Главная
страница 1
скачать файл
Рабочая программа по географии.

9 класс.
Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений (2011г.) и согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2011г).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.



Цели:

освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), ввиду введения дополнительных каникул в феврале месяце, рабочая программа уменьшена на 2 часа за счёт резервного времени.


В разделе «Население России» (10 часов), количество часов увеличено на 1 часов, за счёт времени из резерва, для изучения населения Мурманской области.

В разделе «Хозяйство России» (20 часов), количество часов увеличено на 5 часов, за счёт времени из резерва, для изучения отраслей хозяйства Мурманской области и обобщающего повторения в конце 8 класса.

Преподавание ведётся по УМК

Учебник А.И.Алексеев, В.В.Николина География: население и хозяйство России.

Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва «Просвещение» 2008



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ « ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»

(9 КЛАСС) 70 часов


Раздел программы

Количество по

программе


Предлагаемое количество часов

по рабочей программе








В т. ч. Региональный

компонент

ЛОбщий обзор России

8

8




Население России

10

11 (1ч. из резерва)

2

Хозяйство России

20

25( из резерва)


6

Районы России

20

20

1

Россия в современном мире

4

4

1

Резервное время

8







Итого:

70

68

10

Практические работы:

№1 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№2 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта/*/

№3 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№5 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№ 6 Анализ разных видов районирования России.

№7 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№8 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)

№9 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:



  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ.
География - способ познания окружающего мира.

История заселения территории России. Геополитическое и экономическое влияние России. Экономико- и политико- географическое положение России. Административно-территориальное устройство РФ.

Природа и человек. Природные условия и человек. Непосредственное и неопосредованное влияние природных условий на человека. Природные ресурсы России и их хозяйственная оценка.
РАЗДЕЛ 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.
Численность и размещение населения. Воспроизводство, естественное движение население. Миграции: внутренние и внешние. Современный демографический кризис в России, его причины и последствия.

Особенности расселения населения: их связь с природными зонами, историей заселения.

Урбанизация в России. Городские агломерации. Географические особенности расселения сельского населения. Трудовые ресурсы: неравномерность в обеспечении, занятость населения, проблемы безработицы.

Стадии развития расселения.

Многонациональность. Межнациональные проблемы. Разнообразие языков, культур, своеобразие быта и религии.

Население Мурманской области.

Практические работы:


РАЗДЕЛ 3. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.
Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Цикличность развития экономики в России. Особенности структуры хозяйства. Основные этапы развития хозяйства.

Характеристика межотраслевых комплексов:

- Научный комплекс

- Топливно-энергетический

- Электроэнергетика

- Металлургический комплекс

- Машиностроительный

- Химико-лесной комплекс

- Военно-промышленный

- Агропромышленный комплекс (АПК) Растениеводство

- Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

- Пищевая и легкая промышленность.

- Транспортный комплекс: сухопутный, водный, авиационный и трубопроводный)

- Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания.

Специализирующие отрасли Мурманской области: электроэнергетика, Металлургический комплекс, ОАО «Апатит» - крупнейшее в стране горно-химическое предприятие, Рыбная промышленность , транспортный комплекс, география рекреационного хозяйства в России. Рекреационный туризм в Мурманской области. Перспективы развития.

РАЗДЕЛ 4. РАЙОНЫ РОССИИ.
Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. Экологическое).

Характеристика районов:

- Центральный

- Центрально-Чернозёмный

- Северо-Западный

- Калининградская область

- Северный

- Северный Кавказ

- Поволжье

- Уральский

- Западная Сибирь

- Восточная Сибирь

- Дальний Восток

- по типичному плану: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, хозяйства, сельского хозяйства, развитие транспорта, экономические связи).



РАЗДЕЛ 5. РОССИИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 8 класс
241.25kb.
Рабочая программа учебного курса географии «География России. Хозяйство и географические районы»
573.79kb.
Рабочая программа по географии 8 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
260.62kb.
Программа по географии. 7 класс
85.92kb.
Рабочая программа по географии
91.08kb.
Приказ №169 от 29 августа 2013 г. Рабочая программа учебного предмета
156.65kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 класса учителя географии Ионовой Светланы Александровны
311.9kb.
6 класс Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли»
2235.5kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
1121.28kb.
Рабочая программа для студентов направления 03270068 «Филология». Магистерская программа «Компаративистика»
407.94kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 13 Криминалистика по специальности(направлению)
833.02kb.
Зав каф психологии: 2008 г рабочая программа
181.05kb.