Главная
страница 1
скачать файл

Введение

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)- система учебно-воспитательных мероприятий, основной задачей которых является обучение студентов навыком самостоятельной работы: теоретической и экспериментальной в рамках учебного процесса.

Важным этапом в организации такой работы является выбор темы исследования.

Выбранная тема- « Использование приемов мнемотехники на уроках иностранного языка» - согласуется со всеми изучаемыми темами курса.

Учебно-исследовательская работа студентов проводилась на базе Куйбышевского медицинского училища.

Задачей наших исследований явилось изучение и анализ имеющейся литературы и публикаций по данной проблеме, выяснение способностей учащихся применять на практике все существующие приемы мнемотехники.

Целью нашего исследования является обучение различным приемам мнемотехники и использование своих возможностей в других областях своей профессиональной деятельности.

Для реализации своих целей и задач мы использовали следующие методологические приемы и методики:

- изучение специальной и научно-популярной литературы;

- анкетирование студентов;

- методика неоконченных предложений;

- анализ, обобщение полученных результатов;

- выводы и реализация данных;

- таблицы как материал для сравнения



Теоретическая часть
Память является одним из важнейших процессов психики, и, как любой процесс, она развивается в течение жизни. Лучше всего развивать и совершенствовать память помогают приёмы мнемотехники. Мнемотехника- система приемов, облегчающих запоминание. Мнемотехнические приёмы особенно способствуют развитию механической памяти. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явления. Данный вид памяти играет ванную роль при запоминании большого количества не связанного между собой материала, в том числе иностранных слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что при изучении студентом медицинского училища иностранного языка значительно повышается уровень трудности изучаемого материала, т.к. приходится запоминать большое количество лексического материала, не содержащего, как известно внутренних смысловых связей.

Моя деятельность направлена на изучение условий применения приёмов мнемотехники, оптимизирующих процесс изучения иностранного языка.

Думаю, что развитие памяти при обучении иностранному языку будет эффективным при учёте следующих условий:

▪ невозможность обработки информации другим путем, кроме мнемотехнического;

▪ систематичность использования приёмов мнемотехники при введении лексического и грамматического материала;

▪ отбор средств мнемотехнического запоминания осуществляется с ориентацией на индивидуально- типологические особенности памяти старших учащихся.

Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приёмов, особой организации; оно тогда принимает формы специального организованного запоминания-заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения.

Особое значение приобретает вопрос зависимости запоминания от характера той деятельности, в ходе которой оно совершается. При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала. Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание в последующем того, что воспринимается в данный момент, восприятие принимает характер специального ознакомления с предметом, выделения его познавательных признаков. В работе по закреплению материала, который необходимо запомнить, значительное место отводиться повторению. Продуктивность повторений зависит от того, в какой степени этот процесс выходит за пределы механической реконструкции и превращается в новую переработку материала, связанную с углублённым его осмыслением.

В отношении организации заучивания возникает вопрос о наиболее рациональном распределении повторения. Для заучиваний более целесообразно распределение повторений во времени, нежели их концентрация на небольшом промежутке времени. Повторение в этом случае превращается во вторичную смысловую переработку материала. Рациональное распределение повторений содействует и более экономичному заучиванию, и более длительному запоминанию.

В зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные типы памяти. Наблюдая старшие курсы, я могла бы отметить, что наиболее распространен смешанный тип памяти.

Также можно характеризовать память в зависимости от того, насколько развиты у них отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у ученика хорошая память, если он отличается быстротой запоминания, прочность сохранения, точностью воспроизведения, готовностью памяти (способностью припоминать то, что необходимо в нужный момент).

Среди студентов нашего училища, встречаются такие, которым, для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать преподавателя. Причем эти учащиеся не, только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно его воспроизводят.

В моей практике встречаются студенты, которые медленно запоминают учебный материал, но зато длительное время сохраняют заучивание. Таких учащихся надо побуждать заучивать материал путем активных повторений, применять различные приёмы.

Среди наших студентов встречаются и такие, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро забывают заученное. У таких учащихся необходимо формировать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденное через определенное время, их нужно контролировать. При усвоении нового материала таким студентам надо давать индивидуальные задания - повторять то, что из прошлых занятий связанно с новым материалом.

Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание. Отдельные студенты, затрачивая много сил и времени на заучивание материала, воспроизводят его неточно и быстро забывают. Слабая продуктивность их памяти объясняется разными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается у студентов, которые часто пропускают занятия, уделяют мало внимания выполнению домашнего задания, чтению дополнительной литературы, не владеют приемами запоминания. При соответствующей продолжительной и кропотливой работе с такими детьми, процессы запоминания и воспроизведения у них значительно улучшаются.

В основе системы мнемотехники лежат ассоциативные связи. Играя в запоминание, мы тренируемся в их построении, а значит, развиваем у себя образное восприятие мира. Оно само по себе помогает улучшить память, что является самым главным применением мнемотехнических приёмов.

Рассмотрим наиболее известные и эффективные приемы запоминания - специальные приёмы для облегчения запоминания.



  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

  2. Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, строки, связанные определенной рифмой или ритмом.

  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Например, для иностранных слов ищут похожие по звучанию русские, латинские слова.

  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.

  5. Придумывание рассказа с запоминаемыми словами.

  6. Использование слов- вешалок.

  7. Дробление информации и увязывание полученных элементов по аналогии с какой-либо хорошо известной системой («Метод Цицерона»). Например, представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую нужно запомнить, расставьте мысленно по ходу вашего движении по комнате. Вспомнить информацию вы сможете, представив себе свою комнату, всё будет на тех местах, где вы их «расположили».

Особенно хорошо использование приёмов мнемотехники влияет на развитие механической памяти. А так как механическое запоминание осуществляется путем многократных повторений и при этом основное внимание уделяется оболочке слова, а не его смыслу, то искусственное привнесение смысла в информацию с помощью приёмов мнемотехники позволит быстрее запомнить требуемый материал и повлечет за собой развитие механической памяти.

Использование приёмов мнемотехники повышает эффективность механического запоминания, облегчая учащимся процесс усвоения иностранного языка. Каждое занятие студенты знакомятся с новыми для них лексическими единицами. Из урока в урок их количество возрастает. Студенты не в силах запомнить механически такой объём материала, снижается эффективность учебного процесса: неумение актуализировать в своей памяти нужную лексическую единицу, неумение употребить её в связи с другими, построить предложение, и как следствие этого - низкая мотивация к дальнейшему изучению языка, низкий уровень успеваемости.

ВВЕДЕНИЕ


Человек есть тайна. Ее надо
разгадывать, и, ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то
не говори, что потерял
время...
Ф.М.Достоевский


Свои способности человек
может узнать, только попытавшись
приложить их.
Сенека Младший

Человек! Сколько сокровенного и таинственного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего и плохого кроется под этим магическим словом. И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, воззрения, идеи и ценности, порой сильно отличающиеся от других. Однако в одном все люди сходятся. В стремлении к счастью и успеху в общественной и личной жизни, в желании быть нужным, значимым, респектабельным, уважаемым и обеспеченным человеком. Но, к сожалению, это все само собой не приходит. Для достижения этих целей личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать всем требованиям новой эпохи, которую смело можно назвать эпохой информации. Удача будет сопутствовать тем, кто смог себя" соответствующим образом подготовить к приему, обработке и рациональному использованию полученной информации.


В данном докладе идет речь об обучении приемам более рационального мышления, развития его образности, оперативности, активизации внимания и целенаправленной фантазии, которые мобилизуют творческие силы человека, и, главным образом, сильно укрепляют нашу смысловую ассоциативную память, являющуюся фундаментом умственной деятельности и, в то же время, генератором ее развития. Суть данной методики состоит в использовании факторов не ординарности, нестандартных ситуаций, вызывающих в нас положительные эмоции и в создании эмоциональных связок. Овладение этими навыками поможет каждому желающему улучшить свою коммуникабельность, гибкость мышления, и ее оперативность, которые позволят людям разных профессий и возрастов не нуждаться в, так называемом, "заднем уме", работать энергичнее, лучше и выработать деловую хватку в положительном смысле этого слова. Для того чтобы человек смог применять данные методики относительно иностранного зыка, он должен научиться проделывать это на родном языке. В данной работе я постаралась кратко описать суть приемов мнемотехники относительно не связанных друг с другом слов, бессмысленных выражений, иностранных слов, цифр, фигур, память на людей, текстовых информаций.
Если рассмотреть конкретно область применения мнемотехнической и мыслительной техники, можно отметить следующее:

1. Система скоростного составления сюжетов при запоминании не связанных друг с другом слов сильно развивает оперативность мышления и может пригодиться тем, чья работа требует принятия быстрых, но в то же время ответственных решений, от которых зависят судьбы и даже жизни многих людей. Например, авиадиспетчерам, таможенникам, оперативным работникам правоохранительных органов, военнослужащим и т.д.



2. Тренировка на запоминание геометрических фигур оказывает особенно благотворное влияние на зрительную память и способность к самым нестандартным ассоциациям и связям, что является предметом острой необходимости для людей творческих профессий, например, архитекторам, скульпторам. Для этого есть специальные приемы, облегчающие работу с фигурами.

3. Мнемотехника на имена, фамилии и лица явится ключом к информации, касающейся людей. Это поможет административным работникам, журналистам, всем, чья работа связана с большой массой людей и фактов, быть информационно вооруженным и успешно действовать.

4. Мнемотехника бессмысленных выражений призвана облегчить задачу обучения иностранным словам.

5. Избавлению от блокнотов с адресами, записных книжек и прочей макулатуры, а также развитию аналитического мышления наряду с мнемотехникой 3-го пункта должна служить
мнемотехника цифр.

Следует отметить, что техника запоминания одного вида информации является опорой и ступенью для освоения другого. Например, если не научиться, как следует запоминать в том же порядке не связанные друг с другом слова, то не удастся запомнить имена, цифры и фигуры. И все эти ступени, вместе взятые, послужат надежной базой для работы даже с самыми сложными и


абстрактными текстовыми информациями. За счет максимальной рационализации мыслительной деятельности, можно улучшить также и экономичность затрат психической энергии, что является, пожалуй, самой главной проблемой при работе с информацией. Это окажет неоценимую услугу школьникам и студентам.

Закончу введение словами одного из мыслителей средневековья английского герцога Честерфилда в "Письмах к сыну": "Тебе не хватает только внимания, ты быстро все схватываешь, у тебя хорошая память, но если не сумеешь быть внимательным, то часы, которые просидишь


над книгой, будут выброшены на ветер. Подумай только, какой стыд и срам: иметь такие возможности учиться и оставаться невеждой..."



Не встретишь человека, жалующегося на свой ум,
однако люди, жалующиеся на свою память, не такая
уж редкость.
Ларошфуко




Являясь фундаментом умственной деятельности, память, при умелом использовании, может служить человеку верой и правдой, демонстрируя порой фантастические возможности.

Вот какой интересный эксперимент был проделан болгарскими психологами несколько лет назад. Георгий Лозанов, директор института суггестологии в Софии собрал группу из двенадцати лиц абсолютно незнакомых с французским языком, и преподаватель института Алеко Новаков начал учить их французскому языку. Новаков предупредил, что слова учить не надо, домашних заданий и экзаменов не будет. "С первых минут он безраздельно завладел нашим вниманием, - рассказывал один из членов этой группы Гольдин. - Вплетая в свою речь французские фразы, он кружился вокруг кресел, придумывая нам французские биографии. В комнате появилась мадам Ан-нес Биньер, журналистка, мосье Пьер Шарпанье, рабочий, мосье Поль Бютор, состоятельный бездельники спортсмен, и так далее. Затем Новаков прочитал французский текст, в котором разыгралась церемония знакомства, объяснил прочитанное и попросил каждого повторить слова. После перерыва он спрашивал, кого, как зовут, кто, где живет, в ответ на наше мычание кивал, смеялся, отвечал сам. Постепенно нагнеталась какая-то удивительная атмосфера, создавалась иллюзия, будто мы говорим по-французски. И мы действительно заговорили на третий день, отдаваясь чувству раскрепощенности и свободы... Так начали всплывать откуда-то изнутри скрытые в нас возможности, усиливалось ощущение непринужденности, и мы за несколько недель выучили то, на что обычно уходят годы".
Думаю, это о многом говорит. Ученики Новакова были поставлены в такие условия, когда им не надо было опасаться отрицательных результатов. Это уже само по себе снимает психологические барьеры с человека и делает его более спокойным, уравновешенным, уверенным в своих силах. Кроме того, сам процесс обучения был связан с положительными эмоциями, с чувством удовольствия. Думаю, такой метод оправдает себя и в студенческой практике.


Бытует мнение, что дети все запоминают благодаря тому, что-де мозги у них "свободные, пустые", поэтому им легче все дается. Но когда человек взрослеет, у него уже есть информационный багаж, т.е. "мозги заняты", и поэтому новую информацию он запоминает труднее. Это мнение глубоко ошибочно. При правильном и рациональном подходе в работе с информацией возможности человека отнюдь не исчерпали себя, они беспредельны в самом прямом смысле этого слова. "Собака зарыта" в том, что в отличие от взрослых, дети способны


такую информацию провести через сердце, т.е. через эмоции, темперамент, что способствует крепкому запечатлению следов в памяти. Поэтому обычно мы запоминаем на всю жизнь, главным образом, ту информацию, которая была полечена в детские годы. По мере взросления мы начинаем терять многие способности, заложенные в нас природой. Вследствие неестественного образа жизни, неправильной системы образования, а также многих других негативных явлений, порожденных цивилизацией, современный человек уже не в состоянии так полноценно удивляться, восхищаться, переживать, радоваться и печалиться, то есть наслаждаться эмоциями, как это делают дети.

Основываясь на том, что почти все наши воспоминания из раннего детства связаны с определенными переживаниями, или, выражаясь более точно, с эмоциями, я пришла к выводу, что для прочного запоминания материала следует вызвать в себе эти эмоции "искусственным" способом и подводить их под каждую новую единицу информации. А при необходимости сделать сюжетные связки из них и прочно связать одну единицу информации с другой.

При этом методично развивается образность мышления, оперативность в принятии
решений, целенаправленная фантазия. Благодаря усилению работы этих психологических функций, человек реально ощущает резкое усиление смысловой ассоциативной памяти, что придаёт немало уверенности в учебе и общении с людьми.
Улучшение памяти на один вид информации оказывало мощное стимулирующее
воздействие на другой, что позволяет с легкостью запоминать и с ювелирной точностью воспроизводить сотни цифр, геометрических и шахматных фигур, бессмысленных выражений, звуков и, причем на длительное время в зависимости от потребности. На несколько ступеней, а точнее в десятки раз улучшается память на людей, то есть имена, лица, биографии, адреса, телефоны и другие данные, которые позволяют человеку в общении с окружающими быть
на необходимой высоте и удобных позициях.


Первой ступенью системы мнемотехники являются слова, не связанные друг с другом, т.е. не имеющие в сочетании общего логического смысла. Их следует запоминать и воспроизводить в том же порядке. Такое запоминание подобно хождению по тонкому канату, когда нет надежной общей опоры кроме самого каната. При этом наши мысли вынуждены бросаться из стороны в сторону, но при этом не должны сбиваться с курса. Это позволит путем тренировок четко отрегулировать мыслительный "вестибулярный аппарат" и всегда уметь держать равновесие.


Итак, в какой же последовательности начинать заниматься?
1. Сначала необходимо научиться под диктовку запоминать и в том же порядке воспроизводить
простые предметные слова, не связанные друг с другом.

Например: труба, стекло, соль, грязь, собака, свинья, деньги, и т.д. Темп диктовки выбирайте произвольно по своим возможностям. Тренируйтесь на такие слова до тех пор, пока не сможете с одной диктовки воспроизводить в том же порядке 100-150 слов. Затем, не увеличивая количества, надо стараться сократить темп диктовки до 2-5 секунд между словами, когда вы достигнете такого уровня, начинайте плавно переходить к усложненным словам, трудно поддающимся умозрительному анализу. Например, такие как субстанция, идеология, гносеология, стоимость... Далее проверьте себя, сможете ли вы воспроизвести сотню и больше таких слов. Если да, то все в порядке.


2. Начинайте переходить к цифрам. Надо стараться ниже приведённые связки между цифрами и их образами довести до автоматизма.

3. По своему выбору переходите к другим видам информации.



А теперь перейдем к технической стороне освоения первой ступени мнемотехники. Диктуется ряд слов: полиция, собака, пингвин, паркет, рация, айсберг, будильник, небо, антенна, кофе и т.д. Создается примерный сценарий: полиция, из-за "декретного отпуска" служебно-розыскной собаки, использовала пингвина при розыске и нашла спрятанную под паркетом рацию. Эта рация изготовлена фирмой "Айсберг", которая вмонтировала туда взрывное устройство, замаскированное под будильник. Взрывное устройство сработало, и рация взлетела на небо. И лишь кусок антенны остался от нее, который упал на кофейную плантацию.


В описанном примере был применен метод увязки одной смысловой группы слов с другой группой. В этой ситуации у нас одновременно развивается еще одна способность, которую можно было бы условно назвать "отбором зерна мысли". При этом следует сказать, что смешения не произойдет благодаря тому, что здесь действует процесс припоминания, который эффективнее простого запоминания.


Кроме увязки одной группы слов с другой группой, можно применить и другой способ. Он заключается в том, что мы любое слово связываем только с предыдущим и последующим за


ним словами. Первое не связано с 3-м и другими, 2-е с 4-м и другими, 3-е с 5-м и т.д.
Первый метод условно называется "цепью", а второй - "цепочкой".

Итак "цепочка". Полицейский ударил собаку. Та, в свою очередь, укусила пингвина, которым мы натираем паркет, а под паркетом спрятана рация, найденная под айсбергом, похожим на будильник, на которое отражается небо, куда и устремлена антенна с наконечником, напоминающим зернышко кофе.


Во втором методе отсутствует логическая последовательность, нет общего смысла. Однако эта


система тоже нужна для начальных тренировок. Я бы сказала больше, начинать занятия следует
именно с такой методики. Обе эти системы необычны, даже абсурдны и смешны. Но секрет как раз в том и состоит, что связи нестандартны. Они вызывают у человека всплески чувств.
В отличие от стандартного и механического "расставления" мысленных образов, здесь составляются интересные и захватывающие сюжеты. Описанные связи, кроме всего прочего, таковы, что позволяют нам избавляться от лишней и ненужной информации, особенно при методе "цепочки". В процессе занятий меняется не только количество слов, но и их качество.



В осмысленном запоминании бессмысленных выражений есть своя техника. Обладание такой способностью резко улучшает наше восприятие, концентрацию внимания и фантазию и, что самое главное, нам будут легче запоминаться иностранные слова и термины.
Приведу пример.

Требуется запомнить и воспроизвести следующий набор бессмыслицы:


1) зэк; 2") шег; 3) дах; 4) фис; 5) кош; 6) хук; 7) дуд; 8) муз; 9) цуб; 10) кав; 11) бах; 12) кар;

13) топ; 14) бац; 15) огу; 16) шва; 17) вед; 18) гуж.


В процессе запоминания этих выражений, мы должны придать им эквиваленты, которые нам знакомы. Для облегчения задачи на все выражения дано по три буквы. Составлять эквиваленты следует в процессе чтения или диктовки. В процессе запоминания этих выражений, мы должны придать им эквиваленты, которые нам знакомы.

  1. ЗЭК - уголовник (общеупотребительно);

  2.   Шэг - по-армянски означает - русый;

  3.   Дах - звук, вызываемый разбитием стекла;

  4.   Фис - импортная наклейка на куртке;

  5.   Кош - первые три буквы слова - кошка;

  6.   Хук - прием в боксе;

  7. Дуд - первые три буквы музыкального инструмента - дудук;

  8. Муз - музыка;

  9. Цуб - звук при чокании стаканами;

  10. Кав - глина по-армянски;

  11. Бах - композитор Бах;

  12. Кар - первые три буквы слова - кара;

  13. Топ - топка;

  14. Бац - восклицание;

  15. ОГУ - Одесский Государственный университет;

  16. Шва - первые три буквы французского слова шваль - лошадь;

  17. Вед - от слова - веды;

  18. Гуж - от слова - гужевой.


Итак, 1) уголовник 2) русоволосый (но не русоволосый уголовник, т.к. нарушается порядок) 3) разбил витрину магазина и пытался бежать. На его куртке была какая-то импортная 4) наклейка, поцарапанная 5) кошкой. Но его догнал полицейский и сделал ему 6) хук справа, от которого тот скончался. На его похоронах играли на 7) дудаке грустную 8) музыку. Там, согласно обычаю, 9) чокались 10) глиняными чашками, а также слушали музыку 11) Баха. И все-таки это была справедливая 12) кара. После они захотели играть в теннис. И кто-то сделал хорошую 13) топку и 14) бац - набрал очко. Победила сборная 15) Одесского государственного университета и получила в приз 16) коня. Это было официально удостоверено в 17) ведах. В них говорится также о 18) гужевом транспорте.
Немного скучновато. Но, как говорится, "искусство требует жертв".

Наше общество переживает такие времена, когда резко активизировались международные связи, народная дипломатия, многие эмигрируют на постоянное жительство за границу. Как грибы после дождя, растут совместные предприятия. И в этих условиях во много раз возросла актуальность и


необходимость быстрого обучения языкам для налаживания контактов с иностранцами.
Используя чрезвычайно благоприятную конъюнктуру, в огромных количествах открываются так называемые курсы ускоренного обучения иностранным языкам, которые в большинстве себя не оправдывают. Кстати, многие из них прежде, чем перейти к способам работы с иностранным языком, долгое время тренируют учащихся на длинных бессодержательных списках русских слов.
Эта методика не решит проблему изучения самого языка. Однако всем известно, что одним из главных компонентов языка является словарный запас. Иногда при наличии такого запаса частично можно обойтись даже без грамматики для того, чтоб хотя бы на элементарном уровне изъясняться с зарубежным собеседником. Техника запоминания вполне применима для массового освоения. В отличие от запоминания и воспроизведения слов знакомого языка здесь применяются другие механизмы мышления. Слова дробятся, подбираются аналогично звучащие или части слов знакомого языка. Легче будет тем, кто помимо русского будет знать еще один язык, так как у него увеличивается пространство для маневра и количество вариантов подборки аналогий. При составлении ассоциаций надо стараться, как можно чаще использовать элемент запретного плода и остросюжетных ситуаций. Многие наверно читали нецензурные или запрещенные стихотворения и помнят, как они легко запоминаются. Надо постараться, как можно шире использовать "театр абсурда".
Легко будет решена задача для тех, кто обладает большим интеллектуальным багажом. Образно
выражаясь, сбить данную цель, можно лишь ведя одновременный концентрированный и прицельный огонь из всех видов оружия.

Самый простой способ запоминать иностранные слова - использовать звуковые ассоциации.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов становится все более и более популярным в мире.

Для того чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным словом, достаточно созвучной части. Например: MESH (меш) ПЕТЛЯ, ЯЧЕЙКА (сети). Созвучными могут считаться слова: "мешок", или "мешать", или "мешкать" - как вам больше нравится. В зависимости от выбранного созвучия сюжеты могут быть такими: "ПЕТЛЯ МЕШает выбраться" или "МЕШок завязали ПЕТЛЕЙ" или "ЗаМЕШкался в ПЕТЛЕ".

Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Прежде всего, это необходимо делать для того, чтобы память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило, для этого достаточно произнести оба слова 2-3 раза.

Запоминаемые слова, созвучия и сюжеты лучше фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым). Например, для английского слова NAPKIN (нэпкин) - САЛФЕТКА подбираем два созвучных слова: "НЕПтун" (или "НЕПоседа" или "Н.Э.П.") и КИНул. Остается составить сюжет, например, "НЕПтун КИНул в меня САЛФЕТКУ". При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций. Например, представите, что в вас кинули огромной салфеткой, такой огромной, что она накрыла вас с головой. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому, прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно.

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают, как в случае с английским словом "look [luk]" и его русским созвучием "лук". Достаточно заметить, что звук "л" в русском и английском языках произносится совершенно по-разному. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно.

Метод фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, зачету, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30-50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное то, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.



Итак английские слова:

BULL [bul] - БЫК. Созвучных слов может быть несколько: БУЛка, БУЛЫЖНИК, БУЛавка, БУЛьтерьер, БУЛьвар, БУЛтыхнуться и т.д. Лучше использовать то слово, которое первым пришло в голову, учитывая, конечно, что при этом оно должно быть ярким. Сюжетов, соответственно, может быть еще больше.

CONCEAL - СКРЫВАТЬ. "КОНСУЛ скрывал важные факты". Можно запоминаемое слово разбить на две части и придумать созвучие к каждой из них: "КОНь" и "СИЛьный". "Скрывал КОНь, что СИЛьный".

MUZZLE - МОРДА. "ИзМАЗаЛ всю морду". Здесь хорошо бы использовать свои реальные воспоминания о том, как какое-нибудь знакомое вам животное измазало морду, вспомните, как оно при этом выглядело. Вообще же, когда сюжет переплетается с личным опытом, он запоминается особенно хорошо, поскольку актуализируются не воображаемые, а реальные ощущения.

LIP [lip] - ГУБА. "ЛИПкая губа"/"сЛИПлись губы". Мне кажется, что второй вариант немного лучше, так как в нем присутствует действие. Можно применить метод соощущений: представить, что пытаетесь разжать губы и не можете.

DESERT - ПУСТЫНЯ. "ДЕЗЕРТир сбежал в пустыню". В качестве ассоциативного напрашивается также слово "десерт", его, конечно, тоже можно использовать, если запомнить, что по-английски слово "desert" произносится со звуком "З", а не "С", поэтому в качестве звуковой ассоциации все же лучше использовать "дезертира", чтобы не ошибиться в произношении. Ударение в этом и многих других словах следует запоминать отдельно, так как не всегда удается подбирать такое созвучное слово, в котором и ударение падает на нужный слог.

HILL [hil] - ХОЛМ. "ХИЛый с трудом взбирается на холм".

SMASH - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги). "Разбился вдребезги, а ему все СМЕШно". / "Разбил все вдребезги и теперь ему стало СМЕШно".

PIGEON - ГОЛУБЬ. "Голубь ПИл ДЖИН". "Голубь с ПИвомивДЖИНсах".

Она заключается в следующем; на каждую цифру составляется целая группа, желательно, однородных слов. Т.е., мы имеем большой запас образов. К примеру:


0 - лебедь, пеликан, петух...
1 - теплоход, подлодка, парусник...
2 - лев, тигр, медведь...
3 - слон, верблюд, олень...
4 - мотоцикл, трактор, автомобиль...
5 - бомбардировщик, вертолет, космолет...
6 - крокодил, морж, осьминог...
7 - кот, мышь, белка...
8 - паук, стрекоза, кузнечик...
9 - акула, ихтиозавр, тиранозавр...
Количество образов на каждую цифру составляется в зависимости от количества цифр, требуемых запомнить и от нашей способности удержать в памяти энное число слов.
Подобно шифру эти слова выучиваются заранее. Становится ясно, что если цифра, допустим, единица повторяется, то мы берем второе слово, т.е. подлодка и так далее. Таким образом, накладки не происходит.
К примеру, требуется запомнить такое число:
9310425917580635074622134896.

Составляются сюжеты из образов уже заранее выученных нами.


Акула (9) укусила за хвост слона (3), который стоял на палубе теплохода (1) и учил лебедя (0) ездить на мотоцикле (4), принадлежащим льву (2), который пилотировал бомбардировщик (5), уничтожающий глубинными бомбами ихтиозавров (9), плывущих рядом с подлодками (1), с одной из которых выплыл кот (7), взятый на борт вертолета (5), издалека напоминающего паука (8), съеденного пеликаном (0), который сидел на шее крокодила (6), укусившего верблюда (3).
Эта сцена была сфотографирована с космического корабля (5), в котором экипаж жарил петуха (0), и этим дразнил аппетит мышей (7), которые опрыскиваются с трактора (4)"от шума которого взбесился морж (6) и попал в зубы тигра (2), одним ударом поломавшего позвоночник оленя (3), из шкуры которого и изготовляются паруса для парусника (1), в трюме которых спят медведи (2), доставленные на автомобилях (4), на которых разрисованы стрекозы (8). И все это наблюдает издалека тираннозавр (9), пытающийся поймать из моря осьминога (6).
Из вышеописанного примера можно снова убедиться, что сценарий абсурден и нереален. Но сама основа "памяти сердца" и заключается в нестандартности. Она вызывает у нас волнение, эмоции, помогающие лучшему закреплению информации. К примеру, я испытала "бурю негодования", когда "злая и бесстыжая" акула укусила за хвост нежного и милого слоника, и это я запомнил "на всю жизнь".

Кому-то может показаться, что описанные сюжеты длинноваты или даже громоздки. Однако если попытаться все описанное оценить умозрительно, то сомнения должны рассеяться. Из вышеизложенного следует, что сначала нужно научиться воспроизводить слова и только потом можно будет перейти к цифрам. Есть и более предпочтительная мнемотехника где цифры напоминают образы...

Вот "1" - это гордый, стройный человек; "2" - веселая женщина; "3" - угрюмый человек; "б" - человек, у которого распухла нога; "7" - человек с усами; "8" - очень полная женщина..., а вот "87" - я вижу полную женщину и человека, который крутит усы".
Описанная техника, конечно, несколько облегчает задачу. Но представим такой сюжет: человек с
усами (7) похоронил стройного (1). Т. е. "1" уже нет. И вдруг единица снова повторяется, а ее мы только что "похоронили". Что делать? Придется ее снова "оживлять", хотя и неприятно. И запутаться в этой ситуаций легко, тем более, если одна и та же цифра повторяется не дважды, а многократно.


Память, как известно, может быть сильной в отношении одного и, наоборот, слабой в отношении другого вида информации. Счастлив тот, кто смог продвинуть свои "группы армий" по всему "фронту". Одним из участков нашего "фронта" являются геометрические фигуры. Захват этого "плацдарма" явится уже сигналом к тому, что наша память приблизилась к той позиции, которая
называется универсальной памятью, потому что в данном случае в отличие от воспроизведения не связанных друг с другом слов мы прибегаем к двойным ассоциациям, требующим несравненно большей подготовки. Обучения мнемотехнике фигур способствует улучшению фантазии и воображения, что должно возбудить интерес представителей творческих профессий.

Что бы мы ни видели, все имеет формы, которые позволяют зрению отличать одно от другого,


выделять частное из общего. Они бывают правильные и кривые, симметричные и асимметричные. Память на них относится к живой, повседневной, или непосредственно жизненной памяти. Улучшается также и способность в ориентировке на местности. В связи с отмеченным, они и требования к запоминанию предъявляются специфические. Например, надо запомнить следующие фигуры:


На первый взгляд может показаться, что к чему угодно, но только не к ним можно подвести "память сердца". В самом деле, совершенно "бездушные" фигуры. Конечно, если дело касается только такого количества фигур, то их и механически можно запомнить. Но что предпринять, если их будет не четырнадцать, а допустим, что четырнадцать? Предлагаю следующее: Необходимо все эти фигуры подвести под один общий знаменатель, богатый эмоциями. Для одного это может быть спорт, для другого наука, для третьего искусство и т.д. Под каждой фигурой мы берем какой-либо образ, так или иначе связанный с выбранной темой.

Итак, с авианосца (1) взлетел бомбардировщик (2), взяв курс в направлении города Н. (2). Но был сбит ракетой класса «земля-воздух» (4). Летчик катапультировался (5) и попал в плен (6). Но ему удалось оттуда бежать (7), притворившись мертвым (8). Затем он проник в склад оружия 9), раздобыл пистолет (10). Денежные купюры (11) достал посредством грабежей. Он начал пить на эти деньги, описывая пьяные восьмерки (12). Но по воле рока он в пьяном виде вышел на улицу и попал под машину (13), обретя тем самым свой бесславный конец (14).

Здесь был применен метод составления одного целого рассказа.



В ходе овладения этими техниками мы сами не заметим, как увеличатся наши возможности лучше воспринимать окружающих нас людей. Постепенно наше внимание превратится, образно говоря, в "лазерное оружие", концентрирующее мощный луч целенаправленного мышления и фантазии на нужном объекте.


В связи со сказанным возникает вопрос. А можно ли в этих случаях кроме повышенной концентрации внимания использовать какие-нибудь технические приемы для облегчения работы памяти? Думаю, что можно. Если допустить, что большинство людей, работая над собой, добились существенного расширения своей памяти, и, главным образом, на информацию об
окружающих их людях, то были бы решены многие социальные вопросы. Средний человек гораздо более привязан к своему собственному имени, чем ко всем прочим именам на Земле вместе взятым. Только запомните это имя и, обращаясь к нему, произнесите его непринужденно, и вы уже сделали ему приятный и производящий выгодное впечатление комплимент...
Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. Нам нужно иметь при себе в запасе те знания об окружающих нас людях, которые помогут улучшить нашу коммуникабельность, приносящую с собой и решение многих проблем, вытекающих из того, что человек общественное существо. В момент знакомства внимание обычно бывает направлено не столько на имя, сколько на внешность человека (взгляды, мимику, фигуру, одежду и т.д.) Поэтому часты случаи, когда мы, услышав имя собеседника, тут же забываем его. А переспросить второй раз как-то неудобно. Далее могут наступить еще
более неприятные моменты, когда к нам обращаются по имени-отчеству, а мы попадаем впросак, создавая у собеседника впечатление, что неуважительно к нему относится.
Из-за слабой памяти в еще более невыгодной ситуации могут оказаться те, кто в своей
работе имеет дело с большой массой людей, кто во многом связан с их судьбами. И на них легко может быть надет образ бюрократа и чиновника; если они не будут пользоваться специальными приемами для закрепления и активного использования большого объема информации, касающейся людей.
И наоборот, если уметь крепко держать "в самом надежном сейфе" эту информацию, и оперативно ее использовать, то можно считать, что успешная работа обеспечена.
Простой пример: запомнить всех родственников невесты на свадьбе вашего двоюродного брата …

1. Артур; 2. Жанна; 3. Алексей; 4. Вера; 5. Арсен; 6. Григорий; 7. Марина; 8. Раиса;


9. Василий; 10. Андрей; 11. Михаил; 12. Елена; 13. Анна; 14. Анаит; 15. Анастас;
16. Армен; 17. Надежда; 18. Ибрагим; 19. Александр; 20. Юлий; 21. Юрий; 22. Борис;
23. Петр; 24. Людмила; 25. Нерсес; 26. Наташа.
Как же их запомнить крепко и надолго? Как это сделать?

В помощь себе приведите знаменитостей и своих знакомых с аналогичными именами, а также города, или что-либо еще, носящее эти имена (например, есть одеколон "Наташа").


При каждом новом имени проводите параллели и разыгрывайте сюжеты с использованием
вышеприведенной информации. Затем связывайте цепочку из них, учитывая, что гости сидят, не меняясь местами очень долгое время.
Постараюсь показать эту цепочку:
В Порт-Артуре (1) стоял на якоре французский теплоход "Жанна (2) д'Арк", откуда вышел отважный советский летчик Алексей (3) Маресьев с Верой (4) в то, что хирург Арсен (5) его успешно прооперирует. У последнего в этот день родился сын, которого назвали Григорием (6) а не Мариной (7). Впоследствии он женился на уродливой Раисе (8), дочери князя Василия (9), который любил читать про Андрея (10) Болконского, подарившего жене Михаила (11) духи "Елена" (12), рекомендованные продавщицей Анной (13), которая старалась познакомить свою дочь Анаит (14) со студентом Анастасом (15) учеником Армена (16) Джигарханяна, который питал Надежду (17) сыграть роль иранского шаха Ибрагима (18), убитого Александром (19) Македонским, кому подражал Юлий (20) Цезарь, который тоже когда-то мечтал полететь в космос как Юрий (21) Гагарин, сказавший, что Борис (22) не прав, чье имя часто упоминал Петр (23) Великий, имеющий любовницу Людмилу (24), читающую курс лекций про Нерсеса (25) Шнорали, который употреблял после бритья одеколон "Наташа" (26).
После этих сюжетов внимательно "пожирайте глазами" гостей и, используя вышеприведенную связку как шпаргалку, разделите их по группам, после чего и по единицам. Проделав эти процедуры, выпустите из внимания прежние объекты с аналогичными именами и названиями, которые были использованы как зацепки для запоминания, предварительно проведя в пределах
возможного аналогию между внешними признаками своих гостей и приведенных объектов с одинаковыми именами. Благодаря этим приемам, вы их узнаете даже в самом многолюдном месте и через внушительный промежуток времени.
К сказанному добавлю, что надо стараться в подобной ситуации мобилизовать в кулак все органы чувств. Мы должны человека не только видеть и слышать, но и каким-то шестым чувством ощутить, впитать его в себя, если хотите, даже обнюхать. Но, конечно, надежнее всего действует для памяти сексуальное восприятие. Ведь говорили древние, что если мы видим одного льва, можно считать, что видели всех львов, одного волка - всех волков. Но если мы видели
одного человека, то это означает, что мы видели только одного человека, уникального по-своему, носящего в себе целый отдельный мир. И главное, самое главное - все должно быть осмысленно - ни, одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти. Этим все сказано.
Иногда трудно понять, почему память дает осечку, даже если она в неплохом состоянии. В этом
случае следует искать скрытый мотив. Например, плохо воспринимается студентами предмет, пусть даже интересный, но преподаваемый лектором, к которому они испытывают чувство
антипатии, неуважения, неприязни. Т.е., имеет место отрицательная эмоция, препятствующая восприятию информацию. Это, в определенной мере является защитной реакцией "человеческой психики. Поэтому качество преподавателя следует оценивать в первую очередь в его умении нравиться аудитории. Наши эмоции и впечатления в "сыром" виде не будут представлять для памяти большой ценности, если не будут "профильтрованы" размышлением. Вот что пишет известный психолог С.Иванов в своей книге "Отпечаток перста": "Тайна хорошей памяти заключается в искусстве образовывать многочисленные и разнородные связи со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти... Из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью у того окажется лучшая память, кто размышляет над
своими впечатлениями".



Все примеры, рассмотренные выше, послужит надежной базой для запоминания даже самых сложных текстовых информации, которые служат ведущими источниками знаний. При этом я хочу дать одну рекомендацию: перед тем как начать читать текст не задавайтесь целью его запомнить в узком смысле этого слова. Главное, содержание текста надо осмыслить, понять, впитать в себя. От нашей способности осмысления и запоминания текстов зависят наш интеллект, гибкость мышления и многое другое. Ведь как часто встречаются люди, которые прочитали "горы литературы", а мудрее от этого не стали из-за слабой памяти. По отношению к ним и возникла пословица: "Век живи, век учись, а все равно дураком останешься".



Итак, что же конкретно можно предпринять для запоминания текстов?
Вопрос может показаться неуместным, исходя из того соображения, а точнее заблуждения, что текстовую информацию запомнить легче, чем не связанные друг с другом слова. Текст тексту рознь. Есть тексты умозрительные, а есть абстрактные и степень сложности запоминания у них различна. В чем же заключается сложность текста по сравнению с не связанными друг с другом
словами? На мой взгляд, трудность заключается в том, что в текстах меньше возможности маневрирования информацией, для составления сложнейших связок, так как возникает опасность разрушения структуры текста. А для запоминания не связанных слов у нас большая свобода действий. Однако, как это не звучит парадоксально, мы можем клин клином выбить, то есть применить некоторые элементы мнемотехники несвязанных слов. Условно назовем этот метод
"опорными точками". Его суть состоит в том, что, читая текст, мы начинаем дробить его по смысловым единицам, либо абзацам. На каждую такую группу слов составляем одно или два
слова, отражающие смысл абзаца (смысловой единицы). Затем переходим к другому абзацу,
проделав то же самое, и так до конца текста. У нас уже будет готов список несвязанных слов,
являющихся опорой при запоминании. После такой процедуры уже можем воспроизвести всю
информацию близко к тексту, применив каждую "опорную точку", уже выученную нами в качестве краткого отражения смысловой единицы. Постараюсь прокомментировать сказанное на конкретном примере. Извлечения из статьи: «Ген счастья», опубликованной в журнале "Здоровье" за декабрь 2003 г.:
"Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. Или красивая внешность: хотя каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твердо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе. Желания могут исполниться. Всегда остается надежда если не на стройные бедра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезет- то и на дом с видом на море. Но что если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или маленькая способность к счастью - как музыкальный слух или математические способности? Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы они или угрюмы? Видят стакан наполовину полным или наполовину пустым?"
Постараемся создать "опорные точки". Их составление во многом будет определяться и такими
свойствами как темперамент, уровень интеллектуального багажа, а также, отношением человека к данной проблеме.
Я бы предложила на данную небольшую статью следующий список слов: счастье, комнаты, внешность, иной, желания, надежда, блаженство, с рождения, Роберт Мак Крей, исследования, рассказать, характеристика,

Эти слова выучиваются в том же порядке и применяются в качестве "шпаргалки". На небольшую статью, состоящую примерно из 160 слов, составлено 11 "опорных точек". Это больше нормы. В целом при больших объемах текстовой информации количество образов не должно превышать 3-х - 5-и процентов от количества слов в тексте. Данная методика не позволит пересказать текст слово в слово, но, в то же время, даст возможность вспомнить близко к тексту основное содержание и последовательность получения информации.

Кроме "опорных точек", при работе с текстовой информацией иногда полезно прибегать к аллегорическим рассуждениям, образным сравнениям и порой доводить их до абсурда. Это отличная гимнастика для фантазии. Полезно также иногда литературных и не только литературных героев образно сравнить с нашими "меньшими братьями". Это поможет нам иметь более развитое образное представление. Поэтому надо использовать любой шанс, любой повод
для его совершенствования. Полезно иногда слушать художественные остросюжетные фильмы, полностью затемнив экран телевизора и постепенно довести себя до такого состояния, когда все это можно увидеть по нашему внутреннему "телевизору".

А теперь несколько слов для пессимистических людей в отношении "опорных точек". Некоторые могут задать вопрос: "А не следует ли обладать какой-то природной сверхпамятью, чтобы запомнить всю смысловую единицу, относящуюся к какому-либо слову из списка?" - Ответ однозначен - "Нет". Ведь данный список слов составляем мы сами. Это есть продукт нашего


творчества и анализа. А то, что человек создает сам, уже есть гарантия того, то это сохранится в его памяти. Однако, при такой методике работы с текстом мы можем встретиться с определенными сложностями. Они заключаются в том, что информация может быть перенасыщена сложными названиями городов, фамилий, цифрами, иностранными терминами. Для этого следует взять в помощь мнемотехнику данных видов информации, уже изложенную ранее. Как говорили древние: "Не столь важно, что преподносить, сколь важно, как преподносить". И этот закон будет действовать всегда. Даже самые умные мысли, высказанные сухим, казенным языком, не дойдут до адресата, ибо будут вызывать скуку и уныние. Именно здесь мы прочувствуем, что отсутствуют эмоции, благоприятствующие запоминанию.


На протяжении работы говорилось о пользе хорошей памяти, способах ее развития, но не нужно "забывать" затронуть вопрос о забывании. Мы как-то привыкли хвалить память и хулить
забывание, не замечая, что оно тоже нам необходимо, несмотря на то, что нередко подводит нас. Эти два свойства человеческой психики являются двумя сторонами одной медали и не могут существовать друг без друга. Это объясняется тем, что какими бы мощными не были наши мозги, они тоже нуждаются в отдыхе и их следует периодически освобождать от той информации, которая перестала быть для нас необходимой. Образно говоря, забывание есть наш спасательный
круг в бушующем океане информации, без него мы бы просто "утонули". С помощью забывания мы становимся способными получать новые впечатления, и даем памяти, освобожденной от груза лишней информации, отличную возможность служить нашему мышлению. Если человек обделен этим даром, то это уже является сигналом тревоги. По опыту многих, могу порекомендовать записывать ту информацию, от которой следует избавиться. При этом полностью или частично отключается "сторожевой рефлекс" нашего подсознания, направленный на сохранение этой уже ненужной информации.

В заключение хочу пожелать всем относиться к своей памяти, как к золотому запасу, обрести веру в себя и отважно покорить те вершины, и особенно, глубины, которые таятся в нас самих, найти клад в себе, и приоткрыть еще один занавес неизвестности.
скачать файл



Смотрите также:
Важным этапом в организации такой работы является выбор темы исследования
341.78kb.
Технология организации непосредственного реабилитационного воздействия на не успешных в учебной деятельности школьников
166.55kb.
Педагогическая практика является важным этапом в системе профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивающим интеграцию теоретической подготовки и практической деятельности в условиях современной профессиональной
176.79kb.
Педагогическая практика является важным этапом в системе профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивающим интеграцию теоретической подготовки и практической деятельности в условиях современной профессиональной
171.98kb.
Актуальность темы исследования. Многоаспектность и многоплановость самого феномена культуры предполагает и разные пути его исследования
153.29kb.
Методические рекомендации по подготовке дипломных работ по специальности 030602. 65 «Связи с общественностью»
342.73kb.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету
81.77kb.
Общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования
303.68kb.
Исследования по релятивистской ядерной физике
752.31kb.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
501.86kb.
Особенности организации работы школьного консилиума: из опыта работы
134.3kb.
Данной курсовой работы является очень актуальной в наше время, поскольку Украина испытывает острую потребность в топливе, горюче-смазочных материалах, продуктах нефтехимии и всего того, что получают из нефти
18.77kb.