Главная
страница 1
скачать файл


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ТЕХНОЛОГИИ 5 класс.

Данная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования.

Программа разработана на основе учебника «Технология» 5 класс под редакцией В,Д,Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2006г, и рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов год.

Рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г. примерной программы по технологии.

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:



  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для данной программы являются разделы «Основы аграрной технологии», «Кулинария», «Изготовление одежды».

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки,конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетным методом является выполнение учебно-практических работ. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Особенности реализации примерной программы направления «Технология» в сельской школе.

В сельской школе традиционно изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в нашем регионе.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в программах по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии и комплексного освоения темы «Творческая, проектная деятельность» и раздела «Современное производство и профессиональное образование».Темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носят комбинированный характер, сочетая технологии разделов обслуживающего и сельскохозяйственного труда.

В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике и т.д., соответствующие работы были мною заменены работами по обеспечению растениеводческого производства. (Устройство парников, выращивание рассады).


Цели.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи:


  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности.


В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать:

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.Уметь:

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.


Календарно-тематическое планирование.

Технология. 5 класс.


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт



Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (осенние работы).


10 часов
















1-2

Почвы – состав и обработка. Учебно-опытный пришкольный участок.




2 часа







Комбинированный.

Экскурсия по учебно-опытному участку и осмотр обрабатываемой территории школы (цветники, клумбы). Взятие проб почвы.

3-4

Основные направления растениеводства. Направления растениеводства и плодоводства в нашем регионе.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: уборка яблок в школьном саду.

5-6

Урожай и урожайность культур.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа:

Уборка свеклы и моркови на УОУ.



7-8

Технологии выращивания луковичных культур.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа:

Высадка луковичных на участке (чеснок) и школьной территории (тюльпаны, нарциссы).



9-10

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа:

Сбор семян цветочных культур (календулы, ноготков, бархатцев) Сортировка.






Кулинария

18 часов
















11-12

Санитария и гигиена.




2 часа







Комбинированный.

Опрос по карточкам.

13-14

Физиология питания.




2 часа







Интегрированный.

Опрос.

15-16

Бутерброды.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа: рецепт приготовления канапе. (Конкурс эскизов бутербродов).


17-18

Горячие напитки.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа: Составление технологической карты варки какао с молоком.

19

Блюда из яиц.




1 час.







Урок-исследование.

Практическая работа:

а) определение свежести яиц.



20

Блюда из яиц.




1 час.







Творческая мастерская.

Практическая работа:

а) выполнение эскизов художественной росписи яиц.



б) крашение и роспись яиц.

21-22

Блюда из овощей.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа: выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.


23-24

Блюда из овощей.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа: составление технологических карт приготовления блюд из сырых и вареных овощей.

25-26

Сервировка стола.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа:


выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

27-28

Заготовка продуктов.




2 часа







Комбинированный.

Опрос по карточкам.




Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

24 часа
















29-30

Рукоделие. Вышивка. Материалы, инструменты и приспособления.




2 часа







Творческая мастерская.

Практическая работа: зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки крестом.

31-32

Рукоделие. Вышивка крестом.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: организация рабочего места для ручного шитья. Определение места и размера узора на изделии.

Вышивание метки, монограммы на носовом платке, салфетке стебельчатым швом.



33-34

Рукоделие. Вышивка крестом.




2 часа







Практическая работа

Практическая работа: обработка края изделия и ВТО.

35-36

Узелковый батик. Художественные ремесла.




2 часа







Творческая мастерская.

Практическая работа:


подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфетки (шарфика) в технике «узелковый батик».

37-38

Элементы материаловедения.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: изготовление образца саржевого переплетения.

39-40

Элементы машиноведения.




2 часа







Комбинированный.

Практическая работа:

осмотр узлов швейной машины. Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе.



41-42

Элементы машиноведения.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа:

выполнение простых швов



43-44

Технология изготовления рабочей одежды




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

45-46

Выкройка.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: чертеж и выкройка фартука.

47-48

Раскрой фартука.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: выкраивание из ткани деталей фартука.

49-50

Сметывание.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: соединение деталей изделия. Художественная отделка изделия.

51-52

Влажно-тепловая обработка изделия.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: влажно-тепловая обработка изделия.

Окончательная отделка.






Технология ведения дома.

4 часа
















53-54

Эстетика и экология жилища.




2 часа







Творческая мастерская.

Практическая работа:

выполнение эскиза интерьера кухни.



55-56

Эстетика и экология жилища.




2 часа







Творческая мастерская.

Практическая работа:

выполнение эскизов прихваток, полотенец и др. (коллективное панно).





Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (весенние работы).

12 часов













Опрос

57-58

Размножение растений семенами.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: выбор культур для посадки, планирование их размещения на участке, определение качества семян. Подготовка их к посеву.

59-60

Сорта растений.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: Высев в посадочные ящики семян цветочных культур – астры, петунии.

61-62

Подготовка почвы, инструменты.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: разбивка гряд, закладка опытов (горох, фасоль, бобы).

63-64

Подготовка почвы, инструменты.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: подготовка гряд, высев моркови.

65-66

Подготовка почвы, инструменты.




2 часа







Практическая работа.

Практическая работа: подготовка гряд, высев свеклы.

67-68

Правила техники безопасности при прохождении летней практики. Рабочая одежда. График работы.




2 часа







Комбинированный.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (осенние работы) ( 10 часов ).


Почвы – состав и обработка. Учебно-опытный пришкольный участок.

Основные направления растениеводства. Направления растениеводства и плодоводства в нашем регионе.

Урожай и урожайность культур.

Технологии выращивания луковичных культур.

Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона.
Кулинария (18 час).

Санитария и гигиена.

Основные теоретические сведения.


Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы.


Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Варианты объектов труда.


Рабочее место бригады на кухне.

Физиология питания.

Основные теоретические сведения


Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы.


Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда.


Таблицы, справочные материалы.


Технология приготовления пищи.

Бутерброды, горячие напитки.

Основные теоретические сведения.


Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.


Практические работы.


Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Варианты объектов труда.


Бутерброды и горячие напитки к завтраку.


Блюда из яиц.

Основные теоретические сведения.


Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы.


Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Варианты объектов труда.


Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей.

Основные теоретические сведения


Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы.


Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Варианты объектов труда.


Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Сервировка стола.

Основные теоретические сведения.


Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы


Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда.


Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.


Заготовка продуктов.

Основные теоретические сведения.


Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы.


Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Варианты объектов труда.


Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (24 часа).

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (24 часа).

Вышивка.

Основные теоретические сведения.


Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы.


Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.


Варианты объектов труда.


Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

Узелковый батик.

Основные теоретические сведения.


Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

Практическая работа.


Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Варианты объектов труда.


Салфетки. Шарфик. Кепка.

Элементы материаловедения .

Основные теоретические сведения.


Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы.


Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда.


Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Элементы машиноведения .

Основные теоретические сведения.


Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы.


Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.


Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды.

Основные теоретические сведения.


Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы.


Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.


Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды.

Основные теоретические сведения.


Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.


Практические работы


Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.


Варианты объектов труда.


Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.
Технологии ведения дома (4 час).

Эстетика и экология жилища.


Основные теоретические сведения.


Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы.


Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Варианты объектов труда.


Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (весенние работы) (12 часов).

Основные теоретические сведения.



Размножение растений семенами. Сорта растений. Подготовка почвы, инструменты. Правила техники безопасности при прохождении летней практики. Рабочая одежда. График работы.

Варианты объектов труда.


Выращивание растений на УОУ.
В результате изучения технологии ученик должен:

Знать/понимать:


Создание изделий из текстильных материалов :

  • назначение различных швейных изделий; виды традиционных народных промыслов.

  • Знать профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.

Уметь:

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых швейных изделий; выполнять не менее двух видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее двух видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов,с использованием приборов влажно-тепловой и художественной обработки Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин.

  • Выбор тканей, трикотажа и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.

  • Простое конструирование одежды.

  • Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий.

  • Моделирование простейших видов швейных изделий. Художественное оформление и отделка изделий.

  • Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовых выкроек. Изменение формы выкроек с учетом индивидуальных особенностей фигуры.

  • Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.

  • Технология соединения деталей в швейных изделиях. Выполнение ручных швов. Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин. Современные материалы, текстильное и швейное оборудование.

  • Проведение примерки. Выявление дефектов при изготовлении швейных изделий и способы их устранения.

  • Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Контроль и оценка готового изделия.

  • Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России.

  • Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел)

  • Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.

  • Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.

  • изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Кулинария:


Знать/понимать:

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь:

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур.

Знать:


  • Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.

  • Характеристика основных типов почв. Чтение почвенных карт. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы.

  • Использование органических и минеральных удобрений, нетоксичных средств защиты растений от болезней и вредителей.

  • Выращивание растений в защищенном грунте. Особенности ухода за разными видами растениеводческих культур.

  • Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая.

  • Выращивание растений в защищенном грунте, выбор вида защищенного грунта, укрывных материалов. Выращивание растений рассадным способом.

  • Выбор способов хранения урожая. Подготовка хранилищ к закладке урожая. Поддержание микроклимата. Подготовка урожая к закладке на хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении.

  • Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Развитие растениеводства в регионе. Правила безопасного труда в растениеводстве. Расчет себестоимости растениеводческой продукции и планируемого дохода. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.

  • Профессии, связанные с выращиванием растений.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
книгопечатная продукция:

Список научно-методического обеспечения.

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

  4. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006.

  5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  6. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.


Список литературы.

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. (Серия “Учебно-методический комплект”)

  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учебник для 5 класса общеобразовательных. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.-М, Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2003.

  4. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. –Школа и производство. 2001.

  5. Силаева М.А. Пошив по индивидуальным заказам: Учебник для начального профильного образования. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002.

  6. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  7. Технология: Рекомендации по использованию учебников.: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.


Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

  2. Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.

  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  5. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе технологии (эл. носители).

  6. Презентации: по темам курса.

скачать файл



Смотрите также:
Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на основе учебника «Технология» 5 класс
345.77kb.
Рабочая программа по биологии 8 класс
596.15kb.
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С
215.68kb.
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
404.84kb.
Рабочая программа по алгебре -7 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов
81.84kb.
Рабочая программа по географии 8 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
260.62kb.
Образовательная программа ориентирована на использование учебника «Биологияия»
178.08kb.
Рабочая программа по изучению истории в 5 классе составлена на основе следующих документов. Федерального Закона РФ «Об образовании в рф»
327.57kb.
Основного общего образования по химии
131.45kb.
Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
217.41kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии Сборник нормативных документов. Биология
697.11kb.
Пояснительная записка Статус программы
310.13kb.