Главная
страница 1страница 2страница 3
скачать файл




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ИФМИП

председатель Е.Ю. Булыгина

_________________________

Протокол № 8 от «30» мая 2012 г.


Обсуждена на заседании кафедры

«Экономики и управления»


Протокол № 6а от « 27» февраля 2012г.

_________________ Л.А. Журавлева



ПРОГРАММА дисциплины
ОПД.Ф.5 Основы менеджмента

(код по УП) (наименование дисциплины)

Трудоемкость 212 часов

Специальность 080507.65 Управление персоналом

Квалификация (степень) выпускника: менеджер

Форма обучения: очная (заочная)

Составитель: Ширяева Т.Ю.

канд. экон. наук, доцент

Новосибирск 2012



РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1. Выписка из образовательного стандарта 080505.65 Управление персоналом по учебной дисциплине «Основы менеджмента»

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерства в менеджменте; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнёрство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Менеджмент как наука управления и как практическая дисциплина во всем мире пользуется заслуженным признанием, а менеджер относится к самым высокооплачиваемым категориям работников.

В России в настоящее время наблюдается устойчивый рост потребности в управленческом образовании, так как успех сопутствует тем менеджерам, которые имеют обширные профессиональные знания, умеют работать с людьми, вести их за собой.

Цель изучения учебной дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:


  • обучить студентов основным проблемам теоретического и практического менеджмента;

  • разъяснить процесс принятия управленческих решений;

  • показать особенности управления функциональными подсистемами организации;

  • раскрыть проблемы руководства структурами;

  • рассмотреть регулирование предпринимательской деятельности.

Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического материала при анализе конкретных ситуаций, в организации и разработке обоснованных предложений по их решению.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения учебного курса «Основы менеджмента», в том числе путем самостоятельной работы, студенты должны:



Знать:

- теорию менеджмента: сущность, содержание, закономерности, принципы и функции менеджмента, ключевые цели организации по функциональным подсистемам;

- виды организаций; организационные структуры управления» методы управления;

- процесс подготовки и принятия решения по различным аспектам деятельности;

- теории мотивации и принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда;

- формы власти и влияния, основные теории лидерства и стили руководства;

- управление конфликтами, стрессами и изменениями; самоменеджмент;

- основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем.



Уметь:

- прогнозировать, планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать работу отдельных специалистов, трудовых коллективов, организации в целом и её структурных подразделений;

- разрабатывать систему мотивации персонала; выбирать стиль управления, профессионально управлять дисциплиной, конфликтами;

- рассчитывать эффективность управления организацией; осуществлять инновационную деятельность.



Владеть практическими навыками:

- создания организации, выбора организационно-правовой формы и видов деятельности, проектирования организационной структуры управления, распределения функций, делегирования полномочий, комплексного использования методов управления;

- разработки, принятия и реализации управленческих решений;

- мотивации трудовой деятельности;

- преодоление конфликтных ситуаций в сфере производства, работ и услуг.
Форма итогового контроля:

4 семестр – зачет;

5 семестр – экзамен.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 250 часов.

Дисциплина изучается в 4-5 семестрах.

Структура дисциплины для студентов очной формы обучения



Изучение курса предполагает тесное взаимодействие трёх форм обучения – лекций (64 часов), практических семинаров (60 часов) и самостоятельная работа студента (126 часов).


№ п/п

Темы дисциплины

Количество часов на изучение

Всего

в том числе

Лекции

практические (семинарские) занятия

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Введение в менеджмент

10

2

2

6

2

Эволюция управленческой мысли

12

4

4

4

3

Природа и состав функций менеджмента

12

4

4

4

4

Методы управления

10

2

2

6

5

Организация и ее деловая среда

8

2

2

4

6

Стратегическое и оперативное планирование

14

4

2

8

7

Организационные структуры управления

10

4

2

4

8

Управленческие взаимодействия. Делегирование полномочий

10

2

2

6

9

Информационное обеспечение управления и коммуникации

10

2

2

6

10

Управленческое решение

8

2

2

4

11

Регулирование и контроль в системе управления

10

2

2

6




Итого за семестр

114

30

26

58

12

Мотивация деятельности человека

18

4

4

10

13

Управление персоналом

18

6

6

6

14

Динамика групп

16

4

4

8

15

Управление конфликтами

16

4

4

8

16

Руководство: власть и партнерство

16

4

4

8

17

Стиль управления и лидерство

18

4

4

10

18

Организационная культура

16

4

4

8

19

Оценка эффективности управления

18

4

4

10




Итого за семестр

136

34

34

68




ВСЕГО

250

64

60

126

Структура дисциплины для студентов Заочной формы обучения



Изучение курса предполагает тесное взаимодействие четырех форм обучения – лекций (18 часов), практических семинаров (14 часов), самостоятельная работа студента (180 часов).

№ п/п

Темы дисциплины

Количество часов на изучение

Всего

в том числе

Лекции

практические (семинарские) занятия

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Введение в менеджмент

10

1

-

9

2

Эволюция управленческой мысли

10

1

-

9

3

Природа и состав функций менеджмента

10

1

1

8

4

Методы управления

10

1

1

8

5

Организация и ее деловая среда

10

-

-

10

6

Стратегическое и оперативное планирование

10

1

1

8

7

Организационные структуры управления

10

2

1

7

8

Управленческие взаимодействия. Делегирование полномочий

10

1

1

8

9

Информационное обеспечение управления и коммуникации

10

1

1

8

10

Управленческое решение

10

1

1

8

11

Регулирование и контроль в системе управления

10

-

1

9




Итого за семестр

110

10

8

92

12

Мотивация деятельности человека

14

1

1

12

13

Управление персоналом

14

1

1

12

14

Динамика групп

10

1

-

9

15

Управление конфликтами

14

1

1

12

16

Руководство: власть и партнерство

14

1

1

12

17

Стиль управления и лидерство

14

1

1

12

18

Организационная культура

8

1

-

7

19

Оценка эффективности управления

14

1

1

12




Итого за семестр

102

8

6

88




ВСЕГО

212

18

14

180



2.2. Содержание отдельных разделов и тем лекций

Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления
Тема 1. Введение в менеджмент
Понятие, сущность, содержание, закономерности, основные принципы менеджмента.

Менеджмент как самостоятельная область знаний, сочетающая в себе теорию, практику и искусство управления.

Соотношение и взаимосвязь менеджмента и управления. Определение понятий: бизнесмен, предприниматель, менеджер.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли

Исторические предпосылки возникновения науки управления.

Развитие взглядов на менеджмент: школа научного управления; классическая или административная школа; школа человеческих отношений и науки поведения. Основные представители и их вклад в развитие науки управления.

Современные концепции и учения об управлении: подход к управлению как процессу; системный подход; ситуационные теории.

Опыт менеджмента зарубежных фирм: США, Японии, Германии.
Тема 3. Природа и состав функций менеджмента
Содержание понятия «функции управления». Классификация функций по различным признакам: уровням управления, объектам управления, содержанию.

Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Специфические функции управления. Взаимосвязь общих и специфических функций управления.
Тема 4. Методы управления
Понятие, сущность и классификация методов управления. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Мотивационная направленность различных методов управления.

Особенности методов. Комплексный подход к применению методов управления.


Раздел 2. Практический менеджмент
Тема 5. Организация и ее деловая среда

Основные характеристики организации. Формы организационного построения организации: коммерческие и некоммерческие организации, правовое регулирование образования и деятельности фирмы.

Основные элементы внутренней среды организации: цели; структура; задачи; технология; люди. Взаимосвязь внутренних элементов организации.

Внешняя среда организации. Факторы прямого воздействия: поставщики; потребители; конкуренты; трудовые ресурсы; профсоюзы; законы; государственные органы.

Факторы косвенного воздействия: состояние экономики; политические факторы; научно-технический прогресс; социально-культурные факторы; отношение с местным населением; международное окружение, в частности развитие экспорта и импорта.

Интеграционные процессы в менеджменте.

Взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды организации.

Тема 6. Стратегическое и оперативное планирование
Выработка целей развития организации: миссия, ценности, цели, система целей, система и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, изучение стратегических альтернатив.

Виды планирования в организации: оперативное и стратегическое, их взаимосвязь.

Понятие стратегии. Группы эталонных стратегий развития: концентрированного роста; интегрированного роста; диверсифицированного роста; сокращения.

Выбор и оценка стратегии.

Выполнение стратегии: тактика, политика, процедуры, правила. Области проведения стратегических изменений. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии.
Тема 7. Организационные структуры управления
Понятие организационной структуры. Принципы и факторы ее формирования.

Типы взаимосвязи в организации. Норма управляемости.

Виды организационных отношений в системе менеджмента.

Линейные и функциональные структуры: характеристика, область применения, преимущества и недостатки.

Дивизиональные структуры: типы, характеристика, область применения, особенности управления.

Основные типы адаптивных структур: характеристика, область применения, особенности управления.

Совершенствование организационных структур.
Тема 8. Управленческие взаимодействия.

Делегирование полномочий
Полномочия. Виды организационных полномочий: линейные, аппаратные (рекомендательные, функциональные, обязательного согласования, параллельные, контрольно-отчетные).

Управление посредством делегирования полномочий. Препятствия к делегированию полномочий со стороны руководителей и подчиненных.


Тема 9. Информационное обеспечение управления и коммуникации
Управленческая информация: сущность; значение; классификация.

Общее понятие коммуникации. Процесс коммуникации: элементы; этапы.

Прямые и обратные связи в коммуникационном процессе.

Виды коммуникаций и их характеристика. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили.

Невербальная коммуникация.

Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.



Тема 10. Управленческое решение

Сущность управленческих решений. Проблемы как предпосылки принятия решений. Требования к управленческим решениям.

Классификация управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений.

Организация выполнения принятых решений.

Модели (физическая, аналоговая, математическая) и методы принятия управленческих решений.



Тема 11. Регулирование и контроль в системе управления
Контроль как функция управления. Необходимость контроля. Виды контроля. Этапы контроля.

Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля.

Требования, предъявляемые к контролю. Характеристики эффективного контроля.

Раздел 3.Руководство персоналом

и эффективность менеджмента
Тема 12. Мотивация деятельности человека
Сущность понятий: мотивация; потребности; мотив; мотивирование; стимулы; стимулирование.

Мотивационный процесс: возникновение потребностей; поиск путей устранения потребности; определение целей (направления) действия; осуществление действия; получение вознаграждения; устранение потребности.

Теории содержания мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.

Теории процесса мотивации: теория справедливости; теория ожидания; теория постановки целей; концепция партисипативного управления. Методы мотивации.



Тема 13. Управление персоналом
Сущность и состав кадрового потенциала организации. Планирование использования человеческих ресурсов (задачи, этапы, формы кадрового планирования).

Трудовой коллектив: понятие, внутренняя среда, анализ организационного развития. Производительность труда в коллективе.

Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.
Тема 14. Динамика групп
Понятие группы. Характерные особенности группы. Типы групп: формальные и неформальные. Побудительные мотивы формирования групп.

Стадии развития группы.

Эффективность деятельности групп.
Тема 15. Управление конфликтами
Сущность и природа конфликтов в коллективе. Типы конфликтов. Причины и роль конфликта. Модель процесса конфликта. Методы управления конфликтной ситуацией.

Сущность и причина стресса, управление стрессом.


Тема 16. Руководство: власть и партнерство
Понятие власти. Сущность и цели власти. Средства и искусство власти. Власть как инструмент эффективного управления. Руководитель и власть. Пути и методы влияния руководителя на подчиненных. Делегирование полномочий и распределение ответственности.
Тема 17. Стиль управления и лидерство
Понятие стиля управления. Одномерные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный; их различия, преимущества, недостатки; условия использования каждого из стилей.

Многомерные стили управления. Универсальный стиль управления.

Понятие лидерства. Предпосылки, порождающие лидеров. Стиль лидерства. Менеджер и лидер: общее и различное становление, предназначение, обязанности и права, реализация решений лидера. Менеджер, лидер и персонал: эффективное взаимодействие.

Подходы к изучению лидерства.

Традиционные теории лидерства: лидерских качеств; лидерского поведения; ситуационного лидерства.

Современные концепции лидерства: атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства); харизматического лидерства; преобразующего лидерства.


Тема 18. Организационная культура
Понятие, структура и содержание корпоративной культуры. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Национальное в организационной культуре.
Тема 19. Оценка эффективности управления
Сущность эффективности управления. Виды эффективности управления: экономическая и социальная.

Критерии и показатели эффективности управления.

Проблемы оценки эффективности управления.

2.3. Содержание отдельных разделов и тем семинарских занятий

Номер раздела

Содержание семинарских занятий

Кол-во часов

Кол-во часов, для заочной формы обучения

1.


Теоретико-методологические основы управления

Введение в менеджмент

Тестирование по лекционному материалу



2

0

Эволюция управленческой мысли

Заслушивание рефератов



4

4

Природа и состав функций менеджмента

Тестирование по лекционному материалу



4

1

Методы управления

Разбор конкретных ситуаций



2




2

Практический менеджмент

Организация и ее деловая среда

Разбор конкретных ситуаций



2

1

Стратегическое и оперативное управление

Тестирование по лекционному материалу



4

1

Организационные структуры управления

Тестирование по лекционному материалу



4

0,5

Управленческие взаимодействия. Делегирование полномочий.

Заслушивание рефератов



2

1

Информационное обеспечение управления и коммуникации

Заслушивание рефератов



4

1

Управленческое решение

Разбор конкретных ситуаций



4

1

Регулирование и контроль в системе управления

Тестирование по лекционному материалу



2

1

3


Руководство персоналом и эффективность менеджмента

Мотивация деятельности человека

Заслушивание рефератов



4

0,5

Управление персоналом

Разбор конкретных ситуаций



4




Динамика групп

Тестирование по лекционному материалу



2

0,5

Управление конфликтами

Тестирование по лекционному материалу



4

0,5

Руководство: власть и партнёрство

Заслушивание рефератов



2




Стиль управления и лидерство

Заслушивание рефератов



4




Организационная культура

Разбор конкретных ситуаций



2




Оценка эффективности управления

Тестирование по лекционному материалу



4







Итого:

60

22


2.4 Формы и методы проведения самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в ходе семестра является важной составной частью учебного процесса и необходима для закрепления и углубления знаний, полученных в период сессии на лекциях, семинарах, а также для индивидуального изучения дисциплины в соответствии с программой и рекомендованной литературой. Самостоятельная работа выполняется в виде подготовки домашнего задания или сообщения по отдельным вопросам, эссе, реферативного обзора.

Контроль за качеством самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или семинарах, группового решения ситуационных задач (проблемных ситуаций), проведения коллоквиума, защиты эссе или рефератов, проверки письменных контрольных работ и реферативных обзоров.

Использование эссе дает возможность преподавателям выявлять умение студентов излагать изученный материал своими словами, оценивать уровень понимания и усвоения ими полученной информации. Студенты получают возможность (особенно на младших курсах, когда у них еще недостаточно развит навык системного изложения материала) в свободном, доступном для них стиле высказать свое мнение о предмете.

В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:



  • выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;

  • развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;

  • расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;

  • развитие навыков обобщения различных литературных источников;

  • предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В ходе написания контрольной работы студент приобретает навыки самостоятельной работы с научной, учебной и специальной литературой, учится анализировать источники и грамотно излагать свои мысли.

Выполнение контрольной работы включает ряд этапов:



  • выбор темы и подбор научных источников;

  • изучение научной литературы, анализ и обобщение материалов по проблеме исследования;

  • формулирование основных положений и выводов;

  • оформление контрольной работы.

Структура контрольной работы включает: заголовок, введение, основную часть (изложение двух вопросов), заключение, список использованной литературы.

Контроль в виде тестов может использоваться после изучения каждой темы курса.

Итоговое тестирование можно проводить в форме:


  • компьютерного тестирования, т.е. компьютер произвольно выбирает вопросы из базы данных по степени сложности;

  • письменных ответов, т.е. преподаватель задает вопрос и дает несколько вариантов ответа, а студент на отдельном листе записывает номера вопросов и номера соответствующих ответов.



Раздел 3. Формы текущего промежуточного и
итогвого контроля


Итоговая аттестация. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет 5 (семестр) и экзамен (6 семестр). Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому.

Промежуточный контроль. В течение семестра выполняется контрольная работа (как в традиционной форме, решение предлагаемых преподавателем задач, так и в тестовой форме). Результаты выполнения работы являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение контрольной работы является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме соответствующую работу, не допускаются кафедрой к сдаче зачета, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

3.1 Пример промежуточного контроля

Тестовые задания для промежуточного контроля студентов по дисциплине «Основы менеджмента»




1. Возникновение практики управления связано:

а) с появлением общения;

б) с возникновением письменности;

в) с разделением и кооперацией труда.

г) с возникновением первобытного строя.

2. Организационную культуру следует отнести:

а) к факторам внутренней среды организации;

б) к факторам непосредственного окружения организации;

в) к факторам общего внешнего окружения организации.

г) к факторам производства.

3. Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний:

а) в XIX в.

б) в XVIII в.

в) в середине XX в.

г) в средние века.

4. Выделяют следующие виды разделения труда в организации:

а) по уровням управления и звеньям;

б) по видам и подвидам работ;

в) вертикальное и горизонтальное.

г) по принципу справедливости.

5. Основным теоретическим источником современных концепций менеджмента стало учение:

а) А. Файоля;

б) Ф. Тейлора;

в) М. Фоллетт.

г) Э. Мэйо

6. Выберите основной недостаток, характерный для линейно-функциональных организационных структур управления:

а) перегруженность главного менеджера;

б) высокий уровень конфликтности;

в) излишняя звенность управления.

г) привлечение высококвалифицированных специалистов.

7. Родиной менеджмента является:

а) Франция;

б) США;

в) Англия;



г) Германия.

8. Основное отличие функциональной организационной структуры управления от линейно-функциональной состоит:

а) в отсутствии промежуточных связей между руководителем и подчиненными;

б) в функциях линейных руководителей;

в) в полномочиях функциональных подразделений;

г) в перегрузке коммуникационных каналов.

9. Эффективное использование человеческих ресурсов в качестве основного объекта исследования предложили представители:

а) классической или административной школы;

б) школы научного управления;

в) школы человеческих отношений.

г) школы поведенческих наук.

10. Первоочередным процессом в стратегическом управлении организации выступает:

а) определение миссии;

б) определение целей;

в) анализ среды;



г) выбор альтернативы.


3.2 Вопросы для подготовки к зачету

  1. Подходы к определению понятия "менеджмент".

  2. Основные черты и особенности менеджмента.

  3. Природа и классификация функций менеджмента.

  4. Организация как система управления. Законы функционирования и развития организации.

  5. Организация как процесс создания структуры. Полномочия и ответственность.

  6. Виды и особенности организационных структур управления.

  7. Бюрократический тип структуры управления, его характерные черты.

  8. Адаптивные структуры управления.

  9. Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетание и развитие.

  10. Управленческие решения: сущность, классификация и требования, предъявляемые к ним. Примеры управленческих решений в рекламной деятельности.

  11. Моделирование в принятии решений, типы моделей.

  12. Информационное обеспечение менеджмента: понятие, классификация, требования к информации.

  13. Оптимизация управленческих решений в области рекламы.

  14. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.

  15. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей.

  16. Теории процессов мотивации: справедливость и ожидание.

  17. Субъект и объект управления и каковы условия их эффективного взаимодействия?

  18. Понятия: менеджмент; управление; предпринимательство; менеджер; предприниматель.

  19. Какой вклад внесли в теорию и практику менеджмента его основоположники Ф. Тейлор и А. Файоль?

  20. Сущность организации и этапы ее развития. Ресурсы организации и роль менеджмента в эффективном их использовании.

  21. Факторы внешней среды организации. Угрозы и возможности внешней среды для успешного развития организации.

  22. Организация как система. Системные принципы и законы организации.

  23. Понятие организационной структуры и принципы ее формирования.

  24. Основные типы бюрократических структур управления.

  25. Достоинства и недостатки рациональной бюрократии по М. Веберу.

  26. Назовите основные типы и раскройте сущность адаптивных организационных структур.

  27. Состав и компетенция органов управления коммерческих организаций.

  28. Информация в менеджменте: сущность; роль; классификация.

  29. Информационные управленческие системы.

  30. Коммуникации и их виды в организации.

  31. Коммуникационные барьеры и необходимость их учета в процессе управления.

  32. Управленческие решения: понятие; особенности принятия в условиях определенности, неопределенности и риска.

  33. Проблемы как предпосылки принятия управленческих решений.

  34. Классификация управленческих решений.

  35. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.

  36. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  37. Контроль как функция управления. Виды контроля.

  38. Процесс контроля в организации. Поведенческие аспекты контроля.

  39. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механический, органический.

  40. Стратегическое планирование и стратегическое управление: сущность; содержание; эволюция.

  41. Последовательность (этапы) выработки и реализации стратегии фирмы.

  42. Цель и миссия организации.

  43. Эталонные стратегии и факторы, влияющие на их выбор.

  44. Управленческие полномочия и их виды.

  45. Делегирование полномочий. Распределение ответственности.

  46. Понятие, сущность и цель власти. Основы и источники власти.

  47. Способы реализации власти. Баланс власти.

  48. Коллективное управление в организации и его организационные формы.

  49. Сущность понятий: стимулирование; мотивация; потребности; мотивы; вознаграждение и мотивационный процесс.


3.3 Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Подходы к определению понятия "менеджмент".

  2. Основные черты и особенности менеджмента.

  3. Природа и классификация функций менеджмента.

  4. Организация как система управления. Законы функционирования и развития организации.

  5. Организация как процесс создания структуры. Полномочия и ответственность.

  6. Виды и особенности организационных структур управления.

  7. Бюрократический тип структуры управления, его характерные черты.

  8. Адаптивные структуры управления.

  9. Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетание и развитие.

  10. Управленческие решения: сущность, классификация и требования, предъявляемые к ним. Примеры управленческих решений в рекламной деятельности.

  11. Моделирование в принятии решений, типы моделей.

  12. Информационное обеспечение менеджмента: понятие, классификация, требования к информации.

  13. Оптимизация управленческих решений в области рекламы.

  14. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.

  15. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей.

  16. Теории процессов мотивации: справедливость и ожидание.

  17. Субъект и объект управления и каковы условия их эффективного взаимодействия?

  18. Понятия: менеджмент; управление; предпринимательство; менеджер; предприниматель.

  19. Какой вклад внесли в теорию и практику менеджмента его основоположники Ф. Тейлор и А. Файоль?

  20. Сущность организации и этапы ее развития. Ресурсы организации и роль менеджмента в эффективном их использовании.

  21. Факторы внешней среды организации. Угрозы и возможности внешней среды для успешного развития организации.

  22. Организация как система. Системные принципы и законы организации.

  23. Понятие организационной структуры и принципы ее формирования.

  24. Основные типы бюрократических структур управления.

  25. Достоинства и недостатки рациональной бюрократии по М. Веберу.

  26. Назовите основные типы и раскройте сущность адаптивных организационных структур.

  27. Состав и компетенция органов управления коммерческих организаций.

  28. Информация в менеджменте: сущность; роль; классификация.

  29. Информационные управленческие системы.

  30. Коммуникации и их виды в организации.

  31. Коммуникационные барьеры и необходимость их учета в процессе управления.

  32. Управленческие решения: понятие; особенности принятия в условиях определенности, неопределенности и риска.

  33. Проблемы как предпосылки принятия управленческих решений.

  34. Классификация управленческих решений.

  35. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.

  36. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  37. Контроль как функция управления. Виды контроля.

  38. Процесс контроля в организации. Поведенческие аспекты контроля.

  39. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механический, органический.

  40. Стратегическое планирование и стратегическое управление: сущность; содержание; эволюция.

  41. Последовательность (этапы) выработки и реализации стратегии фирмы.

  42. Цель и миссия организации.

  43. Эталонные стратегии и факторы, влияющие на их выбор.

  44. Управленческие полномочия и их виды.

  45. Делегирование полномочий. Распределение ответственности.

  46. Понятие, сущность и цель власти. Основы и источники власти.

  47. Способы реализации власти. Баланс власти.

  48. Коллективное управление в организации и его организационные формы.

  49. Сущность понятий: стимулирование; мотивация; потребности; мотивы; вознаграждение и мотивационный процесс.

  50. Содержательные теории мотивации.

  51. Процессуальные теории мотивации.

  52. Понятие и содержание методов управления. Их классификация.

  53. Общие и специальные функции менеджмента.

54. Подходы к определению понятия "менеджмент".

55. Основные черты и особенности менеджмента.



  1. Природа и классификация функций менеджмента.

  2. Целеполагание в процессе менеджмента.

  3. Классификация целей менеджмента.

  4. Иерархия целей. Управление по целям.

  5. Организация как система управления. Законы функционирования и развития организации.

  6. Организация как процесс создания структуры. Полномочия и ответственность.

  7. Виды и особенности организационных структур управления.

  8. Бюрократический тип структуры управления, его характерные черты.

  9. Адаптивные структуры управления.

  10. Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетание и развитие.

  11. Корпорация и особенности управление ими.

  12. Корпоративная культура и механизм ее формирования.

  13. Управленческие решения: сущность, классификация и требования, предъявляемые к ним. Примеры управленческих решений в рекламной деятельности.

  14. Моделирование в принятии решений, типы моделей.

  15. Информационное обеспечение менеджмента: понятие, классификация, требования к информации.

  16. Информационные потоки и технологии управления.

  17. Внутрифирменное планирование: виды и содержание.

  18. Планирование и его роль в условиях перехода к рыночным отношениям.

  19. Оптимизация управленческих решений в области рекламы.

  20. Методы прогнозирования эффективности рекламных компаний.

  21. Регулирование рекламной деятельности. Опыт работы зарубежных рекламных компаний.

  22. Концепция управления персоналом. Подсистемы управления персоналом организации.

  23. Методы управления персоналом.

  24. Организация и принципы подбора и расстановки персонала.

  25. Основные направления эволюции современных теорий мотивации.

  26. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей.

  27. Теории процессов мотивации: справедливость и ожидание.

  28. Формы власти и способы ее реализации. Сильные и слабые стороны различных форм власти.

  29. Природа лидерства. Характерные черты руководителя. Типы лидеров.

  30. Стили руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациями.

  31. Конфликты в управлении. Виды и причины их возникновения.

  32. Стратегии преодоления конфликтов.

  33. Эффективность менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем.

  34. Субъект и объект управления и каковы условия их эффективного взаимодействия?

  35. Понятия: менеджмент; управление; предпринимательство; менеджер; предприниматель.

  36. Какой вклад внесли в теорию и практику менеджмента его основоположники Ф. Тейлор и А. Файоль?

  37. Сущность организации и этапы ее развития. Ресурсы организации и роль менеджмента в эффективном их использовании.

  38. Управление в условиях рынка. Проблемы российского менеджмента в рыночных условиях.

  39. Факторы внешней среды организации. Угрозы и возможности внешней среды для успешного развития организации.

  40. Организация как система. Системные принципы и законы организации.

  41. Понятие организационной структуры и принципы ее формирования.

  42. Основные типы бюрократических структур управления.

  43. Достоинства и недостатки рациональной бюрократии по М. Веберу.

  44. Назовите основные типы и раскройте сущность адаптивных организационных структур.

  45. Состав и компетенция органов управления коммерческих организаций.

  46. Информация в менеджменте: сущность; роль; классификация.

  47. Информационные управленческие системы.

  48. Коммуникации и их виды в организации.

  49. Коммуникационные барьеры и необходимость их учета в процессе управления.

  50. Управленческие решения: понятие; особенности принятия в условиях определенности, неопределенности и риска.

  51. Проблемы как предпосылки принятия управленческих решений.

  52. Классификация управленческих решений.

  53. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.

  54. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  55. Контроль как функция управления. Виды контроля.

  56. Процесс контроля в организации. Поведенческие аспекты контроля.

  57. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механический, органический.

  58. Стратегическое планирование и стратегическое управление: сущность; содержание; эволюция.

  59. Последовательность (этапы) выработки и реализации стратегии фирмы.

  60. Цель и миссия организации.

  61. Эталонные стратегии и факторы, влияющие на их выбор.

  62. Управленческие полномочия и их виды.

  63. Делегирование полномочий. Распределение ответственности.

  64. Понятие, сущность и цель власти. Основы и источники власти.

  65. Способы реализации власти. Баланс власти.

  66. Коллективное управление в организации и его организационные формы.

  67. Сущность понятий: стимулирование; мотивация; потребности; мотивы; вознаграждение и мотивационный процесс.

  68. Содержательные теории мотивации.

  69. Процессуальные теории мотивации.

  70. Персонал организации: сущность; состав; структура.

  71. Сущность и функции кадрового менеджмента.

  72. Сущность и природа конфликтов, их типы и методы управления конфликтной ситуацией.

  73. Организационная культура: сущность; содержание; развитие.

  74. Личность и ее структура. Индивидуально-психологические качества и их учет в процессе управления.

  75. Лидер и менеджер: сходство и отличия. Подходы к изучению лидерства.

  76. Традиционные теории лидерства.

  77. Современные концепции лидерства.

  78. Социальная ответственность менеджмента.

  79. Эффективность менеджмента организации.

  80. Понятие и содержание методов управления. Их классификация.

  81. Общие и специальные функции менеджмента.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Выписка из образовательного стандарта 080505. 65 Управление персоналом по учебной дисциплине «Основы менеджмента»
749.52kb.
Программа учебной (психолого-педагогической) практики (4 семестр)
1583.89kb.
Курсовая работа По учебной дисциплине «Основы отраслевого менеджмента»
331.88kb.
2012 г. Программа Государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент» 080200. 68 для студентов 6 курса факультета внешнеторгового менеджмента
269.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
1087.35kb.
«Перевод и переводоведение» выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 031201 теория и методика преподавания иностранных языков и культур
222.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности
560.9kb.
Рабочая учебная программа По учебной дисциплине «Окружающий мир» для 1 класса умк «Школа России»
370.18kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление операциями»
17.78kb.
Программа учебной практики
534.14kb.
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Управление персоналом» для студентов заочной формы обучения
25.62kb.
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
829.21kb.