Главная
страница 1
скачать файл
Вопросы к экзамену по философии для студентов факультета ВМК, II семестр 2007/08 уч.г., преподаватель Е.С. Маслов
Порядок прохождения экзамена: В билете один вопрос (из 44), на подготовку дается полчаса. После ответа по билету студент вытягивает 4 дополнительных «малых» билета, в каждом из которых – 1 подпункт «большого» билета (подпункты – это то, что в списке вопросов разделено знаками /), и отвечает по ним без подготовки (время на размышление в пределах 1-2 минут у экзаменаторского стола). По «малым» билетам ответ может быть очень кратким, важно показать знание сути вопроса. Если студент отвечает неудовлетворительно по дополнительным билетам, то получает оценку «неудовлетворительно» вне зависимости от ответа по основному билету.

Меры поощрения для тех студентов, которые активно работали на семинарах:

1. Полуавтомат: Можно выбрать из 44 вопросов любые 22 и готовить только их. Список с их номерами студент предоставляет экзаменатору непосредственно перед тем, как тянуть билет. Если попадется что-либо из этого списка, билет будет заменен. Дополнительных билетов студент не получает. В случае небезупречного ответа студент получает оценку на балл выше (за исключением ответа на «неудовлетворительно»).

2. Поощрение: Можно выбрать любые 11 вопросов и их не готовить. Список с этими 11 вопросами студент предоставляет экзаменатору непосредственно перед тем, как тянуть билет. Если попадется что-либо из этого списка, билет будет заменен (то же касается и дополнительных «малых» билетов, которые, однако, будут).

Списки студентов, получивших «полуавтомат» или «поощрение», станут известны на последнем семинарском занятии каждой группы.


Экзаменационные вопросы с подпунктами


  1. Что такое философия / Определение философии / Философия и мировоззрение / Отрасли философии / Философия в ряду других форм духовной деятельности человека. Соотношение философии и науки / Происхождение философии, предфилософия («протофилософия»)

  2. Философия Древнего Китая / Общая характеристика древнекитайской философии / Конфуцианство / Даосизм

  3. Философия Древней Индии / Общая характеристика древнеиндийской философии. Основные проблемы и категории / Основные направления: философия буддизма, философия брахманизма (индуизма), школа Локаята (Чарвака). Идеалистические и материалистические тенденции / Сущность человека, место человека в мире, идеал человека в древнеиндийской философии

  4. Античная философия: общая характеристика / Общая характеристика античной философии. Периодизация / Общая характеристика и основные представители досократовского периода античной философии / Общая характеристика и основные представители классического периода античной философии / Общая характеристика и основные представители эллинистическо-римского периода античной философии

  5. Монистические тенденции в досократовской античной философии: Милетская школа, Гераклит, Элейская школа / Проблема первоначала в осмыслении представителей Милетской школы / Гераклит о первоначале, о движении и изменении, о противоположностях / Элейская школа: представители, категория бытия, свойства бытия, бытие и небытие / Элейская школа о движении и изменении. Апории Зенона Элейского и их философский смысл. / Место философов Элейской школы в противопоставлении «сенсуализм – рационализм» / Первые греческие философы в оценке Аристотеля (по фрагменту из произведения «Метафизика»)

  6. Плюралистические тенденции в досократовской античной философии: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит / Эмпедокл: проблема первоначала, причина и механизмы изменения / Анаксагор: проблема первоначала, причина и механизмы изменения / Демокрит: проблема первоначала, причина и механизмы изменения / Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит в оценке Аристотеля (по фрагменту из произведения «Метафизика»)

  7. Софисты и Сократ / Софисты: гносеологический и этический релятивизм. Фраза Протагора «Человек есть мера всех вещей» и её смысл / Сократ: теория познания, майевтика. Сократовский диалог: методологические и гносеологические аспекты

  8. Философия Платона / Платон: мир идей и мир вещей, их свойства (с опорой на фрагменты из произведений Платона) / Платон о бытии и небытии, материи, изменении / Место Платона в противопоставлениях «идеализм – материализм», «сенсуализм – рационализм» / Теория «припоминания» (с опорой на фрагменты из произведений Платона) / Платон о сущности человека / Платон об идеальном государстве

  9. Философия Аристотеля / Четыре причины каждой вещи по Аристотелю. Форма и материя / Актуальное и потенциальное по Аристотелю / Аристотель о видах движения (изменения) / Аристотель о причине движения. Перводвигатель. Телеология Аристотеля / Аристотель о сущности человека / Аристотель о предшествующей греческой философской традиции (по фрагменту из произведения «Метафизика)

  10. Эллинистическо-римский период античной философии / Эпикур: цель человеческой жизни, представления о совершенном человеке, классификация потребностей / Стоицизм: представления о совершенном человеке. Фатализм / Значения понятий «атараксия», «автаркия», «адиафора»

  11. Западноевропейская философия средних веков / Общая характеристика средневековой философии. Периодизация. Крупнейшие представители / Полемика реалистов и номиналистов / Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Божия / Средневековая философия истории / Сущность человека и его идеал в средневековой философии

  12. Философия эпохи Возрождения / Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Основные тенденции. Крупнейшие представители / Сущность человека и его идеал в философии Возрождения / Научная революция XVII-XVIII веков: основные научные открытия, изменения в научной картине мира. Изменения в отношении к информации

  13. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.): онтология / Декарт о субстанции / Спиноза о субстанции / Лейбниц о субстанции / Субъективный идеализм Беркли

  14. Эмпиризм и сенсуализм XVII-XVIII вв. Проблема метода познания в понимании Ф. Бэкона / Теория «идолов» («призраков») Ф. Бэкона / Английские сенсуалисты XVII-XVIII вв. (Локк, Беркли, Юм) о механизмах познания / Юм и Беркли: «идея-репрезентант» / Юмовский агностицизм / Юм о причинности

  15. Гносеология Декарта / Проблема метода познания в понимании Р. Декарта. Рационализм Декарта / Методологическое сомнение (с опорой на фрагмент из произведения Декарта) / Декарт: учение о «врождённых идеях» / Декарт о познаваемости мира / Доказательство бытия Бога и роль Бога в познании мира человеком (с опорой на фрагмент из произведения Декарта)

  16. Философия Канта / Кант: «вещь-в-себе» и феномен / Априорные формы знания по Канту: что к ним относится, какова их роль в познании / Свойства априорных форм знания. Кантовское доказательство существования априорных форм знания (по фрагменту из произведения «Критика чистого разума») / Агностицизм Канта / Кант о пространстве и времени / Кант о причинности

  17. Философия Гегеля / Мир как саморазвитие Абсолютной Идеи. Место Гегеля в противопоставлениях «материализм-идеализм», «монизм-дуализм-плюрализм» / Философия истории Гегеля / Диалектика Гегеля, принцип единства и взаимодействия противоположностей (с опорой на фрагмент из произведения «Энциклопедия философских наук») / Гегель о бытии, ничто, нечто

  18. Философия Маркса (с опорой на фрагмент из произведения «Немецкая идеология») / Соотношение общественного бытия и общественного сознания по Марксу / Роль разделения труда в жизни общества по Марксу / Происхождение политической сферы по Марксу / Маркс о происхождении и сущности сознания / Движущие силы исторического развития по Марксу

  19. Философия Ницше / Понятие «воля к власти». Ницше как представитель волюнтаризма / Критика традиционной морали в философии Ницше / Представления Ницше о природе человека и об идеале человека. Учение о сверхчеловеке (с опорой на фрагмент из произведения «Так говорил Заратустра» / Аполлоническое и дионисийское в философии Ницше

  20. Неопозитивизм (с опорой на фрагмент из произведения Р. Карнапа) / Основные представители, хронология, основные проблемы неопозитивизма / Требования, предъявляемые неопозитивистами к знанию / Понятие «протокольные предложения» / Верификация / Критика философского знания в неопозитивизме. Понятие «псевдопредложения» / Неопозитивизм о причинности, объективном существовании мира, ценностях

  21. Экзистенциализм / Основные представители, хронология, основные категории экзистенциализма / Понятия «пограничная ситуация», «бытие-в-мире» / А. Камю: проблема абсурда / Сартр: проблема свободы, человек как проект (по фрагменту произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»)

  22. Бытие. Субстанция. Монизм, дуализм, плюрализм / Категория «бытие»: определение, её роль в философии / Категория «субстанция» / Бытие и небытие в понимании Парменида и Демокрита / Бытие и небытие в понимании Платона / Бытие и небытие в понимании Гегеля / Бытие и небытие в понимании Сартра / Монизм и его представители в истории философии / Дуализм и его представители в истории философии / Плюрализм и его представители в истории философии

  23. Материализм и идеализм / Противоположность свойств сознания и материи / «Основной вопрос философии» / Материализм и его представители в истории философии / Объективный идеализм и его представители в истории философии / Субъективный идеализм и его представители в истории философии

  24. Общее и единичное / Значения категорий «общее», «частное», «единичное» / Онтологические и гносеологические основания обобщения / Платон о статусе общих понятий / Средневековые реалисты и номиналисты о статусе общих понятий / Сенсуалисты XVIII века о статусе общих понятий: «идея-репрезентант»

  25. Часть и целое. Система, структура, элемент / Свойства отношения «часть – целое». Меризм и холизм / Определения категорий «система», «структура», «элемент» / Типы систем

  26. Качество и количество. Закон перехода количественных изменений в качественные / Определения категорий «качество», «количество». Качественная и количественная граница / Переход количественных изменений в качественные. Мера. Скачок.

  27. Движение, изменение, развитие / Изменение и движение: определения / Что означает фраза «движение – это форма существования материи». Движение и покой / Категория «развитие»

  28. Осмысление движения и изменения в истории философии / Понимание движения и изменения в буддистской философии / Гераклит о движении и изменении / Элейская школа о движении и изменении / Платон о движении и изменении / Аристотель: актуальное и потенциальное и их связь с формой и материей / Виды изменения по Аристотелю / Понимание источника движения: Аристотель, деизм, материалисты XVIII века

  29. Детерминизм. Причинно-следственные связи / Что такое связь, причинность, детерминизм, функциональные связи / Причина, условия, повод / Закон. Динамические и статистические законы

  30. Осмысление причинности в истории философии / Телеология, её представители в истории философии, её аргументы и контраргументы. Связь телеологии и идеализма / Концепция причинности Д. Юма / Концепция причинности И. Канта / Лапласовский детерминизм / Споры о сущности причинности в физике XX века / Неопозитивизм о причинности

  31. Проблема свободы воли / Сущность проблемы свободы человеческой воли / Эпикур: связь эпикуровского понимания атомизма и идеи свободы воли / Фатализм стоицизма / Решение проблемы свободы воли Спинозой / Решение проблемы свободы воли Кантом / Решение проблемы свободы воли Сартром

  32. Материя, пространство и время / Материя в понимании Платона и Аристотеля / Свойства материи в философии нового времени / Понимание материи в философии Беркли / Марксистская философия о материи / Определения пространства и времени. Свойства пространства и времени / Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени / Кантовская концепция пространства и времени

  33. Сознание / Определение сознания / Отражение, его виды в неживой и живой природе / Социальная природа сознания, сознание и язык / Идеальное. Свойства сознания / Проблема происхождения человеческого сознания

  34. Субъект и объект познания / Определения категорий «субъект познания» и «объект познания» / Объект познания и фрагмент реальности: пункты несовпадения / Субъект познания как источник активности / Коллективный субъект познания

  35. Чувственное и рациональное познание / Формы чувственного познания / Формы рационального познания / Осмысление соотношения чувственного и рационального познания в античности (Элейская школа, Платон, Эпикур) / Полемика сенсуализма и рационализма в философии нового времени

  36. Истина / Классическая (корреспондентная) концепция истины / Конвенциональная концепция истины / Прагматическая концепция истины / Абсолютная и относительная истина / Конкретность истины / Критерии истины / Практика как критерий истины

  37. Проблема познаваемости мира / Соотношение идеального и материального как основа проблемы познаваемости мира / Гносеологический релятивизм софистов (Протагор) / Теория «идолов» («призраков») Ф. Бэкона / Декарт о познаваемости мира / Юмовский агностицизм / Кантовский агностицизм / Маркс и Энгельс о познаваемости мира / Конвенционализм как вариант агностицизма

  38. Основные свойства научного познания / Уровни научного познания (эмпирический и теоретический) / Формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория) / Верификация и фальсификация как критерии научности / Развитие науки: концепции Т. Куна и И. Лакатоса.

  39. Методы научного познания / Наблюдение, эксперимент, другие методы эмпирического уровня научного познания / Дедукция, индукция, гипотетико-дедуктивный метод / Абстрагирование / Моделирование / Идеализация / Формализация

  40. Понимание сущности человека в древности / Религиозно-мифологические трактовки сущности человека. Душа и тело / Идеал человека в конфуцианстве и даосизме / Структура души согласно древнеиндийским философам. Идеал человека в древнеиндийской философии / Структура души согласно Платону / Структура души согласно Аристотелю / Представления об идеале человека у Эпикура / Представления об идеале человека в стоицизме

  41. Понимание сущности человека в средневековье и новое время / Структура души согласно Фоме Аквинскому / Представления о человеке и идеал человека в средневековой философии / Представления о человеке и идеал человека в философии Ренессанса / Декарт: человек как место встречи двух субстанций / Представления о человеке и идеал человека в эпоху Просвещения / Кант: 3 начала человеческой природы

  42. Понимание сущности человека в новейшее время / Маркс: социальная природа человека / Понимание человека и идеал человека в философии Ницше / Фрейд: концепция бессознательного / Понимание человека в философии экзистенциализма

  43. Общество как предмет философского анализа / Взгляды на природу общества в древности и в средние века / Идеальное государство Платона и традиция утопии / Т. Гоббс: теория общественного договора / Понимание общества в философии Маркса / Уровни и формы общественного сознания

  44. Философия истории / Циклическая и линейная модели истории / Христианская концепция истории: Августин / Концепция прогресса. Гегель и Маркс о движущих силах истории / Формационная и цивилизационная концепции истории.



скачать файл



Смотрите также:
Вопросы к экзамену по философии для студентов факультета вмк, II семестр 2007/08 уч г
97.69kb.
Вопросы к экзамену хгф, проф обучение гр. 392, 5 семестр з/о, гр. 9-32, 6 семестр
18.85kb.
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо за 2006-2007 уч
1304.47kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для студентов I курса юридического факультета очной формы обучения
42.25kb.
Вопросы для вступительного экзамена по философии
40.49kb.
Вопросы к экзамену по русскому языку для 1 курса фно (1 семестр)
111.45kb.
Г. А. Болотова Программные вопросы к зачёту по дисциплине «Религиоведение» для студентов заочного отделения юридического факультета, факультета психологии ниев
49.74kb.
Вопросы к экзамену на 2012-2013 учебный год для студентов, обучающихся по направлению подготовки Экономика / Финансы и кредит По дисциплине Финансовый анализ
26.28kb.
Программа учебной дисциплины гендерная антропология для студентов дневного отделения философского факультета, специальность
181.03kb.
Основные вопросы для подготовки к экзамену для 1 курса этф. Осенний семестр 2009 г
21.96kb.
Экзаменационные вопросы по высшей математике для студентов 2 курса гф
26.15kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
27.09kb.