Главная
страница 1
скачать файл
Наталия Валериевна Томилова, учитель-логопед

МДОУ ЦРР - детский сад №30

Пермский край, г. Чайковский

natam975@mail.ru

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Ранняя коррекция задержки речевого развития (ЗРР) детей становится все более актуальной проблемой специальной педагогики, как во всем мире, так и в России. Важнейшей причиной проблемы ранней коррекции ЗРР является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития речи неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют 40 % от всех рождающихся детей. Наши педиатры считают, что число детей с задержкой речевого развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.). К сожалению, изучение опыта работы различных учреждений показывает, что стимуляция развития и коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина). У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Для решения данной проблемы и полноценного развития малыша важным моментом является взаимодействие специалистов в системе коррекционно-развивающей работы.

Коррекция развития детей в ДОУ начинается с деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. Основная цель его - организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушениями речевого, психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет оказывается комплексная помощь детям раннего возраста с задержкой речевого развития в рамках дополнительного образования. Для этого в практике ДОУ используются разнообразные формы работы. Например, для детей раннего возраста с задержкой речевого развития работает кружок «Речецветик». Цель кружка: построение системы коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте и выравнивание речевого развития детей 2-3 лет с ЗРР. Разработан перспективный план на учебный год, включающий систему игровых упражнений, практических заданий и дидактических игр, направленных на формирование и коррекцию: общих речевых навыков, слухового восприятия и понимания речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики, лексического и грамматического минимума. Занятия проводятся 2 раза в неделю и носят интегрированный характер. Ключевая позиция в организации занятий кружка принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, консультативная, организационно-методическа, координирующая, контрольно-оценочная.

Учитель-логопед объединяет и координирует деятельность педагогов: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, родителей. Все специалисты ДОУ хорошо знают особенности речевого развития детей раннего возраста.

Воспитатели. Решая задачи кружка, в планах учебно-воспитательной работы ежедневно отводится время для проведения логочаса, в содержание которого включаются артикуляционная и пальчиковая гимнастика, подвижные игры, логопедические пятиминутки в соответствии с планом и рекомендациями логопеда. Это позволяет воспитателю наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

Инструктор по физической культуре. Немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений, особенно у детей раннего возраста с ЗРР, имеет двигательная активность ребенка. Чем она выше, тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Инструктор физического воспитания развивает общую моторику на физкультурных занятиях. Например, при обучении бегу в разном темпе инструктор применяет подвижную игру «Походи и побегай» и параллельно решает речевые задачи: договаривание детьми фраз (Как самолет гудит? – У-у-у. Как заводится мотор? Жу-жу-жу. Как мотор выключается? Ш-ш-ш). В игре «Быстрее-медленнее» - формирование глагольного словаря. В игре «На горку» - фразовая речь и др.

Музыкальный руководитель. Важное место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это является одним из самых эффективных методов развития не только музыкальности, но и становления речи ребенка. В ДОУ музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия с детьми, имеющими задержку речевого развития, используя методические разработки М.Ю.Картушиной.

Для примера взаимодействия специалистов даны выдержки из перспективного плана кружка.





Месяц,

Неделя


Форма работы

Лексическая тема, словарь.

Развитие

общих

речевых навыков

Артикуляционная моторика

Развитие слухового

восприятия, внимания,

памяти

Развитие

грамматики



Развитие

мелкой и общей

моторики

Развитие

графических

навыков

Задания для

воспитателей и

родителей


Октябрь

II

Путешествие в осенний сад.



Осень

Словарь:


осень, листья, листопад, деревья, цветы, трава, ветер, зонт, лужи, холодная, желтеют, красивая, падают, сыро, грязно похолодало, засыхают...

«Кап - кап»



1.«Белочка грызет орешки».

2. «Почистим зубки».

3. «Очень вкусная ягодка».

4. «Ветерок (у-у-у)».

5. «Лошадка».


«Кап – кап и куп - куп»

1.«Что бывает осенью?»

2.«Один - много».

3.«Осенние листья». (лото)


1.«Ямки».

2.П/игра «Дождик».




Замкнутая кривая: лужа, туча.

Вертикальные штрихи: дождь.

Горизонтальная линия – веревка для сушки белья


Разучивание стихов, потешек, п/игр по лексическим темам.

«Осень».


«Льет дождь, холодный…

Октябрь
IY

Развлечение

«В огороде заинька».



Овощи

Словарь: морковь, помидор, лук, капуста, картошка, горох, огурец, жёлтый, зеленый, красный, сочный, вкусный, полезный, твердый, мягкий, гладкий, расти, брать, мыть, чистить, копать, срывать, нарезать, варить…



«Подуем на горячую картошку».

1.«Толстячок - худышка».

2.«Лопатка».

3.«Копаем картошку».

4.«Ровная грядка в огороде».

5.«Лошадка».


«Что звучит в коробочке».

1. «Загадки Зайца».

2.«Поваренок».

3. «Один - много».

4. «Назови ласково».




1.Массаж ладошек

(прокатывание колючего мяча – ежика между ладошками).

2.П/игра «Собираем урожай».


Две горизонтальные линии: грядки.

Замкнутая кривая: картофель.



«Огород»

М. Ходякова



Ответственные




Логопед, воспитатели

Логопед, инструктор физического воспитания

Логопед, воспитатели

Логопед, музыкальн. руководитель

Логопед, воспитатели

Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор физ.восп.

Логопед, воспитатели



Перспективный план коррекционной работы кружка «Речецветик» для детей 2 – 3 лет

Взаимосвязь с родителями, имеющих детей с задержкой речевого развития, в ДОУ осуществляется разными методами, но наиболее эффективными оказались: школа «Первые шаги» и «Музыкальная гостиная», цель которых – совершенствование системы совместной деятельности родителей и специалистов ДОУ, направленной на речевое, физическое и музыкальное развитие ребенка. В течение учебного года один раз в месяц специалисты проводят занятия по обучению родителей взаимодействию со своим малышом, учат их ориентироваться в проблемах развития ребенка, совместно находят практические способы разрешения этих проблем. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются: практикумы «Игры, которые лечат» – ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания, «В отпуск с малышом» – с играми во время проведения совместного отпуска. Эффективен семинар – практикум «Малыш и речь»: 1). Сообщение из семейного опыта «Как я учу малыша говорить» – создание условий для речевого развития ребенка в семье. 2). Совместное изготовление пособий для речевого развития детей (звуковые дорожки, куклы и мячи - самоделки; панно «Живые звуки и т. д.»). В Школе использовались групповые консультации, тренинги, совместные с детьми праздники и развлечения. В «Музыкальной гостиной» популярными были совместные музыкальные занятия; цикл консультаций «После трех уже поздно»: «Ваш музыкальный ребенок», «Берегите голос ребенка», «Музыкальная игра как средство развития ребенка» и др.; практикум «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!» - цель которого раскрытие особенностей музыкального развития детей раннего возраста и его влияние на речь.

Анализ результатов итоговой диагностики речи детей группы риска показал положительную динамику речевого развития детей.

Таким образом, совместная деятельность специалистов и родителей в коррекционной работе с детьми позволила достигнуть положительной динамики в речевом развитии детей.



Литература:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить./С-Пб 2004

  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать./С-Пб 2003

  3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития./С-Пб 2004

  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет.)/ М., 2007

  5. Копылова Л.В., Перетягина А.Г., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития/ Пермь, 2007

  6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления./М.,2000

  7. Сборник «Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской республике: научно-практический поиск инновационного подхода»/ Ижевск 2009
скачать файл



Смотрите также:
Ранняя коррекция задержки речевого развития (зрр) детей становится все более актуальной проблемой специальной педагогики, как во всем мире, так и в России
84.23kb.
Проблема сосуществования разнообразных религиозных и нерелигиозных форм устройства жизни в современной России с каждым годом становится все более острой и актуальной
33.97kb.
Насилия и агрессивности становится все более актуальной в нашем обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание, а в школе за лидерство
34.7kb.
История педагогики и андрагогики
81.85kb.
В телевизоpе пpо романтические отношения все говоpят положительно. А как до дела доходит, так им всем сpазу подавай и дублёнку, и канаpы, и очеpедной какой-нибудь писк моды. А если взглянуть на пpоблему более pационально
27.21kb.
Состав и выступления участников международного форума ярко продемонстрировали, что несмотря на отдаление исторических событий Второй мировой войны, тема Холокоста становится все более актуальной и живой
27.96kb.
Рациональная организация питания детей дошкольного возраста является проблемой большой государственной важности
33.64kb.
Моё эссе о Сталине, это одна из попыток сопротивления лживой пропаганде, распространяемой сегодняшней российской и европейской «образованщиной»
383.18kb.
Русские учёные отодвинули завесу непознанного, внеся свою лепту в эволюцию научной мысли во всем мире. Многие великие русские учёные
107.93kb.
Бразилия известна во всем мире как страна футбола и самбы, сказочно-красивого города Рио-де-Жанейро и непроходимых джунглей, и, конечно, самых зрелищных карнавалов
94.97kb.
Консультации для педагогов Коррекционная работа с детьми
511.72kb.
Моду в эти годы определяли военные события, происходившие в мире, поэтому часто моду 40-х еще называют военной модой. Рассмотрим ее более пристально
27.93kb.