Главная
страница 1
скачать файл
МОУ «СОШ№9 Волжского р-на

г. Саратова. Горшенина Т.С.

УРОК

ПО ТЕМЕ: «КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

НОЯБРЬ 1942 - ЗИМА 1943 гг.»

Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.

Задачи урока: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградских битвах;

обсудить сущность понятия «коренной перелом»;

сравнить Сталинградскую и Курскую битвы;

оценить роль Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и ее союзниками;



Основные понятия и термины: коренной перелом в войне, второй фронт, Курская дуга.

Важнейшие события и даты: 19-21 ноября 1942г. контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.

31 января-2 февраля 1943г. капитуляция немецких войск под Сталинградом.

Июль 1943г. битва на Орловско-Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Ноябрь 1943г. освобождение Красной армией Киева. Встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране.



Исторические персонажи:

- Н.В.Ватутин.

- К.К.Рокоссовский.

- А.И.Еременко.

- М.Е.Катуков.

- Ю.Б.Левитан.

- В.С.Гроссман.( «Направление главного удара»)

- К.М.Симонов.(«Дни и ночи»)


Оборудование: использование ИКТ для показа карты «Великая Отечественная война», схемы таблиц «Конференции антигитлеровской коалиции», «Основные события на советско-германском фронте».

Видеоряд: «Курская дуга», «Сражение под Прохоровкой», «Идеология, культура и война».

Ход урока



I. Проверка домашнего задания.

Тест. Выберите верный ответ.

1. В чем заключались причины крупных неудач Красной армии в первые месяцы войны?

а) Нападение Германии было внезапным;

б) Советские солдаты не желали сражаться за сталинский режим;

в) Войска не были приведены в боевую готовность;

г) Отсутствовали опытные командные кадры.

2. Кто был назначен Верховным главнокомандующим 8 августа 1941г.?

а) Г.К.Жуков.

б) И.В.Сталин.

в) С.К.Тимошенко.

г) С.М.Буденный.

3. Каково главное содержание приказа Ставки № 270 от 16 августа 1941г.?

а) Улучшение материального обеспечения семей погибших воинов;

б) Установление персональной ответственности командиров Красной армии за большие людские потери;

в) Объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей;



4. Кому принадлежат слова, сказанные солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!»?

а) Е.И.Панфилову.



б) В.Г.Клочкову.

в) Г.К.Жукову.

г) И.В.Сталину.

5. В чем состоял стратегический план советского командования в летней кампании 1942г.?

а) Ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях;

б) Уход в глухую оборону по всей линии фронта;

в) Тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории;

6. Чем закончилась весной 1942г. наступление войск Юго-Западного фронта на Харьков?

а) Окружением немецких войск;

б) Освобождением Северного Кавказа;

в) Окружением двух советских армий;

г) Разгромом немецкой группировки.



7. «Ленд-лизом» в годы Второй мировой войны называли:

а) Систему передачи взаймы или аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия, союзником по антигитлеровской коалиции;

б) Обязательства Англии и США открыть второй фронт;

в) Совместную англо-американскую декларацию;

г) Систему оплаты военных поставок.

8. Приказ № 227 от 28 июля 1942г. получил известность в Красной армии как приказ:

а) «Смерть оккупантам»;



б) «Ни шагу назад !»;

в) «Против трусов и дезертиров»;

г) «Только вперед!»

9. Кто из советских военачальников командовал 62-й и 64-й армиями, непосредственно оборонявшими Сталинград?

а) А.И.Родимцев и Д.Д.Лелюшенко;

б) М.Е.Катуков и К.С.Москаленко:

в) В.И.Чуйков и М.С.Шумилов.



II. Изучение нового материала.

План.

1.Разгром фашистских захватчиков под Сталинградом.

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.

3.Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

4.Идеология, культура и война.

Вопросы плана

1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.

Выступление учащихся с заранее подготовленным сообщением – презентацией «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».

В течение урока учащиеся продолжают заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте».



Этапы

Даты

Сражения

События

Результаты и значения
















Вариативные задания учащимся:

Вариант I. Объяснить, какую роль сыграли в Сталинградской битве г. Калач-на-Дону и Котельниково.

-Операция по контрнаступлению под Сталинградом получило название «Уран». Объясните, почему только 19 ноября 1942г. началось наступление северо-западнее Сталинграда силами Юго-Западного и Донского фронтов?



Вариант II. Сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах. Учащиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941г.» и «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.».

Вариант III.В своей книге «Сражение века» В.И.Чуйков задаётся вопросом, почему

А. Гитлер, вопреки заданной тактике и стратегии, стремился завоевать весь город (Сталинград), который уже был разрушен до основания.

В.И.Чуйков рассуждает: «Остановил его (Гитлера) у своих стен Ленинград, задержала Одесса, Киев, Севастополь. Москвы он не штурмовал, он был побит на ее ближайших подступах. А.Гитлер бросает на Сталинград вооруженный воздушный флот и лучшую армию…

Преимущества Гитлеровской военной машины утрачены… штурм, уличные бои в городе лавров победителя ему не принесут, это будет « пиррова победа». Потери невозместимы, немецкие войска потеряли свою маневренность, танковые соединения – ударную силу. Октябрь был провалом немецкой тактики и стратегии».

- Укажите свою точку зрения по вопросу, который беспокоил В.И.Чуйкова?

2.Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.

Рассказ учителя с опорой на карту и видеоряд «Курская дуга».

От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале-апреле 1943г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижение Красной армии; отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять в кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление – операцию «Цитадель» - на Курском участке фронта.



Учитель рассказывает о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

5 июля 1943г. – 12 июля 1943г. – оборонительный этап;

15 июля 1943г. – 28 августа 1943г. – наступление Красной армии.

Предоставляется слово учащимся с подготовленным сообщением – презентацией «Танковое сражение под Прохоровкой».

Характеризуется второй этап Курской битвы:

- контрнаступление Красной армии на Орел (15 июля-23 августа) и Харьков (3-23 августа) привело к освобождению этих городов, поражению вермахта;

освобождение левобережья Днепра.



Беседа:

- Внимательно рассмотрите карту и определите, в чем преимущество Курской дуги для разворачивания наступления с обеих сторон.

- Опираясь на карту, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.

- Подумайте, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?

- В первом этапе сражения участвовали партизанские отряды, развернувшие «рельсовую войну». Найдите на карте районы их диверсий под Курском. Подумайте, почему они проводились в таком порядке?

На экране появляется интересная информация:

В воздушных боях под Курском прославились многие летчики. Среди них был

А.П. Маресьев, вернувшийся в строй после ампутации ступней обеих ног. Он стал Героем Советского Союза. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза старший летчик А.К. Горобец, единственный в мире летчик, сбивший в одном бою девять немецких самолетов.

В честь освобождения Орла и Белгорода 5 августа в Москве прогремел первый артиллеристский салют. Вскоре Красная армия перешла в наступление и после Орла и Белгорода одержала крупную победу на Днепре (Черниговско - Припятская, Донбасская, Киевская операции), сорвав планы А.Гитлера по созданию неприступного «восточного вала» с целью перехода к затяжной позиционной войне. Одновременно на Центральном направлении 7 августа 1943г. по 23 августа 1943г. проходила операция «Суворов» по освобождению Смоленска. К 7 ноября 1943г. был освобожден Киев.



Задание: объясните, почему период с осени 1942г. - по осень 1943г, - время коренного перелома в войне?

3.Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

Антигитлеровская коалиция играла существенную роль в достижении победы над фашизмом. Основные разногласия – вопрос об открытии второго фронта в Европе, то есть вопрос об участии США, Великобритании в военных кампаниях против Германии на центральном европейском направлении.

Несмотря на непонимание, разногласия и трудности, коалиция состоялась, и это было серьёзной поддержкой для СССР.

Поставки союзников по ленд-лизу составляли 4% советского промышленного производства. По танкам и самолётам они соответственно составляли 10 и 12%, автомобилей по ленд-лизу поступало в пять раз больше, чем было выпущено советскими заводами.

Но основная тяжесть войны лежала на советском государстве. 20 мая 1944г. в американском конгрессе президент США Ф.Рузвельт подчеркнул: «Советский Союз пользуется вооружением со своих собственных заводов».

Учитель говорит об определяющей роли, которую сыграла в ходе Второй мировой войны Тегеранская конференция (декабрь 1943г.).

На конференции впервые все вместе встретились главы правительств держав антигитлеровской коалиции: И.В.Сталин, Ф.Рузвельт и У.Черчилль.



Задание учащимся: начать заполнение таблицы «Конференции антигитлеровской коалиции»

Рассматриваемые вопросы

Тегеранская конференция

28.11.1943-01.12.1943.



Ялтинская конференция

04.02.1945-

11.02.1945.


Потсдамская конференция

17.07.1945-

02.08.1945.


Открытие второго фронта










Послевоенное устройство мира










Судьба стран Восточной Европы










Польский вопрос










Репарации










Вопрос о Японии










Судьба Германии










Вопросы:

- Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

- Соотнесите принятые на Тегеранской конференции решения с военно-стратегической ситуацией того времени и интересами лидеров «Большой Тройки» антигитлеровской коалиции.
III.Закрепление изученного материала.

Проверяется заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте».



Домашнее задание: знать новые понятия, даты, события. Творческое задание: подготовить сообщение- презентацию «Мои земляки – герои Великой Отечественной войны».
скачать файл



Смотрите также:
Урок по теме: «коренной перелом в великой отечественной войне ноябрь 1942 зима 1943 гг.»
80.59kb.
Программа студенческой научно-практической конференции 2010 г. Пленарное заседание, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
93.73kb.
Немецкое наступление 1942 Г. Предпосылки кренного перелома и коренной перелом в ходе войны 9 кл
86.92kb.
Составить планы работы (района, школы) по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне
33.6kb.
Изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Совсем недавно вся наша страна отметила 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне
110.8kb.
Общая методика подготовки и организации мероприятий, посвященных 70-летию победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг
1138.17kb.
Одни стенды посвящены великим сражениям Великой Отечественной: битве под Москвой, Сталинградской, Курской битвам, обороне Севастополя и взятию Берлина
88.3kb.
6 мая в школе прошел праздник, посвященный 66-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На празднике присутствовали гости ветераны Великой Отечественной войны : Лешенок В. В., Скок М. И
15.09kb.
Классный час, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо»
153.85kb.
Литература о войне: 5 советская и российская 5
1304.19kb.
К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне военно-спортивная игра
719.14kb.
Победа нашего народа в Великой Отечественной Войне святой праздник для многих поколений россиян
59.87kb.