Главная
страница 1
скачать файл
Материалы по теме

«Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации»
к областному семинару

«Современные технологии образования»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №3» А.М. Пустовалова

Юбилейный

2011 г.


Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы , делом общественной важности. Отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке. Мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

Что же такое домашнее задание? Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника, это пример решения проблемной ситуации во внеурочное время. Без домашнего задания невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала.

Выделяют шесть главных целей домашнего задания.

1. Усвоение фактического материала (закрепление знаний и навыков, полученных на уроке).

2. Усвоение знаний в системе (выделение наиболее существенных понятий или закономерностей, определение последовательности событий).

3. Формирование обобщения (сравнение, анализ, синтез).

4. Применение знаний (практические работы, позволяющие установить тесную связь между теорией и практикой).

5. Контроль знаний учащихся.

6. Нравственное воспитание учащихся.

Выделяют следующие виды домашних заданий.

1. Задания, направленные на развитие знаний, умений и навыков:

- заучивание материала учебника и его пересказ;

- группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению;

- осознание последовательности отдельных фактов и положений;

- ответы на специально поставленные вопросы учителя;

- подготовка к ответу по заданию и плану, данным учителем;

- выделение в тексте основного и второстепенного материала;

- постановка опытов;

- практические работы, решение качественных задач;

- решение задач, связанных с материалом предыдущего урока;

- работа над ошибками;

- письменные ответы на вопросы.

2. Задания, направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников:

- сочинение;

- самостоятельное составление задач;

- домашние контрольные работы;

- решение нетипичных и нестандартных задач;

- изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание практически всегда побуждает к диалогу, так как у учащихся часто могут возникать проблемные ситуации при выполнении заданий дома:

- соблюдение орфографического режима;

- выполнение упражнений (с чего начать, что надо выполнить, как проверить).

Монолог учащегося, выполнявшего задание дома, переходит в диалог с учителем на уроке.

Очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся. Сообщать или проверять домашнее задание нужно тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Например:



Пример 1. (Подводящий диалог)

На этапе актуализации знаний на уроке русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» при проверке домашнего задания учитель говорит:

- В домашнем упражнении нужно было списать текст и подчеркнуть в нем все знакомые орфограммы. (упр.7, стр. 99).

- Какие сложные слова встретились вам в тексте?

- Какие орфограммы вы подчеркнули в слове водохранилище?

Дети отвечают: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, сложное слово, так как в нем два корня.

- Как проверили безударную гласную? Подберите однокоренные слова.

Если дети сами не называют слово водопровод, его предлагает учитель.

Водохранилище, вода, водный, водопад, водолаз, водоем, водосток, водокачка, водопровод.

- Какой корень в слове водопровод?

Возникает проблемный вопрос, мнения детей расходятся.

- Какой смысл имеет корень –вод-?

Все, что связано с водой, вода - жидкость.

- А в слове провод какой корень? Как определить корень? Какой смысл имеет этот корень?

- Действие, движение.

- Подберите однокоренные слова с корнем –вод- .

Водить, проводить, приводить, заводить, переводить, наводить.

Подбирая однокоренные слова, дети приходят к выводу, что про- это приставка с безударной гласной. Учащиеся удивлены тем, что в сложном слове после корня может быть приставка.

- Какая же тема нашего урока сегодня, догадались?

Дальше ведется работа по новому материалу «Безударная гласная в приставке».

Пример 2. (Побуждающий диалог)

Урок математики в 3 классе. «Деление на однозначное число» (случаи с нулем в частном).

Дома дети решали задачи в «блиц-турнире». Учитель предлагает подставить в одну из задач вместо буквенных обозначений числовые. (Х=428)

Торт стоит а рублей, а пирог в 4 раза меньше. На сколько торт дороже, чем пирог?

428:4=17 428:4=122 428:4=107

- Почему получились разные ответы? Никто не может ответить. Возникает ситуация интеллектуального разрыва. Как решали? Как надо действовать по алгоритму? Сколько цифр будет в частном?

Чем будем заниматься сегодня на уроке?

Пример 3.

На этапе рефлексии знаний. Урок русского языка в 3 классе. Тема урока «Непроизносимые согласные».

Дома дети выполняли задание , в котором надо было вставить пропущенные буквы.

Учитель: -Выберите из домашнего упражнения слова , которые подходят к сочетаниям звуков в транскрипции на доске.

рц сн зн ст

- Почему вы выбрали разные слова? Воспользуйтесь подсказкой (на доске открываются буквосочетания рдц стн здн вст.

Сердце, крестная, участливый, интересно, прекрасные, праздник, знакомые, чувства, здравствуй, настольный.

Какую орфограмму мы проверяем в названных словах? Почему же непроизносимые гласные так называются?

Они не произносятся, в таких словах букв больше, чем звуков.



Выводы

Домашнее задание можно дать по любому предмету в любом разделе программы и на любом уроке.

Домашнее задание, как и все педагогические мероприятия, должно служить развитию личности учащегося.

Домашнее задание – одно из звеньев цепочки, которое ведет учащегося к успеху, повышает учебную мотивацию.



Домашнее задание – это диалог учащегося с самим собой, с книгой, с родителями, с учителем.
скачать файл



Смотрите также:
Семинару «Современные технологии образования»
53.44kb.
Публикация в сборнике «Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
351.65kb.
«Современные технологии естественно-научного цикла в высшем образовании Германии» по следующим направлениям
18.48kb.
Проектирование и реализация программ в технологии «абстрактных типов данных»
142.72kb.
Современные педагогические технологии в воспитании детей дошкольного возраста
85.31kb.
Секция: «Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников». Самореализация личности младшего школьника в жизнетворческом пространстве моу лицей №57
43.22kb.
Современные технологии в работе с одаренными детьми
148.05kb.
Сетевые компьютерные технологии
14.74kb.
Современные образовательные технологии
2344.9kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Вакуумно-плазменные процессы и технологии
164.88kb.
Чернякова Е. В., ШумаевВ. А
70.61kb.
«современные компьютерные информационные технологии»
89.06kb.