделеева.

Что называют уравнением состояния системы?

Умение решать задачи.







42




Изопроцессы.

1,2

Рассмотреть частные случаи закона Клапейрона.

Какой процесс называют изотермическим?изохорным? изобарным?

Знание и умение объяснить газовые законы.







43




Решение задач.

4

Прививать навыки решения задач для газовых процессов.

Каковы нормальные условия для идеального газа? Концентрация молекул при нормальных условиях?

Умение решать задачи.







44




К.р.№3 «Молекулярная физика»

3

Проверка ЗУН













Термодинамика (6ч)




45




Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах.




Сформулировать понятие внутренней энергии, понятие работы газа.

Какие тела называются макроскопическими? Почему газ при сжатии нагревается?

Умение решать задачи.







46




I закон термодинамики. Адиабатный процесс.

1,2

Сформулировать I закон термодинамики. Ознакомить с адиабатным процессом.

Как формулируют закон сохранения энергии?в чем состоит эквивалентность количества теплоты, механической работы, затраченной энергии?

Знание и умение применить I закон термодинамики для изотермического, изохорного, изобарного и адиабатного процессов.







47




Тепловые двигатели. II закон термодинамики.

1,2

Разъяснить принцип действия теплового двигателя. Показать необратимость процессов в природе.

Что называют нагревателем, холодильником? Какова их роль в работе теплового двигателя? Какие процессы называются необратимыми?

Знание и умение объяснения принципа действия теплового двигателя и защита окружающей среды.







48




Решение задач.

4

Умение решать задачи по теме «изопроцессы»

В чем заключается статистическая интерпретация II закона термодинамики?

Умение решать задачи.







49




Л.р.№3 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

4

Измерить удельную теплоту плавления льда.













50




Решение задач.

4

Умение решать задачи по теме «Термодинамика»

Как определить изменение внутренней энергии системы согласно I закону термодинамики?

Умение решать задачи.







Звуковые волны. Акустика. (3ч)




51




Распространение волн в упругой среде. Периодические волны.

1,2

Познакомить с условиями возникновения волн и их видами; показать значение волн в жизни человека.

Какой процесс называется волновым? Какая волна называется гармонической? Что такое длина волны?

Знание условий распространения механической волны. Суть поляризации.







52




Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

1,2

Сформировать понятие стоячей волны, понятие звуковой волны.

Что такое гармоника собственных колебаний в струне и обертоны?

Объяснение процесса образования стоячей волны.







53




Решение задач.

4

Формировать навыки решения задач по теме «звуковые волны»

Объясните возникновение сжатия и растяжения в продольных гармонических волнах?

Умение решать задачи.







Электродинамика (14ч)

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (6ч)




54




Электрический заряд. Квантование заряда.

1,2

Научится обнаруживать электрические заряды на телах.

Чем объясняется электризация тел при соприкосновении? остается ли неизменной масса при его электризации?

Умение объяснить сходство и различие электрического заряда и гравитационной массы.







55




Электризация тел. Закон сохранения заряда.

1,2

Показать ,что при любых взаимодействиях алгебраическая сумма электрических зарядов остается постоянной.

Сформулируйте закон сохранения электрических зарядов?

Умение объяснять электризации тел.







56




Закон Кулона. Напряженность электрического поля.

1,2

Дать положительную оценку силы взаимодействия зарядов.

Что определяет закон Кулона? Назовите основные свойства электрического поля?

Умение решать задачи.







57




Линии напряженности электрического поля.

1,2

Сформировать понятие напряженности электрического поля.

Какое электрическое поле называется однородным?

Умение решать задачи.







58




Решение задач по теме «Электризация тел»

4

Продолжать формировать навыки решения задач.

Почему при описании механического движения не учитываются электрические силы?

Умение решать задачи.







59




К.р.№4 «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

3

Проверка ЗУН













Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (8ч)




60




Работа сил электростатического поля. Принцип суперпозиции э\с полей.

1,2

Доказать, что электростатическое поле потенциально. Показать какому закону подчиняются электрические поля.

Как понимать выражение «электрическое поле потенциально»? от чего зависит работа по перемещению заряда из одной точки в другую?

Умение сформулировать принцип суперпозиции электростатических полей.







61




Потенциал электростатического поля.

1,2

Дать понятие потенциала электростатического поля.

Каков смысл понятия потенциал электрического поля?

Умение решать задачи.







62




Электрическое поле в веществе.

1,2

Разделить все вещества по уровню подвижности заряженных частиц.

На какие группы по уровню подвижности электрических зарядов делятся все вещества?

Умение решать задачи, объяснять эксперименты.







63




Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1,2

Рассмотреть свойства проводников и диэлектриков в электростатическом поле.

В чем заключается явление электризации проводников в электрическом поле? Почему диэлектрик ослабляет электростатическое поле?

Умение решать задачи, объяснять эксперименты.







64




Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.

1,2

Сформировать понятие электроемкость, доказать практическую значимость конденсатора.

Почему введение диэлектрика увеличивает электроемкость конденсатора?

Умение решать задачи. Знание устройства конденсатора.







65




Энергия электростатического поля.

1,2

Определить энергию заряженного конденсатора.

Опишите опыт, доказывающий, что электрическое поле между обкладками заряженного конденсатора обладает энергией?

Умение решать задачи, знать соединения конденсаторов в электрическую цепь и их формулы.







66




Решение задач.

4

Учить применять физические законы при решении задач.

Чему равна энергия заряженного конденсатора?

Умение применять физические законы при решении задач.







67




К.р.№5 «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

3

Проверка ЗУН













Повторение (3ч)




68




Решение задач.

4

Учить применять физические законы при решении задач.

Основные вопросы по динамике, электродинамике, молекулярной физике.

Умение применять физические законы при решении задач







69




Обобщающий урок.

1,2

Повторение изученного материала за 10 класс.

Основные формулы по пройденным темам.

Знание формул по разделам физики 10.







70




Подведение итогов.


















скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса
374.64kb.
Рабочая программа учебного предмета «Чувашский язык» предназначена для 7- го класса
344.96kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 класса учителя географии Ионовой Светланы Александровны
311.9kb.
Приказ №169 от 29 августа 2013 г. Рабочая программа учебного предмета
156.65kb.
Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы
480.88kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству
286.08kb.
Программа основного общего образования. Физика
124.46kb.
Пояснительная записка Общая характеристика курса «Всеобщая история» в рамках учебного
1417.85kb.
Пояснительная записка 2 Учебно-тематический план 6 Содержание учебного предмета
475.49kb.
Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Английский язык»
401.45kb.
Пояснительная записка а также дополнительных пособий для учителя
102.17kb.
Программа учебного курса "Литература" для 5 класса
353.01kb.