Главная
страница 1
скачать файл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: литература

Класс: 8

Образовательная область: филология

Учебный год: 2013-2014

Р

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы



Нормативные документы

1.

Конституция РФ

2.

Закон РФ «Об образовании».

3.

Национальная доктрина развития образования.

4.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

6.

Программа по литературе для образовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной 5 – 11 классы (базовый уровень).Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 2008 год.

II. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 14-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 7-8 классах это освоение различных жанров фольклора, календарной обрядовой поэзии, исторических и лирических песен, народных преданий; продолжение знакомства с произведениями древнерусской литературы, стихотворных, прозаических и драматических произведение писателей 18, 19, 20 веков. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – литература и история, историзм творчества классиков русской литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа второго концентра рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч. в год).



III. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Древнерусская литература

2

Русская литература XVIII века

3

Русская литература XIX века

33

Русская литература XX века

18

Зарубежная литература

7

Резервные часы

2

Итого

68 часов



IV. Контроль реализации программы.

№ п/п

Тема

Кол. час.

Форма

1

Русская литература XIX века. Творчество А.С.Пушкина

1

к/р

2

Творчество М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина

1

к/р

3

Русская литература XX века

1

Домашнее сочинение

4

Творчество Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, А. Блока,

М.Горького, С.Есенина



1

к/р

5

Великая Отечественная война в литературе XX века

1

сочинение



V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я.

“Литература. 8 класс”



Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс, 2011 г.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.



Литература. 5-9 классы. Рабочие программы, 2011 г.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.






Дидактические материалы по литературе. 8 класс. К учебнику В.А. Коровиной "Литература.

8 класс", 2009 г.

Макарова Б.А.


CD-ROM (MP3). Литература. 8 класс. Фонохрестоматия с методическими рекомендациями, 2010 г.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.









Программы. Литература. 5-11 класс. Базовый уровень. 10-11 класс. Профильный уровень, 2010 г.

Коровина В.Я.









Доклады по литературе.

8 класс: к учебникам

В.Я. Коровиной, 2010 г.

Ганженко М.Б.









Литература. 8 класс. Методические советы, 2003 г.

Коровина В.Я., Збарский И.С



Календарно-тематическое планирование (68 часов)





Дата

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

Круг чтения

Тема К/р

1




Введение

1

Литература и история







2




Устное народное творчество

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

“Пугачев в темнице”

“Пугачев казнен”






3




Предания как исторический жанр русской народной прозы.

“О Пугачеве”, “О покорении Сибири Ермаком”




4




Древнерусская литература

2

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

“Житие Александра Невского”




5




“Шемякин суд” как сатирическое произведение XVII века

“Шемякин суд”




6




Русская литература XVIII века

3

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.

“Недоросль”




7




Анализ эпизода комедии

Д.И.Фонвизин «Недоросль».



“Недоросль”




8




Подготовка к домашнему сочинению “Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века”







9




Русская литература XIX века

33

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях.

Басни “Обоз”, “Лягушки, просящие царя”




10




И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

“Лисица и сурок”, “Тришкин кафтан”




11




К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева

Дума “Смерть Ермака”




12




А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и историческ. теме в лит-ре.

“19 октября”, “Туча”,”К***”




13




А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

“История Пугачева”




14




А.С.Пушкин. “История Пугачева” (отрывки)

“История Пугачева”





15




А.С.Пушкин. “Капитанская дочка” История создания.

“Капитанская дочка”




16




Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

“Капитанская дочка”




17




Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

“Капитанская дочка”




18




Пугачев и народное восстание в романе.

“Капитанская дочка”




19




Гуманизм и историзм Пушкина в романе “Капитанская дочка”

Подготовка к домашнему сочинению.

“Капитанская дочка”




20




А.С.Пушкин “Пиковая дама”. Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

“Пиковая дама”




21




Контрольная работа




“Творчество А.С.Пушкина”

22




М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.

“Мцыри”




23




М.Ю.Лермонтов. “Мцыри” Мцыри как романтический герой

“Мцыри”




24




Особенности композиции поэмы. Анализ эпизода ”Схватка с барсом”

“Мцыри”




25




Обучение сочинению “Анализ эпизода в поэме “Мцыри”.

“Мцыри”




26




Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя

“Ревизор”




27




Н.В.Гоголь. “Ревизор” как социальная комедия “со злостью и солью”


“Ревизор”




28




Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

“Ревизор”




29




Хлестаков. Понятие о “миражной интриге”

“Ревизор”




30




Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии.







31










Н.В.Гоголь. “Шинель”. Образ “маленького человека” в литературе.


“Шинель”




32




Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга.

“Шинель”




33




М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. “История одного города” (отрывок)

“История одного города” (отрывок)




34




Обучение анализу эпизода из романа “История одного города” .Подготовка к домашнему сочинению.







35




Контрольная работа




“Творчество Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина”

36




Н.С.Лесков. Слово о писателе Нравственные проблемы рассказа “Старый гений”

“Старый гений”




37




Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе “После бала”.

“После бала”




38




Мастерство Толстого в рассказе “После бала”

“После бала”




39




Нравственные проблемы повести Толстого “Отрочество”

“Отрочество”




40




Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова.







41




А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ “О любви” как история об упущенном счастье

“О любви”




42




Русская литература XX века

18

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа “Кавказ”

“Кавказ”




43




А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”

“Куст сирени”




44




Подготовка к домашнему сочинению

(по рассказам Лескова, Л. Толстого, Чехова, Бунина, Куприна)







“Что значит

быть счастливым?”



45




А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и ее истории.


стих-е “Россия”




46




С.А.Есенин. Слово о поэте. “Пугачев” – поэма на историческую тему.

“Пугачев”




47




Урок-конференция: “Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина, Есенина”.







48




И.С.Шмелев. Слово о писателе. “Как я стал писателем” – воспоминание о пути к творчеству.

“Как я стал писателем”




49




Журнал “Сатирикон”. Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи “Жизнь и воротник”,

Зощенко


“История болезни”




50




М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе “Пенсне”

“Пенсне”




51




Контрольная работа




“Творчество Л.Толстого, Чехова,

Бунина, Блока,

Горького, Есенина”


52




А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма “Василий Теркин”

“Василий Теркин”




53




Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме.

“Василий Теркин”




54




Композиция и язык поэмы“Василий Теркин”

“Василий Теркин”




55




А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе “Возвращение”

“Возвраще-ние”




56




Стихи и песни о ВОВ. Война в творчестве М.Исаковского,Б.Окуджавы

Л.Ошанина









57










В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа “Фотография, на которой меня нет”

“Фотография, на которой меня нет”




58




Сочинение




“ВОВ в лит-ре XX века”

59




Русские поэты о Родине, родной природе.







60




Зарубежная литература

7

У.Шекспир. Слово о писателе. “Ромео и Джульетта”

“Ромео и Джульетта”




61










Сонеты У.Шекспира. “Кто хвалится родством своим”

“Кто хвалит-ся родством своим и знатью”




62

63





Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство.

“Мещанин во дворянстве”




64




Дж.Свифт. Слово о писате-ле. “Путешествия Гуллив-ера” как сатира на государ-ственное устройство общества

“Путешест-вия Гулливера”




65




В.Скотт. Слово о писателе. “Айвенго” как исторический роман

“Айвенго”




66




Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года.







67

68








2

Резервные уроки







ИТОГО

68






скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа предмет: литература Класс: 8 Образовательная область: филология Учебный год: 2013-2014
216.41kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» на 2013 2014 учебный год
345.02kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре на 2013 2014 учебный год (базовый уровень) 11 класс екатеринбург
163.99kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
776.42kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» на 2013 2014 учебный год
291.46kb.
Рабочая программа по предмету Краеведческий модуль «Искусство» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
146.64kb.
Рабочая программа по истории 7 а,б (класс) Срок реализации программы: 2014\15 учебный год Рассмотрено на заседании
707.06kb.
Учебный план на 2013 2014 учебный год
142.45kb.
Рабочая программа на 2013 2014 учебный год учебного курса «Физическая культура» для 2 класса на базовом уровне умк «Школа России»
527.19kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса на 2012 -2013 учебный год Программа разработана на основе
279.01kb.
Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный год
89.28kb.
Рабочая программа д/о «Правовед» Карпушиной Полины Алексеевны Учителя истории и обществознания 2013-2014 учебный год
87.71kb.