Главная
страница 1
скачать файл
ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ1

В.А. Чернов, доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм»

Исследование зарубежного опыта подготовки специалистов для сферы туризма, изучение основных моделей и содержания туристского образования на Западе показывают, что они успешно могут и должны использоваться в России.

Использование этого опыта приобретает новое значение в связи с так называемым Болонским процессом – формированием открытого общеевропейского пространства высшего образования2.

История вопроса довольно-таки проста. В 1999 году, совсем недавно, министры, ответственные за высшее образование 29 стран, подписали декларацию, куда Россия, конечно, еще не входила. Но, если говорить более точно, сам процесс начался с 1998-го года после так называемой Сорбонской встречи, где представители четырех государств - Франции, Германии, Италии и Англии договорились объединить усилия. И ровно через год они собрались в Болонье на праздновании в честь 900-летия старейшего университета в Европе и заключили эту декларацию3.

Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию на совещании министров образования стран Европы, которое состоялось 18-19 сентября 2003 года в Берлине, вместе с Албанией, Андоррой, Боснией и Герцеговиной, Ватиканом, Сербией и Черногорией, Македонией. В настоящее время количество европейских государств, присоединившихся к Болонскому процессу превышает 40 стран.

Министры по высшему образованию из 33 Европейских стран встретились в Берлине, чтобы обсудить достигнутые результаты и по-новому расставить приоритеты на предстоящие годы с тем, чтобы ускорить процесс построения Европейского пространства высшего образования. Они достигли договоренности по следующим положениям, принципам и приоритетам:



  • дальнейшее развитие систем обеспечения качества на институциональном, национальном и Европейском уровнях, необходимость развития общепризнанных критериев и методологий по обеспечению качества;

  • приверженность двухуровневой системе в Болонской Декларации, которая приводит к всесторонней реструктуризации Европейской системы высшего образования, необходимость разработки структуры сопоставимых и совместимых квалификаций для систем высшего образования, цель которой заключается в описании квалификаций с точки зрения учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля;

  • мобильность студентов, ППС и руководителей является основой для создания европейского пространства высшего образования и важной для академической, культурной, а также политической, социальной и экономической сфер;

  • роль Европейской системы перезачета кредитов European Credit Transfer System (ECTS) в развитии студенческой мобильности и международного измерения в учебном плане;

  • признание степеней на государственном уровне: принятие системы четких и сопоставимых степеней;

  • признание главной роли вузов и студенческих организаций в развитии Европейского пространства высшего образования, необходимость наделения учреждения полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать решения по вопросам внутренней организации и управления;

  • разработка дополнительных модулей, курсов и учебных планов с европейским содержанием, ориентацией или структурой, развитие и соответствующие меры по обеспечению качества интегрированного учебного плана, по завершении которого студенты имеют возможность получить два диплома, программы совместных дипломов должны включать длительный период обучения за границей, а также включать языковое разнообразие и интенсивную языковую подготовку с тем, чтобы студенты могли полностью социализироваться в общеевропейском пространстве и при этом сохранить свое своеобразие;

  • управление международными обменами в высшем образовании должно осуществляться на основе академического качества и академических ценностей, поддержка сотрудничества с регионами со всего мира в форме проведения Болонских семинаров и конференций для представителей этих регионов;

  • расширение возможности непрерывного обучения на уровне высшего образования, включая признание предыдущего обучения4.

Россия быстрыми темпами входит в Болонский процесс, встречая на своем пути, как союзников, так и противников. Этот процесс в Европе проходит медленнее, чем в России, но и в «старой, доброй матушке» Европе, которая консервативнее России, находится немало противников и сомневающихся.

Необходимо признать, что Болонский процесс – это вопрос конкуренции Европы с Америкой. Европа в последнее десятилетие начала проигрывать. Цифры: в Америке сейчас более 650 тысяч иностранных студентов. Во всей Европе не наберется и 250 тысяч, из которых 140 – в Великобритании, остальные – в континентальной Европе. А что это означает – "транснациональное образование"? Студент платит, во-первых, за свое обучение, он живет, кушает, он покупает одежду, он участвует в экономике той страны, в которой он живет. И таким образом, получается, что только от одних иностранных студентов США получает такую сумму денег, которая превышает сумму бюджета, которая тратится на образование в России5.

Доводы противников интеграции с Европейским образованием в основном сводятся к тому, что наше образование признано одним из лучших в мире, и оно не должно подстраиваться под другую систему, иначе все лучшее можно растерять, как было потеряно в других отраслях экономики и социальной сфере. Конечно, невозможно представить бакалавра по инженерным или медицинским специальностям – это будут «недоинженеры6» или «недомедики». Безграмотность врачей, инженеров очень дорого обходится обществу. Следует учесть, что во Франции, в Тулузе, созданные давным-давно высшие технические школы не будут переведены на двухступенчатость. Европа оценивает, что процентов 15-20 в образовании останется не ступенчатыми, а 80-85% перейдут на двухступенчатую. Это будущие лингвисты, экономисты, юристы, более того, математики, физики, то есть, все университетское образование может быть двухступенчатым, и ничего плохого здесь нет.

Согласно положениям Болонской декларации степени бакалавра можно достичь за три года обучения, а перейти на следующую ступень магистра – за год. Но в Европе 12-летняя школа, и в большинстве стран в течение двух лет профильные классы, в отличие от российского 10-летнего общего образования.

Для обеспечения мобильности студентов, преподавателей необходима унификация специальностей, специализаций, квалификационных требований, учебных программ, образовательных стандартов. Во многих европейских странах не существует никаких образовательных стандартов. И те, которые в настоящее время вводятся, устанавливают некий средний уровень, который значительно ниже, чем в элитарных вузах. Поэтому понятны опасения академической общественности именно этих вузов. Не должно быть усреднения для элитного образования, есть разные философские школы: есть питерская, есть московская школа, есть школы физиков или математиков, в противном случае лучшее и все разнообразие будет утеряно. Но проблема стандартов довольно глубока. В Великобритании три графства – три разных стандарта. В Америке 50 штатов – 50 разных стандартов.

Интеграция в мировое сообщество необходима, как в экономическое пространство, так и в образовательное, культурное и другие сферы жизнедеятельности. Иначе даже с самым лучшим в мире советским образованием, советские дипломы не признавались даже в африканских странах.

Что касается высшего туристского образования в России, то оно не имеет еще и двадцатилетней истории, оно находится еще в стадии развития и пока отстает не только от мирового, но и от потребностей современного туристского рынка.

Базовую подготовку специалистов туристской отрасли только в Москве ведут около 70 высших и средних специальных заведений, переподготовку и повышение квалификации – более 100 организаций. Около 300 вузов страны имеют специальность или специализацию в области индустрии туризма7. Однако такая подготовка идет в отрыве от научно-обоснованного прогноза потребности в туристских кадрах, которого до сих пор нет, а темпы совокупного объема подготовки специалистов в области туризма несоизмеримы с прогнозируемым туристским развитием.

Подготовкой кадров для туристской отрасли в нашей стране занимаются в основном высшие учебные заведения, в меньшей степени колледжи, и почти не существует училищ, которые бы готовили для отрасли рабочий персонал. Получается эффект «перевернутой пирамиды», выпускаем много управленцев, которые не востребованы на рынке в таком количестве, так как управлять некем, нет кадров с конкретными навыками выполнения определенных технологических операций. Практика развитых стран показывает, что соотношение персонала в туризме с высшим и средним профессиональным образованием должно составлять один к пяти.

Для туристской отрасли и образования выходом из данной ситуации будет введение двухуровневого образования: бакалавр-магистр. Это позволит сократить время и средства на подготовку специалиста с высшим образованием, который будет востребован на рынке, и, если, этот специалист в дальнейшем изъявит желание в дальнейшем повысить свое образование, он всегда может вернуться в вуз.

Европейский опыт туристского образования способен вывести российское образование на мировой уровень, что позволит устранить те перекосы в развитии туризма в России, которые ведут к снижению вклада туризма в экономику страны. В то время как американская система начиналась с верхней ступени (университетской), европейская система поднялась снизу: от технического работника через технического специалиста к университету.

К 80-м годам прошлого столетия в Европе сложились и мирно сосуществовали три системы профессиональной подготовки кадров для гостиничной индустрии и туризма:

1. Немецкая система, основанная на ученичестве, за 3 года дает молодым специалистам солидную базу навыков. Затем молодой специалист работает не менее двух лет на различных предприятиях в целях ознакомления с другими методами работы. После этого он может посещать в течение двух лет гостиничную школу в целях самосовершенствования по таким дисциплинам, как организация и управление, работа с кадрами, бухгалтерский учет, контроль. Эта система готовит практиков с четкой операционно-производственной ориентацией.

2. Английская система базируется, в основном, на обучении в аудитории. Профессиональная подготовка начинается с более высокого уровня и остается почти исключительно теоретической: организация, управление, питание, гигиена. Стажировки являются дополнением. Такое образование ориентировано в большей мере на те сферы, где осуществляется управление, организация, контроль, чем на операционные посты.

3. Французская система сочетает в себе обе предыдущие системы на всех уровнях с самого начала. Она соединяет в себе последовательность обучения в школе и стажировок как в целях подготовки кадров среднего звена, так и практиков низкой ступени.

Крутой поворот 1960-80-х годов в сторону массового развития туризма, его диверсификация и, особенно, индустриализация оказали глубокое влияние на образование в области гостиничного бизнеса и туризма во всей Европе. Приход на рынок международных гостиничных сетей, развитие ресторанного обслуживания на предприятиях и различных форм общественного питания, необходимость адаптации к методам, системам и процедурам производства, распределения и управления и к новым технологиям, а также появление поколения «лидеров», ищущих «агрессивных менеджеров», - все эти явления стали своеобразным вызовом для школ гостиничного бизнеса8.

При всем видимом разнообразии форм профессиональной подготовки для сферы туризма и гостеприимства в европейских странах легко определяется их постепенное сближение по нескольким основным направляющим:


  1. Чередование теории, которая преподается в аудитории или лаборатории (живые языки, науки, технологии), и практики, которая проходит в школьной мастерской или непосредственно на производстве, в форме ученичества на предприятии либо стажировки, предусмотренной учебной программой. Соотношение теории и практики по времени на всем протяжении обучения – от базового до университетского уровня – в европейских школах варьируется в среднем от 50 % для базового уровня до 10 % для руководящего персонала.

  2. В соответствии с новой типологией рабочих мест Международного бюро труда (BIT) принята трехуровневая структура образования:

  • базовый уровень квалифицированный служащий,

  • средний уровень технический специалист,

  • высший уровень старший технический персонал, управляющий
    или менеджер в зависимости от предприятия и страны.

К этим трем уровням почти во всех странах прибавляется теперь университетский, не всегда сформированный на базе предыдущего уровня, но практически постоянно поддерживающий с ним связь.

Это взаимодействие «технологическая школа гостиничного бизнеса – университет» все еще остается европейской особенностью.



  1. Сосредоточение при школе приспособленных помещений, профессионального оборудования и учебных инструментов – в том числе, мастерские для практики (кухни, оборудованные для обучения и для реальной работы, бары, рестораны, гостиницы), лаборатории и технологические залы.

  2. Непрерывное расширение и обновление преподаваемых дисциплин, адаптированных для каждого уровня профессиональной подготовки:

  • экономика, право, управление, организация, маркетинг, финансы, стратегия;

  • науки и технологии;

  • туризм, культура, наследие, коммуникации, межкультурное общение, живые языки.

  1. Растущая гибкость темпа и последовательности обучения: неполный учебный день, прерывание и возобновление обучения, образование по телевизору, организация обучения в форме накапливаемых «кредитов». Цель – повышение квалификации в любом возрасте и на протяжении всей жизни.

  2. Забота о подготовке мастеров в системе профессионального и технического обучения. Когда государство, несущее ответственность бессильно, тогда заботу о ней берут на себя сами школы.

Сближение всех форм образования в Европе в рамках развития и интернационализации индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса потребовало найти реальное соответствие между требованиями рынка и существующим образованием на европейском уровне. Поэтому еще в 1988 г. задолго до Болонской декларации 20 ведущих европейских школ гостиничного бизнеса создали ассоциацию ЕВРОДИП (европейский диплом), чья основная задача – выдача 2-х дипломов:

  • европейского диплома технического работника,

  • европейского диплома менеджера гостиничного бизнеса.

Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО – с 1975 года Всемирная туристская организация) с момента своего создания уделяет большое внимание образованию и растущим потребностям в профессиональных кадрах. По его рекомендации в 1969 г. в Ницце учреждена Международная ассоциация в поддержку образования в сфере туризма (AMFORT – с 1998 г. AMFORHT) специальная организация, которая занимается изучением, распространением образования в туристской сфере и содействием профессиональной подготовке кадров для туризма. В январе 2003 г. в Париже на ежегодном форуме Ассоциации было принято решение о создании регионального отделения АМФОРТ для России и стран Восточной Европы9.

Приказом Министерства образования РФ в 2004 году был введен в действие как экспериментальный новый государственный образовательный стандарт «Туризм» (230800), в котором уже предусмотрена трехступенчатая подготовка (бакалавр, специалист, магистр), как переходная модель между российской системой образования и рекомендациями Болонского соглашения. Так получилось, что только Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова сумел вовремя его апробировать и в соответствии с приказом организовать набор и обучение студентов. Остальные 30 вузов (они определены приказом) начали реализацию стандарта только в 2005 году10.

Данным стандартом впервые введена самостоятельная специальность «Туризм», до этого он существовал в виде специализаций в 17 специальностях.

Стандартом предусмотрены возможность поэтапного получения образования, значительное увеличение часов, выделяемых на производственную практику.



Туристская отрасль предъявляет к туристскому образованию серьезные требования, выполнить которые можно только при реальной поддержке не только самого бизнеса, но и государства используя передовой опыт европейского туристского образования.

1 Для цитирования: Чернов, В.А. Туристское образование в контексте мировой интеграции // Педагогические технологии : сб. науч. тр. преподавателей-слушателей ИПК ДВГУПС / под общ. ред. Л.П. Лазаревой. – Хабаровск : изд-во ДВГУПС, 2006. – С. 42-49.

2 Т.И. Власова, Н.Г. Попов. Состояние и проблемы высшего профессионального образования в туризме // Труды академии туризма: Сб. науч. тр. Вып. 5. – СПб.: Невский Фонд, 2003. – С. 236-237.

3 Из интервью радио «Свобода» В. Чистохвалова, доцента кафедры сравнительной и образовательной политики Российского Университета Дружбы Народов, члена Европейского общества сравнительного образования

4 См. «Понимание Европейского пространства высшего образования».
Коммюнике Конференции Министров по высшему образованию
Берлин, 19 сентября 2003 года

5 Данные из интервью В. Чистохвалова

6 По меткому выражению В.А. Садовничего, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова

7 Из выступления проректора МГУ им. М.В. Ломоносова В. Кружалина 28.02.2005 г. в Совете Федерации за круглым столом по теме «Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма».

8 См. Белая книга. Еврообразование / ЕВРОДИП. – М. : Стратегия, 2003. – 56 с.

9 Семенова, Л.А. АМФОРТ и ЕВРОДИП: новые перспективы российского туристского образования // Туристский форум: Квартальновские чтения. Москва, 20-22 февраля 2006 г. – М. : Советский спорт, 2006. – С. 265. (Научный альманах. Вып. 2).

10 См. Кадры для отрасли. Настало время кардинальных перемен // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005, № 7. – С. 20.
скачать файл



Смотрите также:
Туристское образование в контексте мировой интеграции
116.15kb.
«Европейская валютная система. Европейский валютный союз как форма европейской валютной интеграции»
109.39kb.
Экономической интеграции
4217.62kb.
О подготовке студентов к тестированию по дисциплине «Русский язык и культура речи» // Образование в контексте современного развития мирового общества: Материалы Международной научной конференции
64.03kb.
Направление: Педагогическое образование профиль: Магистерская программа: "Иностранные языки в контексте современной культуры"
234.3kb.
Академические программы для школьников (11 лет и старше) Великобритания и Северная Ирландия
70.66kb.
Вопросы соотношения и взаимодействия международного права и правовой системы России приобретают особое значение в контексте процессов интеграции и глобализации
222.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история» Направление подготовки бакалавра 210100-электроника и наноэлектроника
341.49kb.
Практическое применение языка xml в задаче интеграции бизнес-приложений
111.53kb.
Наиболее значимые новеллы федерального закона от 27. 12
331.78kb.
"Наша сила в единстве" Курс на углубление интеграции тюркоязычных стран будет продолжен Расим мусабеков
57kb.
4. Валютные отношения в мировой экономике
789.62kb.