Главная
страница 1
скачать файл
« Применение техник Арт-терапии на уроках вокала »

педагог Бабицкая М.В.



Цель : создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.
Программа направлена на решение следующих задач:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;

  • создание условий для самопознания и самовыражения;

  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

  • развитие навыков рефлексии.



Причина внедрения арт- терапии

  • Дети в возрасте 9-11 лет не могут смотреть на себя в зеркало. Возникает чувство страха , непринятие себя.

  • Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей — чувство страха. Объединяющее начало для страха и тревоги — чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет,

тело ≪наливается свинцом≫, щемит в области сердца, ладони

становятся влажными. Он может совершать много лишних

движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным.

Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических

функций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи

отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение

особенностей их психического и личностного развития. Возникают

они, как правило, под действием следующих факторов:
1) наличие страхов у родителей;

2) тревожность в отношениях с ребенком;



  1. избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

4) большое количество запретов со стороны родителя того же

пола или полное предоставление свободы ребенку родителем

другого пола;

5) многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

6) отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем

того же пола, преимущественно у мальчиков;

7) конфликтные отношения между родителями;

8) психические травмы типа испуга;



  1. психологическое заражение страхами в процессе общения

со сверстниками и взрослыми

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной

интенсивностью и напряженностью; длительным течением

или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование

характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими

расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а

также всего нового и неизвестного; относительной трудностью

устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом

длительных и неразрешимых переживаний.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие

эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети,

чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями

в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на

взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви [43].

Иногда страхи трудно устранимы, так как воздействие на состояние

ребенка со стороны взрослых оказывается только на внешнюю

сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным

будет воздействие на причину страха, порождающие

его условия и обстоятельства.

Для лучшего воздействия на страхи необходимо прежде всего установить

контакт с ребенком, подразумевающий доверительное отношение

как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой

— выявить возможные, с точки зрения самого ребенка, причины

возникновения страха.

Затем можно предложить ребенку ≪поиграть≫ со своим страхом.

Рисование, фантазирование, сочинение историй можно считать

аналогом игры.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-

11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В младшем

дошкольном и в подростковом возрасте лучше использовать игровые

способы устранения страхов. Если же подросток продолжает

рисовать и обнаруживает способности в этом направлении, то

эффект от рисования страхов будет таким же, как и раньше [15].

В первую очередь посредством рисования удается устранить

страхи, порожденные воображением, — то есть то, что никогда не

происходило, но может произойти (в представлении ребенка). Затем

по степени успешности устранения идут страхи, основанные

на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно

давно и оставивших не очень выраженный к настоящему

времени эмоциональный след в памяти ребенка.

При реализации программы используются такие техники работы, как:



  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

  • Танцевально-Двигательная ( раскрепощение тела )

  • музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);

  • вокалотерапия ( распевки, развитие певческих навыков )

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития

межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки

и уверенности в себе.



вокалотерапия, пение - важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на педагога.

На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.



Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Занятия способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматические заболевания  и пр.
Программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

  2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

  3. Принцип добровольного участия.

  4. Принцип активности .

  5. Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.

  6. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

  7. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

  8. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

  9. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию учеников в классе.

  10. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей.

  11. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учеников. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

  12. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.


Применение Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  • развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

  • выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

  • самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

  • социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу: ( Индивидуальное )



  • Общение — Приветствие. Выявление настроение на начало занятия;

  • Настроить на работу в классе;

  • Вводные разминочные упражнения ( распевка - разогрев, позитивная распевка, переход к песне );

  • Реализация арт-техники индивидуально ( раскрытие того или иного смысла в песне, убрать застревания в процессе обучения и раскрытия своих возможностей);

  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

( Групповое )


- Общение –приветствие друг друга комплиментом

- Вводные разминочные упражнения ( распевки- разогрев , позитивные распевки, игровые распевки)

- Разучивание песни. ( по нотам, либо под фонограмму )

- Применение танцевально- двигательной терапии. ( каждый реализует себя и в группе )

- Рефлексия занятия.

- прощание друг с другом в позитивных высказываниях каждому из группы.




Инвентарь для применения арт- терапии

Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, , кисти; клей, цветная бумага, пластелин.


Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. При желании автора могут производиться исправления содержания материала, что случается обычно после получения «обратной связи» и собственных прозрений. Часто процесс занятий сопровождает катарсис -очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора и даже исцеляющие слезы. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом человек испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.

На выходе участники должны повысить уровень креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.


Упражнения

Упражнение «Я – глазами других»:

Смотрят друг на друга и говорят по очереди, по одному качеству ( что нравится и что не нравится, обьясняя причину. Отвечают на вопрос почему.

Анализируют позитивные стороны двух качеств.

Упражнение подводит участников к необходимости побольше узнать друг о друге и о себе. Принять и понять поведение другого ребенка. Послушать о себе со стороны.


Олеся 11лет

Цель: развитие способности выражать свои истинные чувства,

коррекция восприятия ≪Я-концепции≫.

Насколько отличаются рисунки ≪Я-реальное≫ от ≪Я-идеальное≫





  • Песня « Островок надежды»- рисунок к песне




  • Анализ первоначального рисунка Ученицей:

  • радостные человечки, танцуют. Кот на дереве машет ручкой. От радости машет, от всей которая у него есть. А какая то девочка достает бабан. Девочку не знаю. Вернее сначала сделала сестер, а девочки обидились.

  • Изначально нарисовала семью., а это не кот, это моя собака . Вся семья веселится. Кота нарисовала в ввиде сердца , и в виде смайлика собаку на даче.

Психологический анализ:

Отношение с сестрами очень напряженные, нарисовала в черном цвете ярко выражающих на всем рисунке. Сестры являются раздражителями в данном контексте, которые мешают быть собой. Идет постоянная борьба хорошего и плохого. Не может выразить собственных чувств изза страха и тревожности. Поступки совершаются изподтешка. Защитная реакция- слезы.





  • Коррекция-новый рисунок через 2 недели




  • на фразу «на праздниках песни поют» происходит застревание-



  • после повторного рисования «Песни» картинка стала более оживленной и яркой, появились эмоции радости на лицах. Более четкие и конкретные линии и формы говорят о начинании веры в себя и в свое я, как личности. Ребенок убрал из рисунка двух сестер- раздражителей, за счет этого песня стала легко запоминаться и осознаваться заложенный смысл.

  • Рисунок составлен по куплетам, для лучшего запоминания. ( зрительная память ).



Надя 10лет ( 5 класс)

песня «Фея»

смотрим на рисунок и рассказываем как стихи. Я не умею девочек рисовать. нарисовала сначала ее всю в черном свете, а потом закрасила яркими цветами, красныи и желтым. Ноги не дорисованны.




Групповой урок

цель : сплочение коллектива.
Танцедвигательная терапия. Группа встает в круг. Один из

участников выходит в центр круга и показывает движение ≪Какой

я есть на самом деле≫, а затем —танец ≪Каким бы я хотел быть≫.

По окончании следующий участник выходит в центр круга. Обсуждение


Изотерапия. Задание нарисовать свой ≪Автопортрет≫. Все участники

группы берут лист бумаги форматом А4 в не ведущую руку (левая

для правшей, правая для левшей), берут фломастер, закрывают

глаза и, не отрывая руки от л иста бумаги, рисуют свой портрет. Затем,

когда контуры готовы, участники группы открывают глаза, и теперь

их задача — довести до готовности свою работу (необходимо закрасить

фломастерами разного цвета замкнутые пространства внутри портрета,

получившиеся в процессе рисования). Обсуждение задания.

задания проводится по следующей схеме:

•Что чувствовали участники-наблюдатели и сами танцующие?

•Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того

Танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие

с другими?

Обмен впечатлениями от занятия.



настя 11 лет - Жалоба на страх , когда поет в классе.



обсуждение рисунка. «РИСУЕМ СТРАХ!»

  • это ОРГАНИЗМ , а в нем сидит страх и волнение. Ноги подкашиваются когда пою в классе.

  • Что хочется сделать с ним?

  • Хочется порвать и выкинуть.

- Рви. Что чувствуешь?

  • Мне легче....

…спустя время, ученица стала проявлять себя более раскованно на уроках, выражать свое собственное мнение на счет песен и всего происходящего в процессе обучения.

Применение арт- терапевтических методик происходит чередующим способом. Особенное влияние его применения использую в застревающих моментах. Когда чувствую что ребенок не желает развиваться дальше. Чаще думает о чем то своем, не сосредоточен на уроке. Методики использую для переключения внимания в привычного процесса через самовыражение. Я довольна результатами своих учеников. Спасибо им за то, что они дают мне возможность развиваться вместе в ними и идти вперед.
скачать файл



Смотрите также:
Программа направлена на решение следующих задач: развитие творческого мышления, воображения, креативности
117.9kb.
Показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию логического мышления и творческого воображения учащихся; воспитывать интерес к прошлому своей страны в процессе работы с устаревшей и исторической лексикой
82.45kb.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Красная книга»
139.69kb.
Интеллектуальное развитие учащихся младших классов на уроках русского языка Цель
86.87kb.
«Формы организации учебной деятельности одаренных детей на уроках русского языка и литературы»
130.3kb.
Программа учебной дисциплины Литература для профессий: 270802. 09 Мастер общестроительных работ
1455.72kb.
Что такое триз? Триз — теория решения изобретательских задач
153.64kb.
Карандаш приглашает в гости
71.04kb.
«История и теория дизайна»
109.81kb.
«Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»
198.56kb.
Реферат по психологии на тему: «Развитие воображения у детей»
229.18kb.
Детский сад №233
1184.83kb.